О школьных сочинениях

Jan 24, 2013 00:25

Я планирую написать о разных прочитанных книгах, но начать хочу с более общей темы. Вот никогда я не понимал, в чем смысл школьных сочинений и что конкретно требуется от ученика при их написании. Помню, мне говорили (кажется, кто-то из родителей), что сочинения нужны, чтобы "уметь выражать свои мысли". Мысли выражать я умею не очень хорошо (а в ( Read more... )

books, russian

Leave a comment

Comments 8

arda_unmarred January 24 2013, 00:52:19 UTC
Fascinating post! I've always wondered what happens in the minds of (smart and educated) people who cannot write literature essays. Ya ponyatiya ne imeyu chto trebovalos' v rossiyskih shkolah, a to chto trebuetsa v angliskih shkolah, iz togo chto ya videla, eto polnaya trebuha. Na uversitetskom urovne eto uzhe bolee seryezno, but at every level it is always to a large degree a matter of convention, and you have to know what the conventions are (in other words, what the audience - i.e. the teachers/professors/exam board - in a particular national and chronological context require and are expecting to get) and write to them. And the conventions vary enormously from country to country, from period to period within one country, and from school to university in one country at one time. I see this all the time with students coming from Europe or the US - an American undergraduate literature essay is a very different thing to a British one ( ... )

Reply

imarek January 25 2013, 00:51:13 UTC
Your point about conventions is exactly right. As far as I remember, it was never explained to me what the conventions for essays were, and I never understood them. As for literary criticism, one teacher actually made us read Belinskiy (a famous 19th century Russian critic). As far as I remember, Belinskiy's main argument was that Onegin was a good guy who behaved correctly at all times (and so did Pechorin from "Герой нашего времени"). But anyway, the argument was (at least) internally consistent and was not the problem. The problem was that reading is not writing! Even after spending a significant amount of time reading Belinskiy, I couldn't manage to write anything about "Евгений Онегин", at least not on any of the set topics ( ... )

Reply


rus4 January 24 2013, 13:31:17 UTC
С днём варенья!

Reply

imarek January 25 2013, 00:51:23 UTC
Спасибо!

Reply


engelsca January 24 2013, 14:47:00 UTC
Антон,

во-первых, с днем рождения!

во-вторых, видишь ли, в классических произведениях происходит оооооочень много всего, просто это надо видеть, а для этого нужны задействовать не только мозги, но и чувства. когда дочитываешь хорошую книжку, всех героев уже нежно любишь. а в сочинении или эссе именно об этом и пишешь, подкрепляя свои мысли выкладками старших и более авторитетных товарищей.

это если не брать в расчет историю литературы - там надо сравнивать что есть у автора с тем, что было до него.

если хочешь еще гуманитарных мнений, могу задать (только если хочешь) твой вопрос в fb - у меня в ленте много гуманитариев

Reply

imarek January 25 2013, 16:31:08 UTC
Таня, спасибо!

Мне кажется, чувства и учебный процесс плохо совместимы. А герои в классической русской литературе мне в большинстве случаев казались малоинтересными. Хотя бы потому, что почти никто из них не является профессионалом ни в каком деле и не пытается чему-нибудь научиться (во всяком случае, в тексте это подробно не описано). Но даже если героя "нежно любишь", странно как-то об этом писать в сочинении. Особенно, если тема - что-нибудь вроде "Смысл заглавия комедии "Горе от ума"".

Reply


funtiashka January 24 2013, 20:55:16 UTC
Прочитав твой пост, я осознала, что не помню вообще ни одного своего школьного сочинения по прочитанному произведению, даже тем! Помню, что когда-то писала сказку про ер, но это как раз было сочинение на сравнительно свободную тему - такое у меня в принципе получается. А вот по литературе не помню вообще! И это после двух лет в гуманитарном лицее!

Reply

imarek January 25 2013, 14:02:58 UTC
Так это же прекрасно: значит, время сочинений для тебя прошло безболезненно. :-) На самом деле, настоящие сочинения мне пришлось писать всего несколько раз - вряд ли больше 10 за все годы. Этот пост - не только про сочинения, но и (в меньшей степени) про то, что происходит на уроках литературы в целом. Но про некоторые из своих сочинений я до сих пор помню, в том числе про вышеупомянутых Гринёва и Швабрина (за которых, кстати, я получил неплохую оценку, но скорее потому, что это было еще в классе 7-8, и требования были низкими).

Reply


Leave a comment

Up