Развернутый отзыв на
статью К. Шахбазяна «В.Н. Лосский о Воплощении».
Часть 3. Исцеление человеческой природы.
(Окончание. Начало
здесь, продолжение
здесь)Мы уже ранее отметили ключевой недостаток работы Шахбазяна, а именно приписывание Лосскому мыслей, отсутствующих у последнего, подмену предмета - автор зачастую критикует созданную им самим
(
Read more... )
Comments 29
Безусловно, отождествлять человеческую природу со всеми телами и душами всех людей - это глубокое заблуждение. Но уверены ли вы, что это собственная мысль Шахбазяна, а не парафраз Лосского Шахбазяном?
Если это - его собственная мысль, то он везде и всегда должен утверждать, что ипостасное соединение человеческой и Божественной природы во Христе - это восприятие Богом Словом всех душ и тел всех людей. Я никогда не видел этого у Шахбазяна. Наоборот, борьба с такой мыслью является лейтмотивом деятельности Киприана Геворковича. Мне кажется, вы поторопились с выводами.
А вот подобная мысль у Лосского вполне возможна. Нужно ещё раз проверить, а ещё лучше - напрямую поинтересоваться у Шахбазяна на эту тему.
Reply
Но, думаю, это связано и с собственными воззрениями К.Ш. Дело в том, что он, как мне кажется, номиналист, и понимание природы как "совокупности всех ипостасей" у него встречалось, если я не ошибаюсь, и помимо этой статьи.
Reply
Reply
Понятие в человеческом уме - разумеется, не то же, что природа. Это как раз и есть номинализм.
Так что я с Вами согласен по обоим пунктам. Но по крайней мере второе он признает...
Reply
Ну почему же абсурдно? Если не переносить это на настоящую жизнь, а на время Второго пришествия и воскресение из мертвых. Если понимать что Христос Воскресением, обновил в Себе наше естество и распространил это на каждого, то есть на всех. Христос всем дарует это обновление естества через восстановление наших тел в нетлении и бессмертии. В этом смысле спасение Христово распространено на всех.
Иное дело жизнь в блаженстве во Христе, в общении с Богом. Для этого нужна вера, и « кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ©
«Надлежало же пленным не туне получить свободу, но быть выкупленными, потому и освобождает их, пролив кровь; сим же образом с того времени и до последнего дня освобождает и отпущает вину, и омывает нечистоту души.» Св. прав. Николай Кавасила
« ( ... )
Reply
+В этом смысле спасение Христово распространено на всех.+
Спасение я все же понимаю как участие в вечной блаженной жизни.
Reply
Я не успел еще 3-ю часть прочитать. Лишь выборочно просмотрел.
«Спасение я все же понимаю как участие в вечной блаженной жизни.»
Согласен
Reply
Reply
Reply
Вот это поясните, пожалуйста; "чистое по восприятию от Девы" - это понятно, а "чистое не от ипостасного соединения" - это что значит?
+вместе с тем воспринимая состояние, никоим образом не заключённое в логосе нашей (тварной) природы+
Это тоже мне не очень понятно. Логос - это в том числе и цель, предназначение. Как это сочетается с учением Отцов, например, о "твари, имеющей повеление быть Богом" или о логосах благобытия и приснобытия?
Reply
1. Существует несторианская концепция, в рамках которой утверждается что Логос воспринимает осквернённое грехом естество, исцеляя его в самом акте Воплощения.
Важно исключить любую возможность понимания Воплощения как существенного восприятия греха.
2. Это говорится о тропосах существования, а не о тварной природе как таковой. Человек предназначен к обожению, таков Божий замысел о нём. Это ведь не делает и не сделает тварную природу источником бессмертия для самой себя.
Reply
Leave a comment