Omentielva

Oct 24, 2022 12:07

начало тут тут и тут



Субботу поделили на две части - в первой был собственно доклад Локита, который не случился вчера, после него Пол Штрак, а потом начинался довольно длинный круглый стол, состоящий из Криса Гилсона, Пола Штрака, и нас с Валерией, каждый про своё.

Локит говорил про использование дополнений, и сразу видно что компьютерщик - по логике его доклада хорошо тренировать алгоритм написания фраз на квенья.





Я на этом месте вообще понял, что не до конца догоняю формат гуманитарных докладов. Когда наши что-то рассказывают, обычно это звучит как: есть новый опасный прецедент/новое полезное правило, начинает действовать тогда-то, опасаться/использовать в таких-то ситуациях, практические нюансы такие, можете задавать вопросы. А тут это часто выглядит как предложение почтенной публике посмотреть на один из способов систематизации какого-то куска всем известного знания.

После говорил Пол на довольно странную тему: он сделал, обсчитал и очень подробно нам разъяснил модель постоянности квенья, то есть, того, насколько один и тот же корень менялся с течением времени, получая другое название и значение. То есть, он проделал довольно-таки сумасшедшую работу (он показывал исходники и подо мной зашаталась твердь от количества человеко-часов, вложенных в это дело) по организации и обсчету всех известных корней. И теперь мы знаем, что коэффициент постоянности квенья - 48.2%. Я не уверен, что в полной мере понимаю значение этого открытия.




Затем объявили ланч. На ланч всем подали томатный суп (они обычно на сливочной основе, поэтому мы отказались) - в ожидании следущего блюда народ завис в столовой, рассматривая какой-то древний вариант Пармы - невероятно теплый и ламповый, на машинке отпечатанный, с коррективами от руки...







Потом выяснилось, что собственно cуп это и был ланч.
Мы с трудом выдрались из дискуссии и подорвались в номер закинуться чем-нибудь до круглого стола.





Бертран Белле вёл.
Крис говорил о структурах - довольно внятно, живо и образно и без слайдов.



Пол говорил о механизмах развития нео-квенья и нео-синдарина, и свой доклад начал со слов: "Меня часто спрашивают, как определить, говорю ли я на квенья (или синдарине) или на нео-квенья и нео-синдарине. Есть простой, достоверный и несложный в применении тест. Являетесь ли вы Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном? Если нет - вы говорите на на нео-квенья и\или нео-синдарине..."



Валерия говорила о том, как она пишет свои стихи на квенья (не про методологию, а в терминах «когда я спускалась с горы на лыжах я захотела сказать на квенья «лететь как птица»» (это цитата).

Я говорил про то, чем перевод песен отличается от перевода текста, где там засады, и на что смотреть при выборе материала - в основном на материалах своих докладов на эту тему на Зилантах 2020 и 2021.

Потом народ, который привез с собой штук сорок экземпляров Пармы усадил Криса их подписывать:



а мы стали общаться - например, на этой фотографии вы видите, как происходит живейшая дискуссия относительно природы неологизма:



После - в четыре - был обед с которого sciuro сбежала, а я не сбежал, и дурак был. Там подали свинину со свининой и немного свинины на закуску. Честное слово - я такого никогда не видел прежде - свиную отбивную, с картошкой, жареной на сале и присыпанной беконом, и капустой с кусочками сала.



Я поглядел на тарелку, вздохнул, потрепался с чуваками и пошел шляться, потому что изрядно к тому времени офонарел.

Меня почти сразу занесло на службу в местную церковь, внезапно довольно славную.





Прошелся по какой-то заброшенной улочке до заброшенного выхода на железную дорогу и вернулся, потому что пора было дальше.



После обеда начиналась онлайн-сессия, с которой Локит подбил нас смыться посмотреть какой-то старый парламент в центре. Мы и смылись - сессию обещали записать (хотя потом оказалось, что не записали), а пройтись хотелось. Я сводил народ до железной дороги, поглядели на закат.





