На авиашоу в Дубае были предоставлены к всеобщему обозрению два самолета F-16 ВВС ОАЭ.Этими самолетами оказались F-16E block60 с номерами 3066( на статической стоянке) и 3060 он же cn RE-35 (демонстрировал летные качества)
Dubai airshow 2009 ч.1:полет F-22 Dubai airshow 2009 ч.2: Геркулесы Dubai airshow 2009 ч.3: Ah-64d Apachy Longbow Dubai airshow 2009 ч.4:Catic L-15 Китайский учебный самолет Dubai airshow 2009 ч5.:Alenia Aermacchi M-346( Як-130 :-)) итальянский учебный самолетОтличный сайт об этих самолетах.
F-16И как всегда основную информацию черпаю с сайта
www.airwar.ru 6-ого декабря 2003, первый самолет UAEAF F-16 block 60 сделал свой первый полет из Форт-Уэрта Локхида, с главным летчиком - испытателем Стивом Бартером. F-16E/F является фактически новым самолетом.Он предназначен, в первую очередь, для нанесения ударов высокоточным оружием по наземным целям вне зависимости от времени суток и погоды, в условиях жесткого противодействия со стороны ПВО противника. F-16E/F Block 60 - дальнейшее развитие "ночного" многоцелевого истребителя F-16C Block 40, созданного в 1988 г. и оснащенного навигационно-прицельной контейнерной системой LANTIRN, а также широкоугольным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) с голографической оптикой.
Объединенные Арабские Эмираты начали поставку первой партии F-16E/Fs в 2004. ОАЭ начала модернизировать две базы ВВС 2003 году, чтобы подготовиться к поставке этих новых самолетов. Пилоты ОАЭ и персонал обучается в Тусоне, Аризона. Некоторое количество самолетов базируется Holloman AFB для дальнейшего тестирования.
Вдоль фюзеляжа идут два конформных топливных бака,о них немного позже.
Воздушные силы Объединенных Арабских Эмиратов заказали в общей сложности 80 F-16E/F Блок 60 , став первым покупателем(и пока единственным) этой версии F-16 .Из 80 самолетов 55-одноместная версия и 25 двухместная.
Кроме самолетов ОАЭ купили на USD $2 миллиарда вооружения для F-16E block60 включая 491 AIM-120B AMRAAM ракеты, 267 AIM-9M Sidewinder, 163 AGM-88 Harm, 1,163 AGM-65D/G Maverick, 52 AGM-84 Harpoon, бомбы лазерного наведения, 20-миллиметровые боеприпасы и другое вооружение.
История поставки:
В сентябре 1996, правительство Объединенных Арабских Эмиратов уведомило Локхид Мартин, что F-16 и Rafale, произведенный французской компанией Dassault, были отобраны как кандидаты заключительного этапа конкурса на новый самолет - истребитель ВВС ОАЭ. Макдоннелл Дуглас F-15 был официально устранен от соревнования.
Локхид Мартин предложил ряд конфигураций F-16 для рассмотрения . Конфигурация, которую рассматривали на конкурсе имела название block 60. Так как block 60 был предложен только Объединенным Арабским Эмиратам (под названием F-16U (не официально)), то за всю модернизацию заплатили ОАЭ.ОАЭ настаивали на полном контроле над исходным кодом для block F-16 60 и его систем вооружения. ОАЭ связали потенциальный заказ с возможностью использовать AIM-120 AMRAAM с заказываемыми самолетами.
Первый самолет ОАЭ block F-16F 60 #3001 (в варианте "стандарт О", соответствующем требованиям к летно-демонстрационному самолету)совершил первый полет из форта Worth 6-ого декабря 2003.
В конце 2004 г. начались испытания самолета в варианте "стандарт 1", обеспечивающем минимальные возможности решения боевых задач. В конце 2004 г. начались испытания F-16C/D "стандарта 2", а в первом квартале 2006 г. на испытания самолета в варианте F-16C/D "стандарт 3", полностью соответствующем требованиям заказчика. Поставки серийных истребителей ВВС ОАЭ предполагается начать в 2005 и завершить в середине 2007 г. (вероятно, доводка самолетов F-16C/D "стандарта 2" до уровня "стандарта 3" будет осуществлена уже в ОАЭ),но возникли задержки почти на 2 года.
Недавно ВВС США озвучило свое намерение приобрести такие самолеты и для себя.
Впервые название block 60 появилось в 1989. Это должен был быть F/A-16, который нес 30-миллиметровую пушку и имел усиленную конструкцию крыла для несения противотанкового оружия, такого как 7.62-миллиметровые Миниганы. Этот самолет недолго рассматривали как замену A-10 warthog. "Оригинальный" block 60 не дошел до производства.
