"Мечта о Париже". Хайфа. Музей Мане-Кац. 23.08.12.

Aug 25, 2012 23:30

Век 21 и век 20 - вот о чем этот рассказ. 100 лет - это много или мало? Как вы считаете? И думали ли художники,
приехавшие в Париж за признанием и славой в начале прошлого века, что кто-то из них станет великим и знаменитым,
а чьи-то имена будут, возможно, совершенно несправедливо забыты? Конечно же нет. Каждый из них видел себя на
вершине славы и богатства. Увы, не все этого достигли...
Сегодня мы знаем имена тех, чья мечта воплотилась в жизнь. Одним из них был МАНЕ-КАЦ, ХУДОЖНИК ИЗ КРЕМЕНЧУГА



Безусловно мне стоит упомянуть о том, что в это раз я, к моей радости, смогла присоединиться к поездке журналистов
и блоггеров 23 августа в Хайфу. Программа состояла из посещения выставки современного японского искусства Double
Vision в двух городских музеях - музее японского искусства имени Тикотина и в Хайфском художественном музее.
Но утром, как известно, надо выпить чашечку кофе, который был предусмотрен в кафе музея Мане-Каца. К кофе
прилагалось посещение выставки "Еврейские художники Парижской школы" или "Мечта о Париже.

Ехать, как вы понимаете, мне никуда не пришлось. Разве что от дома до Центрального Кармеля, там и находится музей
Мане-Каца.
Еще в 1958 году, при жизни мастера, с муниципалитетом Хайфы было достигнуто соглашение о строительстве для него
дома и мастерской - в обмен на завещание, в котором городу передавались все его произведения и собранная им
уникальная коллекция иудаики.
Здесь, в этом доме, он провел последний год своей жизни. 9 сентября 1962 года Мане-Каца не стало.
Дом-музей его имени с чугунной решеткой ворот, выполненной по его рисунку, расположен в живописном месте над
морем. На улице с прекрасным названием Яфе Ноф - Красивый Вид. Название это себя полностью оправдывает.






А вот и афиша выставки. Для тех, кто не читает на иврите. Имена художников, работы которых представлены на
выставке говорят сами за себя. Модильяни, Сутин, Шагал, Паскин, Цадкин, Мане-Кац. И это только часть имен...



Ждем приезда журналистов и блоггеров. Любуемся и фотографируем красивые виды. Даже при такой погоде они прекрасны.
Дымка жаркого дня и яркое солнце выбелили город...









Терраса пока еще пуста.



А вот она уже полна голосов, радостных приветствий тех, кто уже знаком реально и тех, кто до сих пор был знаком только
виртуально. Лично я была очень рада тому, что встретилась наконец-то в реале с Мариной - olmas и Олей - omia.



И, конечно же, я была очень рада встрече с Галей - malamant.



И новые знакомства. Очаровательная Роми и, уф, подскажите имя и никнейм, а то я не уверена. И, вообще, там где я
не уверена, я не буду подписывать фотографии, но прошу "помощь зала".



Еще одно одно личное знакомство. leon_orr



Про кофе помните? Хороший был кофе, вкусный. Хоть и не в чашках.



Знаете, я одновременно так много красивых женщин давно не видела. Очаровательная улыбка danigal_s



Интересно, мужчины тоже так думают? velelens



Приятный разговор.



Трудно отвлечься от красивого вида. Но на минутку можно.






Кофе выпит. Пора на выставку. Думаю, что будет уместным привести здесь статью Маши Хинич об этой выставке.
И, одновременно, поблагодарить ее за организацию этой поездки. Статья размещена на сайте Prichal.com - все о туризме
в Израиле.