Центр у Катовицы в целом ничего так, но воздух там ужасен, а в это время кажется еще и проходил какой-то концерт, народу толпилось немало. Парламент оказался на поверку старым дурацким зданием, в общем, хомячок убежал безуспешно и мы, приговаривая: отчего вам нездоровится? Оттого, что вы в Катовицах, вернулись обратно как раз к окончанию докладов.

После всего народ отправился в бар пить, мы с ними прошлись, но не остались - надо было собираться и вообще.

Воскресенье

Воскресенье начиналось с доклада Ришарда про молитвы у Толкиена (у Толкиена были молитвы, спасибо за внимание!)



а вот дальше была жемчужина - новый текст, который Крис принес под обещание не фотографировать и не выкладывать. Это троязычная молитва Варде, около двадцати слов на квенья, на синдарине, и примерно сто пятьдесят на латыни.

Народ строчил как в добрые старые времена на лекциях, я аж скоропись вспомнил; нам дали один совершенно новый корень, второе значение к имеющемуся и одну конструкцию, которую Бертран Белле давно грыз, а теперь понятно, как оно работает (вы бы видели, как он засиял!). Под слайдом по окончании доклада собрался импровизированный семинар когда все машут руками, перебивают друг друга и орут, как ученые в романах ранних Стругацких. Это было офигенно, но сразу после нам было пора на поезд, мы всех обняли и удрали, а народ поехал потом в гости к Ришарду пить чай и тусоваться.

Следующую Omentielva проводит Бертран Белле - в 2024 году - в августе, в Тулузе, в те же даты.
То есть, одновременно с Олимпиадой, в том же месте, в то же время, при средней температуре в регионе 36 градусов. Буду честен, я не знаю, хватит ли у нас задора присоединиться.

Мы успели (поезд был уже без купейных вагонов, а нормальная электричка) и сели с упоением сводить заметки с доклада Криса. Выверили, вычистили, разобрались, это было отлично. Богумил к одержимцам примотаться не посмел, и в Прагу мы попали уже к шести вечера.

У них на вокзале, оказывается, есть такое:



В планах было поесть, кинуть рюкзаки в гостинице и шляться. Локит затребовал непременно супа, sciuro углядела вьетнамский ресторан, и мы туда втянулись. Вьетнамские рестораны в Праге, даже и сетевые, отличные, хотя и не без местного колорита: так, я впервые в жизни обнаружил во fresh summer roll (это такая совершенно стандартная затея с креветками, длинными макаронами и нарезанным вдоль огурцом) длинный ломтик свинины...

Локит сказал, что он ест медленно и догонит нас в отеле (от людей охренел, подумали мы), так что мы припустили без него, и вскоре с остервенением смывали остатки Силезии с волос и тела в прекрасном Мозаике.

sciuro чертовы Катовицы убили и она упала, как подстрелянная птаха, а мы с Локитом пошли, как и собирались, по городу. Локит сколько-то дух Праги, он знает тут каждую дырку и мы залезли во все.

Прага это такая концентрированная Европа. Очень про crowdfunding - мы прошли мимо сперва современной галереи, на которую скинулись в двадцатом веке художники, после театра, на который скинулся в восемнадцатом весь город.







В этом городе невозможно перестать смотреть вверх на улице потому что самое интересное происходит примерно на уровне второго этажа.







На домах в Праге много где с незапамятных времен делали барельефы чтобы обозначить адрес для неграмотных (как вывески в английских пабах) - многие целы до сих пор.





Много где сделаны статуи святых, причем по делу - часто попадаются, например, Флорианы, которые защищают от огня.



Локит говорит, что у Праги было три уровня реконструкции на уровне города в целом - готический, барокко и начала века, и от каждого остался какой-то слой. Но по виду больше всего именно барокко, во всяком случае, никакая новая застройка в глаза не кидается, а исправно встраивается в имеющуюся.