Как писалось выше, первым покупателем "Десерт Фалконна" стали ОАЭ. ВВС этой страны, заинтересованны в "региональном стратегическом самолете", способном "достать" столицы ближайших соседей,уже получили все 80 самолетов.
Правительство Израиля рассматривает возможность закупки 60 двухместных самолетов типа "усовершенствованный F-16I", близких истребителю F-16F Block 60. Заинтересованность в новом самолете проявляет также Норвегия. Предполагается, что отдельные элементы F-16E/F Block 60 могут быть внедрены и на американских истребителях F-16C/D в ходе очередного этапа их модернизации.
Модернизированный самолет F-16E/F Block 60 имеет увеличенную с 21770 (F-16C Block 50) до 23130 кг максимальную взлетную массу. Масса пустого самолета возросла с 8700 до 9300 кг. при сохранении прежней площади крыла, что не могло не отразиться (разумеется, в отрицательную сторону) на маневренных характеристиках машины. Однако удел F-16E/F Block 60 - не ближний маневренный воздушный бой. По утверждению представителей фирмы, новый истребитель имеет в два раза лучший показатель по критерию "дальность/боевая нагрузка", чем самолеты F-16 Block 40 и 50. Это обусловлено, в частности, применением конформных топливных баков, позволивших при выполнении ряда боевых задач отказаться от использования подвесных топливных баков.
На теме конформных (накладных) баков следует остановиться особо. Два таких бака, установленных по бокам верхней части фюзеляжа, являются основным внешним элементов, отличающим "Десерт Фалкон" от машин прежних модификаций.
Накладные топливные баки для истребителя F-16 были созданы фирмой Локхид еще в 1994 г. Первоначально они предназначались для установки на истребителях F-16, предлагавшихся ВВС Израиля. Однако израильтяне предпочли тогда самолет Боинг (Макдонелл Дуглас) F-15I "Игл" (вариант F-15E). Наработки по бакам были востребованы лишь через несколько лет, когда ВВС Объединенных Арабских Эмиратов потребовался новый ударный самолет, способный решать оперативные задачи на ТВД, что, в свою очередь, предполагало боевой радиус действия около 1500 км.
Баки, испытанные в полете в 1999 г., несколько отличаются от варианта, предлагавшегося израильтянам. Они легче, лучше согласуются с аэродинамикой самолета, обладают меньшей радиолокационной заметностью, более технологичны в изготовлении и быстрее монтируются на самолет.
В результате максимальная суммарная масса топлива одноместного самолета F-16C Block 60 составила 9070 кг: 3080 кг в фюзеляжных и крыльевых баках, 1360 кг - в конформных баках, 3700 кг в двух подкрыльевых подвесных топливных баках (ПТБ) и 930 кг в центральном подфюзеляжном ПТБ. Это на 85% больше, чем у самолетов F-16 предыдущих модификаций. В результате F-16E/F Block 60 может доставлять на ту же дальность в два раза большую боевую нагрузку, чем его предшественники.
Конформные топливные баки, изготовленные из алюминиевых сплавов, выполнены легкосъемными. После их демонтажа самолет F-16E/F Block 60 сохраняет все характеристики истребителей типа F-16C/B Block 50 (в частности - способность маневрировать с девятикратной перегрузкой).
Информационно-управляющее поле кабины летчика (летчиков) "Десерт Фалкона", соответствующее уровню пятого поколения, выполнено с использованием трех жидкокристаллических цветных многофункциональных индикаторов форматом 125x175 мм. Дисплеи обеспечивают возможность микширования изображения. На них может выводиться цифровая подвижная карта местности с нанесенной на ее фоне тактической обстановкой или информацией от БРЛС, работающей в режиме синтезирования апертуры с высоким разрешением. Система следования рельефу местности сопрягается с цифровой геоинформационной системой и системой предупреждения о столкновении с Землей и обеспечивающей безопасное маневрирование на малых высотах.
Другими элементами информационно-управляющего поля кабины истребителя являются широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС), а также новый многофункциональный пульт управления, расположенный непосредственно под ИЛС. Кабинная индикация совместима с очками ночного видения.
Задняя кабина двухместного самолета F-16F Block 60 практически полностью аналогична передней кабине истребителя.
Самолет оснащен новой полностью цифровой четырехканальной ЭДСУ (на самолете F-16C/D Block 40 используется аналого-цифровая ЭДСУ).
