Коли возникло так много вопросов по этим самолетам,то хотелось бы рассмотреть их сходство и различие поближе.
Каждый по отдельности самолет можно посмотреть тут:
Ан-70 ur-ntk, Миг-31БМ 93 красный, Як-130 90 красный на Максе-2009 часть 8 Dubai airshow 2009 ч.4:Catic L-15 Китайский учебный самолет Dubai airshow 2009 ч5.:Alenia Aermacchi M-346( Як-130 :-)) итальянский учебный самолет Не пинайте пианиста: он играет как умеет:-)))
Буду рад поправкам,дополнениям,ссылкам.
Приборная панель самолетов:
Авионика самолетов включает в себя:
Як-130 : Интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Як-130 с открытой архитектурой включает две цифровые вычислительные машины ( интересно каких производителей)и трехканальную систему мультиплексного информационного обмена. Для решения навигационных задач используются бесплатформенная система на лазерных гироскопах и приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/НАВСТАР. На Як-130 предусмотрена установка радара (наиболее вероятна РЛС "Оса"), способного одновременно сопровождать 8 целей и вести стрельбу по 4 из них во всей угловой зоне.
Информационно-управляющее поле каждой кабины сформировано с использованием трех многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов форматом 6х8 дюймов. Член экипажа, находящийся в передней кабине, имеет возможность пользоваться индикатором на лобовом стекле и нашлемной системой целеуказания. Таким образом, по составу вооружения и авионики Як-130 соответствует требованиям к "борту" пятого поколения.
Самолет оснащен электродистанционной комплексной системой управления, позволяющей, в учебных целях, изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от имитируемого самолета и выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета.
Самолет в обеих кабинах имеет электронную индикацию, построенную на трех жидкокристаллических МФЦИ размером 6_8 дюймов без электромеханических приборов.
летно-технические характеристики, позволяющих выполнять основные маневры, присущие боевым самолетам 4 и 5 поколения;
L-15 : Учебно-боевая машина имеет цифровую ЭДСУ, а также современную авионику (в частности - информационно-управляющее поле кабины экипажа, выполненное с использование многофункциональных экранных индикаторов) . В носовой части фюзеляжа может располагаться БРЛС (внешне там хорошо смотрелась бы НИИПовская станция "Оса"). Самолет оснащен 23-мм встроенной пушкой. На внешних узлах подвески может располагаться вооружение различных классов (в том числе и управляемое), обеспечивающее поражение как воздушных, так и наземных целей.
M-346 :В состав оборудования входят три цветные дисплея в кабине пилотов, комплект БРЭО Alenia Difesa,
цифровая система управления полетом Teleavio/Marconi в сотрудничестве с Системами BAE, Dowty и Microtecnica для приводов .
Кабина является аналогичной для истребителя последнего поколения, и каждое рабочее место экипажа оборудовано коллиматорным дисплеем, тремя ЖК дисплеями, дисплеем на шлеме с системой ночного видения (NVG) система управления двигателем и вооружением (HOTAS) .
Архитектура бортового радиоэлектронного оборудования основана на двойной избыточной МИЛ-СТД-1553Б цифровой шине данных, у которой есть способность подключения дополнительных систем. Набор коммуникации включает приемопередатчик УКВ/УВЧ и ответчик IFF. Навигационный набор включает лазерный гироскоп и инерционную навигационную систему с встроенным приемником GPS, и тактическая аэронавигация (РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ТАКАН") и УКВ всенаправленное радио, (VOR/IIS/MB).
Система управления полетом (FCS) является полностью цифровой электро-дистанционной с четырехкратной избыточностью, которая включает четыре BAE компьютера управления полетом .
Резюме: видим,что Наши и Китай используют похожую авионику,а итальянский самолет построен полностью на западной элементной базе.
Все фотографии разбиты по три и расположены в следующем порядке: Як-130, L-15, M-346.
Большая часть фотографий мои,они отмечены адресом журнала в левом нижнем углу.Остальные взяты мною из интернета.
Вид спереди
Вид снизу:
Посмотрим на летные ТТХ: Як-130 L-15 M-346
* Максимальная скорость: 1060 1.4M 1255 км\ч
* Дальность : 1850 3100 1890 км
* Боевой радиус : 1315 550+ хххх км
* Потолок высоты : 12500 16000 13715 м
* Скороподъемность : хххх >200(форсаж) 100 м\сек
* Предельные перегрузки: +8\-3 +8\-3 +8\-3 g
* Скорость отрыва\посадочная 210\180 ххххх \166 км\ч
* Длина разбега\пробега 380\670 ххххх 320\470 м
Как видим данные сильно разнятся и это связано с двумя аспектами: разные двигателя и не очень точные данные в инете:-(((
Вид слева:
Построено самолетов: Як-130 :В настоящее время принято решение о производстве головной серии из 10 самолётов для проведения войсковых испытаний в ВВС РФ. Планы: Россия - заказано 62 самолёта. Самолёты производятся на нижегородском авиастроительном заводе «Сокол».
Алжир - заказано 16 самолётов. Самолёты для Алжира производятся на Иркутском авиационном заводе, поставки начнутся в 2010 году.
Ливия - заказано 6 самолётов.
Рассматривают возможность приобретения:
Малайзия - Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолёт Hawk и итальянский Aermacchi.
L-15 :В настоящее время построено пять самолетов L-15.Планы дальнейшие пока не ясны.Хотя Украина хочет организовать совместное производство для своих нужд.
