Ещё про т.н. "100-процентное резервирование"

Jan 11, 2009 20:25

Разговор о 100-процентном резервировании скатился не в ту степь.

Во-первых, мне так никто толком и не ответил, что такое 100-процентное резервирование. Так что вопрос остается.

Во-вторых, о банковских вкладах и их обеспечении резервами лучше всего обобщил peter-repin:

«Я вообще не понимаю, зачем требовать от банков стопроцентного ( Read more... )

банки, терминомика, деньги

Leave a comment

svv January 12 2009, 18:10:56 UTC
То-то и оно. Дело не в стопроцентном резервировании, а в честности банка. Честный, надёжный банк - мне без разницы, хватит ли у него в моменте золота, чтобы вернуть золото всем клиентам одновременно. Нечестный банк - да хоть сколько он будет заявлять о стопроцентном резервировании, я туда золото не отнесу.

Давайте я с такой стороны подойду.

1. Австрийцы со своими теориями говорят, что одна из корневых причин наблюдаемых нами деловых циклов (не обязательно единственная причина, не обязательно всех циклов) -- специфическая (кредитная) форма расширения денежной массы, т.е. денег и заместителей денег.

2. Увеличение массы заместителей денег, т.е. инструментов, воспринимаемых народными массами как деньги, происходят по ряду, скажем так, социологических причин. Одна из важных причин -- распространённость договоров частичного резервирования, особенно для банковских вкладов ( ... )

Reply

peter_repin January 12 2009, 18:22:32 UTC
Эти договоры по ряду причин не являются корректными договорами

Что это за причины?

Reply

svv January 12 2009, 22:40:42 UTC


У меня сейчас под рукой есть книжка де Сото, так что я
процитирую список, которым автор подытоживает рассмотрение этого вопроса.
См. также оригинал: http://www.jesushuertadesoto.com/pdf_money/chapt_3.pdf на стр.156. В фигурных скобках -- мои примечания.

Семь возможных юридических характеристик договоровбанковского вклада с частичным резервированием:
  1. В договоре присутствует обман (мошенничество):
    совершается преступление незаконного присвоения, и договор
    недействителен и ничтожен (исторически порочное происхождение частичного резервирования).
  2. Обмана нет, но есть error in negotio: договор недействителен и ничтожен.

    {{Error in negotio -- ошибка в существе сделки, т.е. стороны
    не пришли к общему пониманию о сути договора.}}
  3. Нет error in negotio, но каждая сторона договора преследует свою типичную цель:
    договор недействителен и ничтожен из-за принципиальной несовместимости причин [побуждающих
    к его заключению].
    {{То есть одна сторона стремится сохранить
    деньги в доступности, другая -- получить их в своё распоряжение.}}
  4. Являясь ( ... )

Reply

peter_repin January 13 2009, 08:49:59 UTC
Ну тут написано, что такой договор плохой, ничтожный и недействительный, но не написано почему.

Договор это то, чем соприкасаются два человека - банкир и его клиент. Больше, чем написано в договоре, они друг другу не должны. Перед подписанием договора банкиру разумно проверить добросовестность клиента, а клиенту - добросовестность банка. Банку лезть в профессиональную жизнь клиента и рассказывать, как ему зарабатывать деньги, - преступно, равно как и клиенту лезть на кухню к банку, пока оба выполняют свои обязательства, указанные в договоре. Если у кого-то есть сомнения в добросовестности партнёра, лучше не заключать договор. Но если сомнения невелеки, а условия всех устраивают, я всё равно не вижу, на каком основании кто-то может вмешиваться в заключение такого договора.
Не нужно считать чужие деньги. И не нужно заботиться о всеобщем благоденствии и вселенской справедливости. Нужно заботиться о соблюдении договоров.

Reply

svv January 13 2009, 09:29:04 UTC
Больше, чем написано в договоре, они друг другу не должны.Если отвлечься от частичного резервирования, Вы согласны с тем, что договор вклада и договор займа содержательно отличаются (если угодно, по-разному проводят границы ( ... )

Reply

peter_repin January 13 2009, 15:09:35 UTC
Допустим, есть договор, в котором написаны слова, которым контрагенты при подписании придают некоторый смысл. Что делать, если оказывается, что контрагенты придают им разный смысл...?

Я думаю, в случае разной трактовки термина прецедентное право должно использоваться не для запрещения определённых видов банковской деятельности, а для однозначного определения такого термина. А договаривающимся сторонам можно в этом случае только посоветовать либо избегать слов, значение которых может быть трактовано по-разному, либо уточнять смысл этих слов в договоре.
Верно ли я понимаю, что...

Да, верно.

