Здравствуйте уважаемые.
Закончим сегодня тему про советских железнодорожников. В прошлый раз остановились вот тут вот:
https://id77.livejournal.com/3114360.htmlВ годы революции и гражданской войны до униформы железнодорожников руки у советского руководства, что естественно, не доходили. Но жизнь постепенно налаживалась. И СССР нужна была унификация во всем. Уже в 1922 году была установлена общая для всех железных дорог форменная одежда для проводников поездов беспересадочного сообщения.
19 октября 1922 года Центральное управление железнодорожного транспорта НКПС СССР издает приказ № 7258 «О порядке содержания и обслуживания пассажирских поездов беспересадочного сообщения» четвертый раздел которого озаглавлен «Обмундирование поездной технической бригады, обслуживающей пассажирский поезд беспересадочного сообщения».
Поездная техническая бригада пассажирского поезда беспересадочного сообщения состояла из следующих лиц: начальника поезда, старшего проводника-истопника, проводников-истопников по три человека на каждые два вагона летом и по два человека на один вагон - зимой. В эту же бригаду входило также два смазчика.
Кондукторская бригада должна была обслуживать поезд в пределах дороги следования и состоять не более чем из трех человек, а именно: главного кондуктора, старшего кондуктора и сигнального (заднего) кондуктора.
Приказ предписывал начальникам поездов, проводникам-истопникам и смазчикам быть одетыми в форменные куртки и фуражки с синим кантом. Каждый проводник-истопник должен был иметь на куртке нагрудный знак с номером.
Форменная куртка (тужурка) начальника поезда должна была иметь на обшлагах рукавов и по воротнику тоненький серебряный кант, а в петлицах, на воротнике шифровку - инициалы дороги.
В 1923 г. вновь введена фуражка с красной тульей для начальников станций.
Однако более-менее систематически к проблеме единой униформы в НКПС СССР подошли только в 1926 г. Приказом НКПС № 9035 «Об объявлении Правил снабжения форменным обмундированием» официально вводилась новая железнодорожная форма. В качестве одной из причин нововведения указывалась необходимость внести «ясность во взаимоотношения как работников транспорта с клиентами, так и между собой».
В состав формы железнодорожников входили следующие предметы:
Фуражка черного цвета, без кантов с широким лакированным фибровым козырьком; на околыше крепилась железнодорожная эмблема - перекрещенные топор и якорь белого металла, на верхней части околыша крепилась цветная лента, обозначавшая принадлежность к той или иной службе; летом на тулью надевался красный чехол : у начальников станций и дежурных по станции - тулья красного цвета.
Тужурка суконная черного цвета ( летняя - из черного или белого х/б), закрытая, однобортная на пяти белых пуговицах (на пуговицах - топор и якорь), с двумя нагрудными карманами, с отложным воротником с петлицами на углах воротника (как на красноармейских шинелях), для службы эксплуатации - темно-малинового цвета, для службы тяги - синего, на петлицах - шифровки с обозначением дороги. На левом рукаве располагались нашивки белого галуна.
При исполнении служебных обязанностей работники железной дроги обязаны были носить бляхи белого металла с обозначением дороги с указанием названия дороги, должности и номера; так проводники поездных бригад на бляхе имели надпись «Проводник №__. Северная ж.д.».
Пальто - черное , кожаное, двубортное на пяти пуговицах. На воротнике - нашивки как на тужурке.
Полный комплект униформы включал в себя: одну фуражку, две летние и одну зимнюю тужурку, одно пальто .
В 1930 г. форменная одежда железнодорожников претерпела некоторые изменения. Приказ НКПС СССР № 1689 от 5 августа 1930 г. отменял упомянутый выше Приказ того же ведомства № 9035-1926 года. Согласно новому Приказу, появилась темно-синяя окантовка петлиц и исчезла шифровка на них с обозначением дороги.
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.