Я хотел закат на Карловом мосту, сейчас увидите почему, и Локит повел нас через остров, где танцевальный дворец, мимо довольно занятной плотины из бревен - сперва толстых, после более частых - которые предназначены задерживать попадание того, что плывет по реке в мельничные колеса и может их заклинить.







Изначальный мост был построен много ниже, с нормальной аркой для прохода и взимания штрафов, но после - когда выстроили мельницу и сколько-то запрудили реку, вода стала слишком высоко, часть моста, как я понимаю, просто рухнула, и Карл Первый построил the мост - тот самый, с фигурами, откуда скинули в реку Иоанна Непомука.

Какая единственная организация в то время могла взять на себя спонсирование и обеспечение такого масштабного проекта? Правильно. Я не знаю, какими привилегиями расплачивался город (Локит тоже не знает), но по краям моста стоят четыре монастыря, которые его построили и поддерживают. С одной стороны реки кластер крыжовника Klášter křižovníků, монастырь святого креста, где церковь францисканцев, чуть дальше доминиканцы, на другой стороне - клариссы и августинцы.

Мы зашли в чью-то огромную роскошную церковь где служили мессу, и после во внутренний двор (я бы тут работал, если бы нас не двинули в центральное здание, грустно сказал Локит, который архивариус пражской государственной библиотеки).

Там была астрономическая башня, самая старая в Европе, где до сих пор проводятся измерения: как инструментами 17 века, так и современными, и там например есть полоса на полу, которая, когда ее пересечет солнечный луч, тогда и полдень.

Я хотел, чтобы мы попали на Карлов Мост на закате, и так и вышло, и мне кажется, эти фигуры красивее всего именно в виде силуэтов.





>



Локит, надо кнопочным телефоном которого я подтрунивал всю дорогу выдал тираду в том ключе, что не видит для себя, во всяком случае, смысла фотографировать все подряд: дескать, что надо и так запомнит, а если не запомнит, значит того не стоило. На что я сделал вот этот кадр:



Потому что есть вещи, которые глазами вообще не видно, а на фотографии - да.

Мы перешли на другую сторону, к церкови госпитальеров, по ночному времени закрытой, и двинули шататься в мелкие улочки.









Спойлер про госпитальеров: мы туда зашли на следующий день со sciuro и внутри там так:





В Праге до сих пор над дверьми, как в старые времена мелом пишут К+М+В 2022 (первые буквы имен волхвов и год). Я удивился в том смысле, что они же не святые, помощи от них толком ждать - непонятно, какой и когда, но - традиция.

Некоторые настенные фрески - я не знаю другого слова для описания этого дела - живы с 17 века, и я до сих пор не понимаю, как. Погода же, дожди, потоп у них был два раза - как это всё не рассыпалось?





В углу, в тупичке, обнаружились следы жизнедеятельности местного аналога банд - в Праге исключительно мирная молодежь, и банды вызывают друг друга померяться крутостью совершенно алхимическим способом - подкинув загадку с шифром и ключом.



Разгадав его, получаешь наводку на место, где лежит следующая загадка, и так несколько раз, пока цепочка не приводит в дом или квартиру одного из членов организации. Там надлежит оставить, бросив в почтовый ящик, письмо со словами: мы вас нашли, после чего отгадчики получают пропуск на соответствующий берег реки. С нашего берега это смотрится как такое мимими, каких я в корзинке с котятами не видел.

Мы шли потихоньку вверх, пока не добрались до темного монастырского сада под стеной (на деревьях поспевали яблоки и я немедленно утащил одно зеленое для sciuro) - оттуда смотреть на город отлично и днем, и ночью.









А вот часовня Иоанна-у-Прачек, на этой стадии покровителя этой почтенной профессии, а изначально она просто была построена недалеко от пирса, где стирали, и возник genius loci, прямо по Аароновичу.



После уже пора было по домам, но это в целом была славная охота, и мы обязательно еще стусуемся.

peregrin

Previous post Next post
Up