Благодаря открытой архитектуре "борта" истребитель сможет использовать практически все высокоточные тактические авиационные средства поражения западного производства. В частности, он может нести оперативно-тактические малозаметные крылатые ракеты AGM-158 JASSM, УР воздух-поверхность AGM-65 "Мейврик" и AGM-88 HARM, управляемые планирующие авиабомбы AGM-145 JSOW, КАБ JDAM и "Paveway" II/III, ракеты класса воздух-воздух средней дальности AIM-120, УР ближнего боя AIM-9M, AIM-9X и "Piton", а также другое как существующее, так и перспективное вооружение американского, европейского и израильского производства.
фото кабины из интернета(мне сфотографировать не дали:-(()
Однако основной "изюминкой" модернизированной машины являются не дополнительные топливные баки, а принципиально новая авионика, соответствующая, по оценкам специалистов, уровню авионики самолетов пятого поколения. В состав БРЭО модернизированного истребителя включена БРЛС Нортроп Грумман AN/APG-80 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР или, в соответствии с англоязычной аббревиатурой, AESA), способная работать как по воздушным, так и по наземным целям. Станция обеспечивает также возможность маловысотного полета в режиме автоматического следования рельефу местности.
Схемка размещения основных компонентов самолета
По сравнению с БРЛС AN/APG-68 (V) 7, установленной на самолете F-16C/D Block 50, новая станция имеет более чем вдвое большую дальность обнаружения и захвата воздушных целей, а также обеспечивает "чрезвычайно высокое" разрешение в режиме синтезирования апертуры. Многофункциональная радиолокационная станция AN/APG-80 способна обнаруживать воздушную цель типа "истребитель" на дальности до 130...150 км (для сравнения, БРЛС AN/APG-68, установленная на F-16C Block 50/52, может обнаруживать аналогичную цель на дальности лишь 60 км).
Для снижения радиолокационной заметности при визировании самолета наземными РЛС антенная решетка должна быть установлена под углом к вертикальной плоскости, с зеркалом, ориентированным вверх. Станции аналогичного типа, отличающиеся лишь размерами АФАР, предполагается установить также на самолетах F/A-18E/F (в ходе их модернизации) и на JSF. Подобная АФАР, не имеющая к настоящему времени мировых аналогов (на самолетах МиГ-31, Су-30МК и "Рафаль" установлены менее совершенные БРЛС с ФАР пассивного типа), применена и в радаре Нортроп Грумман/Рейтеон AN/APG-77 истребителя Локхид Мартин F-22A. Уровень разрешения БРЛС (1x1 м на удалении нескольких десятков км) обеспечивает возможность поиска малоразмерных наземных целей и целеуказания авиационным корректируемым авиабомбам типа JDAM с инерциально-спутниковым наведением. Летные испытания БРЛС AN/APG-80 на самолете-летающей лаборатории начались в 1999 г. Использование АФАР потребовало существенного повышения мощности системы кондиционирования и охлаждения. В результате истребитель получил двухканальную систему управления жидкостным охлаждением приемно-передающих модулей БРЛС. Применение АФАР обусловило и отказ от установки ПВД на радиопрозрачном носовом обтекателе антенны.
Оптоэлектронный комплекс ITTS (Internal FLIR Targeting System) размещен в двух модулях (одном встроенном и другом контейнером). Широкоугольный гиростабилизированный тепловизионный датчик, служащий для навигации и поиска наземных целей, расположен в верхнем модуле в носовой части фюзеляжа перед козырьком фонаря кабины (по типу КОЛС МиГ-29 и Су-27). Он имеет две степени увеличения изображения (2х и 9х).
Прицельный датчик AN/AAQ-32 IFITS (диаметр оптической системы -280 мм), сопряженный с тепловизионным блоком, в котором применен тепловизор третьего поколения, размещен в подвесном контейнере под левой "губой" воздухозаборника. Оба датчика работают в средневолновом ИК-ди-апазоне. Видеоинформация от них может выводиться как на ИЛС, так и на нашлемный прицел-индикатор. По утверждению представителей фирмы Локхид Мартин, новый комплекс ИК-дат-чиков имеет по сравнению с системой LANT1RN (примененной на самолете F-16C/D Block 40) меньшее аэродинамическое сопротивление и позволяет истребителю маневрировать с перегрузками до 9 единиц, что недоступно самолетам, оснащенным LANTIRNoм.
Поддержание заданных летных характеристик при возросшей полетной массе самолета F-16E/F Block 60 предполагается обеспечить за счет установки более мощных вариантов двигателей Пратт Уитни F100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129 с тягой порядка 14500 кгс. В перспективе на самолете F-16E/F Block 60 может найти применение и усовершенствованный двигатель, исследующийся в рамках программы F110-GE-129EFE (Enhanced Fighter Engine - усовершенствованный двигатель для истребителя) фирмой Дженерал Электрик. Он должен обладать тягой порядка 15400 кгс с возможностью ее дальнейшего форсирования до 16300 кгс.