Reply

svv January 14 2009, 10:45:01 UTC
Я думаю, в случае разной трактовки термина прецедентное право должно использоваться не для запрещения определённых видов банковской деятельности, а для однозначного определения такого термина. А договаривающимся сторонам можно в этом случае только посоветовать либо избегать слов, значение которых может быть трактовано по-разному, либо уточнять смысл этих слов в договоре.

Отсылка к прецедентному праву тут малоинформативна. Вопрос был не о трактовке конкретного термина (сомневаюсь, что в современных контрактах вообще используются слова "частичное резервирование"), а об общем подходе к интерпретации контрактов в ситуации, когда стороны обнаруживают конфликт в понимании сути контрактов.

Судья может судить, руководствуясь статутами, прецедентами, обычаями делового оборота или ещё чем, но сперва ему надо установить, о чём был контракт с точки зрения его участников, т.е. при каком понимании контракта эти точки зрения совместимы.

Да, верно.Если в этой ситуации вкладчик действительно отдавал себе отчёт о том, что банкир не гарантирует ( ... )

Reply

peter_repin January 14 2009, 14:28:00 UTC
Я не вижу никакой проблемы, и не вижу смысла называть такой договор договором пари. Если договор заключается в том, что один человек отдаёт другому деньги взамен на расписку, а тот в свою очередь обязуется по тому же курсу вернуть деньги по первому требованию, назовите этот договор как угодно. Легитимная, как Вы говорите, суть такого договора от этого не изменится.

Если смысл термина понимается по-разному, нужно определять термин, а не запрещать явление, которое описывает одно из значений этого термина.

Reply

svv January 14 2009, 18:59:15 UTC
От того, как договор называется и понимается людьми, меняется поведение и ожидания этих людей.

Reply

peter_repin January 14 2009, 19:21:25 UTC
Ну ладно, можно так бесконечно на месте топтаться.
Я так понимаю, мы пришли к общему мнению, что ничего плохого в частичном резервировании нет, просто и банк, и клиент должны понимать суть договора. Так?

Reply

svv January 14 2009, 23:00:10 UTC
Да, тема разговора уже стала размываться.

Итоги я бы отметил такие:

1. В рискованных договорах, в которых клиент может потерять свои сбережения, ничего плохого нет (тут-то у нас точно нет разногласий). В явлении частичного резервирования банковских вкладов, как оно существует сейчас, плохое есть и немало (циклы, привилегии, правовая неопределённость).

2. Есть противопоставление подходов:
(а) интерпретация любых договоров на равных основаниях, просто как произвольных обещаний, выполнение которых оценивается по формальным признакам (видимо, при таком подходе понятие подлога, мошенничества почти бессмысленно -- это, кстати, популярная идея в либертарианских кругах);
(б) более широкий анализ конфликта, в т.ч. учитывающий намерения контрагентов, разногласия в понимании сути договора, требующий выявления существенных черт договора, чтобы рассматривать его в рамках соответствующих [такому виду договоров] практик или деловых обычаев и т.д. (де Сото явно придерживается этой позиции).

Reply

simik January 14 2009, 01:37:53 UTC
7. В любом случае договор ничтожен и недействителен, потому что наносит существенный ущерб третьим лицам (в виде экономических кризисов, усугубляемых центральным банком), причём этот ущерб больше, чем ущерб от фальшивомонетчиков.

А чем не нравится довод? Ведь увеличение денежной массы вследствие частичного резервирования обесценивает деньги у всех участников рынка. Самый что ни на есть ущерб третьим лицам.

Reply

peter_repin January 14 2009, 07:21:57 UTC
С какой это стати обесценивает, если размен обеспечивается?
Тысячу фантиков банк всё так же обязан разменять на золотой слиток.

Reply

simik January 14 2009, 09:49:52 UTC
Грубо говоря, фантиков становится резко больше, а реальных товаров и услуг -- остается столько же, поэтому ТиУ дорожают, что то же самое, что и фантики обесцениваются.

Reply

inadia January 14 2009, 10:18:23 UTC
Да, проблема не в количестве фантиков, а в том, на что банк эти фантики тратит. И сравнивать количество фантиков надо не с товарами на рынке - это грубейшая ошибка - а с активами банка.

Reply

peter_repin January 14 2009, 14:31:34 UTC
Ничё не понимаю. Золота выдают столько же за каждый фантик? Тогда о каком обесценении идёт речь?
При чём тут дорожающие "товары и услуги"? О ценах товаров банк с клиентом не договариваются. Они договариваются о размене расписок на золото. Если договор между банком и клиентом выполняется, о чём ещё тут вообще может идти речь?

Reply


Leave a comment

Up