Анонимная жена Ноаха.

Nov 02, 2008 22:19


"... Ноах был праведник, совершенный в своём поколении..." (Берейшит 6:9). Как известно из комментария Раши, на праведность Ноаха можно смотреть по разному. С одной стороны Ноах смог стать праведником даже в поколении, из-за которого был потоп, и если бы Ноах жил в более благоприятной среде, то уровень его праведности был бы значительно выше.

С другой стороны есть прямо противоположное мнение, согласно которому его праведность была заметна только в его поколении, а в поколении Авраама Ноах не был бы кем-то значительным. Ор аХаим объясняет, что несмотря на свою праведность, Ноах вообще никак не повлиял на своё поколение. В отличие от Ноаха Авраам молился даже за население Содома и Гоморры, а Моше вообще спас весь народ после Золотого Тельца.

Одна из причин по которой Ноах строил ковчег сам в течении 120 лет, а не делегировал эту работу кому-то другому, заключается в том, что люди поколения потопа должны были увидеть чем он занят. И тогда у Ноаха был бы шанс помочь им исправить ситуацию. В результате 120 лет работы по исправлению своего поколения никто кроме Ноаха, его жены, его трёх сыновей и их жён на ковчег не попал. Как же могло получиться так, что Ноах провалил эту часть своей работы таким блестящим образом?

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нецив) говорит, что Тора вообще, и первая книга Торы - Берейшит - в частности, содержит массу имён собственных. Во многих случаях кроме имени об этих людях ровным счётом ничего неизвестно. Нецив спрашивает, как же получилось так, что из почти сотни имён перечисленных в недельной главе Ноах не нашлось места для имени жены Ноаха? Более того, у его сыновей есть имена, но у их жён имён нет.

Как известно, с точки зрения Торы женщина не является человеком, но и мужчину тоже человеком назвать нельзя. Только когда они соединены вместе - пара мужчина и женщина называется человек (Брейшит 2:24). Нецив говорит, что несмотря на то, что Ноах был номинально женат, его жена играла настолько небольшую роль в его жизни, что даже её имя не упомянуто. Поэтому у Ноаха просто не было шансов повлиять на своё поколение.

Это одна из причин, по которой Ноаха контрастируют с Авраамом. Тяжело представить более активную роль жены, чем то что было сказано Аврааму: "...Во всем, что скажет тебе Сара, слушай её голоса..." (Берейшит 21:11). Получается что если бы не было Сары, Ривки, Рахель и Леи, то не было бы и Авраама, Ицхака и Яакова в том виде в котором мы их знаем.

Без активного участия женщин, максимум что может получиться - это отсидеться в ковчеге во время потопа. Для того, чтобы замыслы не остались на уровне абстрактных размышлений, а были воплощены в жизнь, нужна женщина. Поэтому сказано, что исход из Египта был в заслугу женщин, и так же будет и в последнем поколении, в котором освобождение придёт тоже в заслугу женщин поколения (Сота 12-Б).

Ноах, Хумаш, Нецив

Previous post Next post
Up