Поскольку круг общения в ЖЖ у меня сильно поменялся, то, видимо, немногим из читающих эти строки известно, что я эстет. И вот, в рамках реализации этих своих наклонностей мы с будущей моей женой устроили киномарафон, влупив разом подряд (с перерывами на сбегать на кухню, долить чай) обе части "Бегущего по лезвию".
Собственно, так и было запланировано, я писал об этом намерении ещё когда
побывал на премьере свежего фильма в октябре минувшего года. Ответственно заявляю: моё эстетство было сильно удовлетворено домашним просмотром в тёплой ламповой атмосфере.
В кинотеатре ведь как? На голову обрушивается 100500 гигабайт впечатлений и нет возможности уделить внимание каким-то деталям, которые видны лишь при наличии возможности кликнуть на паузу или вернуть на пару кадров назад. Ребята, я затащился от фильма Дени Вильнёва больше, чем от оригинальной ленты Скотта (впечатления о ней тут были довольно
подробные).
Во-первых, я минималист. И после избыточности вещей, которыми заполнен "Бегущий по лезвию" 1982 года, свежая лента, где Вильнёв сделал прямо противоположное, попала мне в самое сердце. Эта пустота, в которой нет ничего лишнего, эта игра света и тени, но не такая, как у Скотта, - просто шик.
Герои первого фильма окружают себя куклами, герои второго живут в пустоте. Это пустота метафизическая, душевная, и чтобы хоть как-то её заполнить, живая кукла заводит собственную куклу, пусть и не живую, а существующую лишь в виртуальной реальности.
Во-вторых, в ленте Вильнёва обнаружилась масса не замеченных в ходе киношного просмотра лулзов. Вы, например, знаете, что в 2049 году СССР всё ещё существует и производит "Soviet Happy"?
В-третьих, масса не сразу узнаваемых, но после обнаружения очень доставляющих отсылок к первой ленте (велосипедисты, прозрачный дождевик, сцена с приближением и увеличением фрагментов изображения, etc.), вплоть до того, что шлюха-репликант лицом похожа на Прис из ленты Скотта.
В-четвёртых, какие в фильме стервы... ммм. Что Мадам, что фаворитка психопата Уоллеса, носящая издевательское имя Лав. Последнюю вообще можно смело переносить в экранизацию "S.N.U.F.F." Пелевина. Чем не Алёна-Либертина, руководящая нанесением удара по убежищу пупараса Трыга, не отходя от кассы вставая из кресла в салоне красоты?
(В кадре - демонстрация слоняющимся по свалке оркам технического превосходства обитателей офшара во всей красе).
И, наконец, в-пятых. У репликантов в новом фильме появилась идея. Нет, даже не так. ИДЕЯ. Если в фильме Скотта их волнует банальное выживание, то здесь - нет. От частного они переходят к общему. Их интересует Великая Октябрьская Социалистическая революция, потому что они - пролетариат показанного в ленте будущего.
Погибнуть за правое дело - что может быть более человечным? (с)
Под этими словами мог бы подписаться любой интернационалист времён Гражданской войны. Российской или испанской. Или войны на Донбассе. Если репликанту человеку не за что умереть, разве у него есть, для чего жить?
Этого нельзя получить ни в какой виртуальщине, являющейся лишь зеркалом, отражающим банальные человеческие инстинкты.
Вот так, со второго просмотра, "Бегущий по лезвию 2049" вошёл в число моих любимых фантастических лент.
P.S. Хочу себе такое пальто, как у героя Гослинга. Только не вытертое зелёное, а вытертое синее.