M-346 :Построено 3 самолета: 2 опытных и 1 предсерийный.Планы: 15 машин для ввс италии и 48 для ввс ОАЭ. В этих странах включен в короткий список:Сингапур , Саудовская Аравия, Индонезия, Эквадор, Катар, Греция и Чили.
Вид сверху
Сравним размеры и веса : Як-130 L-15 M-346
* Длина : 11.49 12.27 11.49
* Размах крыла : 9.72 9.48 9.72
* Высота : 4.76 4.81 4.76
* Площадь крыла : 23.52 хххх 23.52
* Сухой вес : 4500 4960 4610
* Вес с полной нагрузкой: 6350 6500 6700
* Максимальный взлетный вес: 9000 9500 9500
Видно,что размеры Як-130 и M-346 совпадают,а китайский самолет отличается. По весам: возможно для М-346 указаны данные не для серийного самолета,который легче опытных на 780 килограмм?
Вид сзади
Як-130 :Силовая установка включала два словацких ТРДД "Поважске Строярне" DV-2S тягой по 2200 кгс. Воздухозаборники двигателей оснащены устройствами защиты от попадания в них посторонних предметов. Однако на серийных самолетах предусмотрена установка экономичных ТРДД АИ-225-2,5 с тягой по 2500 кгс совместной российско-украинской разработки ("Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс" и ММПП "Салют"). Экспортный вариант Як-130 может быть оснащен двигателем DV-2SM. Есть вспомогательной силовой установки с генератором переменного тока.
Тяговооруженность: 0,85
L-15 :Каждый из первых двух самолетов (#01 & #02) оснащен двумя ZMKB-Прогресс (Лотарев) двигателями DV-2, у которых нет форсажных камер, и у этих двух самолетов таким образом нет возможности достигнуть сверхзвуковой скорости. Третий самолет (#03) оснащен парой двигателей улучшенной версии DV-2, DV-2F, с форсажной камерой, и может достигать сверхзвуковую скорость. Последующие промышленные экземпляры самолетов, как ожидают, будут оснащены украинскими Ivchenko-Прогресс AI-222K-25F двигателями с форсажом.
Тяговооруженность:>1
M-346 :двигателя DV-2S для YAK/AEM-130 они заменены двумя Honeywell / ITEC F124-GA-200 турбовентиляторными двигателями, произведенными Fiat Avio.
Тяга, max, SLS, международная стандартная атмосфера 2 x 2 850 кг 2 x 6.280 фунтов
Есть также замкнутая отдельная система смазки для выполнения высшего пилотажа.
Резюме: L-15 единственный из этих самолетов расчитан на работу на сверхзвуке.Это определяет наличие двигателя с форсажной камерой.Благодаря этому задняя часть внешне сильно отличается от M-346 и Як-130, а также отлично из-за этого хвостовое оперение
Вид на кабину:
В самолете стоят катапультируемые кресла:
Як-130 :креслах нового поколения К-36ЛТ3,5 производства НПО "Звезда", обеспечивающих катапультирование на нулевых скоростях и высотах.
L-15 : информацию не нашел,но сдается мне,что наши тоже
M-346 :катапультируемое кресло Martin Baker/SICAMB: Mk.16.
Вид справа
Вооружение самолетов:
Як-130 :9 точек подвески (8 подкрыльевые и 1 подфюзеляжная) на 3000кг нагрузки: управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 с ИК-наведением и "воздух-поверхность" Х-25 с лазерным наведением, а также корректируемую авиабомбу КАБ-500Кр,также на подфюзеляжную точку можно подвесить контейнер с оптико-электронной системой типа "Платан". Или блоков неуправляемых авиационных ракет Б-8М и Б-13, авиабомб калибра 250, 500 кг и РБК, а под фюзеляжем - контейнера с пушкой ГШ-23.Или подвесные топливные баки (ПТБ), контейнеры с разведывательной аппаратурой, средствами радиоэлектронного и ИК-противодействия.
Или также открытая архитектура БРЭО позволяет интегрировать в состав вооружения Як-130 управляемые ракеты западного производства: AIM-9L "Сайдуиндер" и "Мажик-2", а также AGM-65 "Мейверик".
L-15 : имеет шесть (четыре под крылом и две законцовки крыла) опоры, для подвески различного оружие класса воздух-земля и класса воздух-воздух. В случае необходимости, он может служить в легкоатакующей роли после незначительной модификации, неся до 3 тонн вооружения.
M-346 :имеет девять внешних креплений, шесть из которых являются подкрыльевыми, оборудованы 1 000-фунтовыми креплениями для ракет класса "воздух-воздух". Станция под фюзеляжем несет контейнеры бортового радиоэлектронного оборудования или 300l конформный топливный бак.
Оружие включает:бомбы MK82 500 фунтов и 1 000-фунтовое MK83 ракетные пусковые установки;AIM-9 Sidewinder ракет класса "воздух-воздух" ближнего радиуса; Raytheon AGM-65 Maverick ракеты класса "воздух-земля"; MBDA (прежде Alenia) Marte MK-2A предназначенные для поражения кораблей .
Внешние подкрепления могут также нести Vinten VICON-601 разведывательный блок, блок лазерного целеуказания, радар, и Elettronica ELT-55 блок радиоэлектронной борьбы
Здесь все в общем идентично.
Компоновочная схема Як-130
Стоимость M-346 озвучивали в пределах 15 млн долларов США.По другим самолетам такой информации не нашел.