Мечта о Париже - Музей Мане Кац - Хайфа
"Мечта о Париже" - так знаково-романтично называется новая выставка в Хайфском музее Мане-Каца - музее, год
назад открывшемся после ремонта заново преображенным и быстро ставшим серьезным художественно-исследовательским
центром после сонного пребывания в течении нескольких десятков лет в статусе музея-квартиры с пыльными коврами
и пыльными воспоминаниями, настоящие сокровища которого прятались в запасниках. Первая половина 20 века,
"Парижская школа", феномен Ecole de Paris, еврейские художники в Париже - таковы направления выставки "Мечта
о Париже", на которой представлены более 100 работ 40 еврейских художников, живших в Париже - работ Марка
Шагала, Амедео Модильяни, Моиза Кислинга, Хаима Сутина, Жюля Паскина, Роберта Фалька, Мишеля Кикоина,
Эжена Зака, Пинхуса Кременя, Осипа Цадкина, Ханы Орловой, Абрама Минчина и, конечно же, самого Мане-Каца,
бывшего заметной личностью в этой яркой компании, одним из самых выдающихся представителей столь необычного
явления как "Парижская школа".
Именно в Париже выкристаллизовались его художественное видение и мастерство, именно в Париже он создал большую
часть своих работ. Художники Парижской школы не были объединены ни общими художественными целями, ни единой
творческой программой. Главное, что их связывало - стремление к свободе, поиску и общению, а Париж для них был
синонимом свободного художественного мира.
Основная тема экспозиции "Мечта о Париже" - еврейские художники, сыгравшие важную роль в становлении Ecole de Paris.
Помимо прямой цели - доставить эстетическое удовольствие посетителям музея и любителям живописи того периода,
у этой выставки есть еще одна задача: попытаться понять - в очередной, тысячный раз - идентификацию еврейского
художника в современном искусстве, парижскую богему и тягу к земле обетованной, традиционное воспитание и свободный
образ жизни, которой обрели выходцы из Восточной Европы (и не только они и не только оттуда) в Париже, опыт еврейского
художника в мегаполисе, стремление стать "своими" в центре искусства того времени и сохранение еврейского духа в
творчестве.
Много еврейских художников, собравшиеся в одном месте и в одно время, и атмосфера, которую они создали в Париже,
реальность того времени, столь отличная от сегодняшней - пожалуй, это и есть Ecole de Paris со всем художественным
богатством и разнообразием этой группы. Потому экспозиция "Мечты о Париже" выстроена из нескольких плоскостей-
взаимосвязей: еврейский опыт, самооценка художника через призму опыта жизни в городе; студия художника, как личное
и творческое пространство; Париж, как центр мира, столь разнящийся от периферии; живописная игра в тоску по "земле
обетованной" - по еврейству и по территории авангардного искусства. Ведь в первой половине 20-го века художники,
если они не побывали в Париже, не могли считаться настоящими авангардистами.
Термин «Парижская школа» вошел в историю искусства в 1920-х годах благодаря критику Андре Варно, который употребил
его, обозначая интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж в 1900- 1920-е годы
из разных стран Европы и из Америки. Художники жили и творили на Монпарнасе. Монпарнасское содружество, будучи
интернациональным, сохраняло творчески-богемную атмосферу на протяжении 1910- 40-х годов, а в отдельных случаях даже
до 1960-х годов.
Большинство молодых живописцев жили в общежитии для художников «Ла Рюш» («Улей») - в комплексе зданий, состоявший
из нескольких конструкций Всемирной выставки 1900 года. С 1902 года художники арендовали в "Улье" жилье, одновременно
служившее мастерской. Привлекала всех невероятная дешевизна: годовая плата равнялась цене двух обедов в ресторане.
Постояльцы «Улья» были пестрой, интернациональной, многоязычной группой, начиная с 1910-х годов идиш можно было услышать
чаще других языков. Но явно еврейские темы в произведениях тех лет были редкостью. В «Улье» жил и работал Марк Шагал,
применительно к его работам поэт и критик Гийом Аполлинер употребил впервые термин «сюрреализм».
Париж был и остается притягательным центром для художников. Поэтому помимо художников Ecole de Paris в музее Мане-Каца
выставлены работы трех израильтян - Давида Адики, Йоси Брегера и Йосефа Дадуна, - пытающихся осмыслить влияние на
искусство мегаполиса и постсовременного мира, где возник термин "глокальное" - слияние понятий "глобальное" и "локальное";
статус Парижа в каноне западной культуры; осмыслить Париж как символ, как концепцию виртуального пространства, которое
существует в новых условиях без привязки к реальному миру.
Маша Хинич