В результате внедренных усовершенствований модернизированный самолет F-16 приобретает новые возможности, вплотную приближающие его к перспективным истребителям пятого поколения и обеспечивающие ряд преимуществ перед такими самолетами поколения "4+", как "Рафаль", EF2000 "Тайфун" или МиГ-29СМТ.
Самолет планируется оснастить полностью новым оборонительным комплексом радиоэлектронного противодействия SPS (Self-Protection Suite), включающим встроенную аппаратуру постановки активных помех, а также пассивную систему радиолокационной разведки, позволяющую не только фиксировать и классифицировать угрозы, но и определять с достаточно высокой точностью направление на РЛС противника, а также дальность до нее.
В ноябре 2000 г. ВВС ОАЭ выбрали фирму Нортроп Грумман в качестве поставщика для самолета F-16E/F Block 60 комплекса радиоэлектронного противодействия. Встроенное оборудование РЭБ обеспечивает как "традиционное" оповещение о подлете ракет противника, так и ведение радиоэлектронной разведки, определение типов РЛС противника, а также выдачу целеуказания противорадиолокационным ракетам типа AGM-88 HARM.
По утверждению представителей фирмы Локхид Мартин, комплекс РЭБ способен отслеживать "все возможные угрозы" для самолета. В его состав входят центральный цифровой процессор, встроенные средства постановки активных помех, а также буксируемая ложная цель, связанная с самолетом-носителем оптиковолоконным кабелем. Кроме того, истребитель несет 14 блоков с ИК-ловушками, размещенных на фюзеляже, а также подкрыльевых пилонах.
Принципиально новая система обучения наземного персонала и технического обслуживания самолета F-16E/F Block 60 предусматривает использование мини-компьютеров (типа "лэптоп"), а также компьютерных систем тестирования авионики и силовой установки. Применена и новая автоматизированная система подготовки полетного задания, выполненная на базе PC-совместимого компьютера.
F-16E/F, разработанный по заказу ОАЭ, получил название Desert Falcon (Сокол пустыни). Первый самолетбыл поставлен заказчику почти на 2 года позже первоначально объявленных сроков. Чтобы загладить свою вину, корпорация Lockheed Martin совместно с Korea Aerospace Industries вдогонку за F-16E/F предложила Эмиратам специальный вариант учебно-боевого самолета Т-50 Golden Eagle. Оборудование его кабины повторяет Block 60/62, многие бортовые системы их идентичны, моделируются основные режимы работы РЛС.
В настоящее время более 4000 экземпляров F-16 различных модификаций состоят на вооружении 24 государств. Серийное производство истребителей семейства будет продолжаться, как минимум, до 2010г. - до полномасштабного выхода на рынок самолетов JSF.
А теперь немного фотографий полетов:
Модификация F-16E Block 60
Размах крыла, м 9.45
Длина самолета со штангой, м 15.03
Высота самолета, м 5.09
Площадь крыла, м2 27.87
Масса , кг
пустого самолета 8855
взлетная нормальная 15279
максимальная боевая 22630
топлива 9070
Тип двигателя: 1 ТРДДФ Pratt Whitney F-110-GE-132
Тяга, кгс
на форсаже 1 х 14740
максимальная 1 х 8620
Как интересно закручивается струя дыма
Вид снизу
Максимальная скорость
у земли 1480
на высоте 2132
Перегоночная дальность, км 4475
Боевой радиус действия, км 1524
Максимальная скороподъемность, м/с 250
Практический потолок, м 18500
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Сверху
Вооружение: Одна шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan (6000 выстр /мин, 511 патронов PGU-28/B)
Боевая нагрузка - на 9 узлах подвески (до 9276 кг):
УР воздух-воздух AIM-9L/M/P Sidewinder, AIM-9X? Piton, AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM
УР воздух-земля AGM-65 Maverick и AGM-88 HARM
КР AGM-158 JASSM, AGM-84E SLAM, ПКР AGM-84 Harpoon
УАБ AGM-145A/B JSOW, КАБ JDAM и "Paveway"II/III
обычные бомбы Mk.82, Mk 83 и Mk 84
контейнер GPU-5/A с 30-мм пушкой
Полет кверх ногами
Посадка
Ну и на последок схемка сравнивающая F-16 и Миг-29.Текст на польском но можно понять из диаграмм основные моменты.