В музее 4 зала. Мы в первом зале. Куратор выставки - Светлана Рейнгольд провела для нас интересную экскурсию.
Она рассказала и о том, как тот же Мане-Кац, как и другие еврейские художники, стараясь стать единым целым с Парижем и
его жизнью, все же не забывал о своем еврействе. На этой картине Мане-Каца главный герой - Париж, который якобы он видел
из окна своего дома. А элементы еврейства хоть и присутствуют, но не главенствуют. Запомните это. "Якобы он видел"
объясняется очень просто. Не мог он видеть эту картину из своего окна, так как жил на Монпарнасе. Многие же были
в Париже, правда?! Прикиньте, откуда можно увидеть этот вид... Слева - плас Конкорд- площадь Согласия, далее
сад Тюильри и Лувр, справа - Сена, остров Сите, Собр Парижской Богоматери. Монпарнас где-то дальше, справа от
острова Сите, за Латинским кварталом... Уф, как же вдруг остро захотелось в Париж... Но вернемся в Хайфу...



Слушаем рассказ Светланы.






Второй зал.



Авнер - nadlan (слева)



Третий зал.









Портрет жены Мане-Каца(надеюсь, я не ошиблась). Семейная жизнь его была недолгой. А портрет красивый.



Что-то фотография и портрет совсем не похожи... Я ошиблась?



Тяжелый вопрос:"Красива ли эта женщина"? Я шучу, конечно же, но в каждой шутке...



Интересно, что же мы так бурно обсуждаем? Девочки, м.б. вы помните? Фото olmas






Мне очень нравится эта фотография. Маша Хинич - karga_golan (не на портрете). Такая серьезная тема,
а я со своими шуточками.



Еще прекрасные женщины.






Четвертый зал.



Помните, я просила запомнить картину Мане-Каца Париж из якобы его окна с элементами еврейства?
Вот вам еще Париж Мане-Каца, только теперь не он главный герой. Главный герой - еврейская тема.
Жизнь расставила свои точки над "и"... Примечательно то, что обе картины на выставке висят одна напротив другой,
но в разных залах. И между ними открытая дверь... Стоя у первой картины, можно увидеть вторую.



Еще знакомые лица. Ира-большая - d1se, а я Ира-маленькая. Но это отдельная история, к
выставке не имеющая никакого отношения. Отвлекусь еще раз. 23.08. - День освобождения Харькова,
а мы с тобой об этом даже и не вспомнили...












Трудно сказать, почему, глядя на эту картину, я вдруг вспомнила "Еврейскую невесту" Рембранта, которую видела
в апреле этого года в Амстердаме, в Рейксмузеуме и очень долга не могла от нее отойти. Ничего же общего, а вот
вспомнилось...






И последнее - этюд "Три шляпки". Три красивые женщины.



Не верите? Присмотритесь! Виктория Долинская.



На этом я прервусь, вернее, закончу первую часть своего рассказа о трех музеях Хайфы. Кому не терпится посмотреть
все и сразу, рекомендую замечательный рассказ о всех трех музеях у lorien22 Музеи Хайфы - от строгости реализма
до сумасшествия.

Он, кстати, больше внимания уделяет именно картинам. А мне бы хотелось, чтобы те, кто может добраться до Хайфы,
посетили сами эту выставку. Она продлится до 15 октября.
Адрес музея Мане-Каца - Хайфа, бульвар Яфе-Ноф, 89.
Часы работы: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг -
с 10.00 до 16.00 , пятница - с 10.00 до 13.00, суббота - с 10.00 до 15.00.
Продолжение следует.

Израиль, музей Мане-Кац, друзья, приятные встречи, Хайфа, музеи, жж, выставки, экскурсии

Previous post Next post
Up