Сегодня в нашей “пыточной” очередной интересный смоляной набор, на этот раз это британский экспериментальный самолет Fairey FD.1 от украинского производителя “PRO Resin”.
Самолет очень любопытный и довольно редкий. Насколько я знаю, в 1/72 масштабе до выхода этого набора от ProResin, на рынке была только одна модель F.D.1 - вакуха от Whirlykits, которая так же встречалась в продаже под лейблом Project-X.
Фото модели Martin Pohl
Как и большинство изделий от ProResin, эта модель демонстрирует весьма высокое качество отливок и детализации, на уровне лучших мировых производителей resin-китов. В наборе, заботливо упакованном в плотную картонную коробку, содержится 35 деталей из PUR смолы , 2 ваку фонаря (1 запасной), декаль, напечатанная фирмой Бегемот, инструкция по сборке.
Немного о прототипе: после окончания войны, в качестве трофеев союзникам досталось множество интересных идей и наработок, среди них была концепция “объектового” истребителя ПВО вертикального взлета. В конце 40-х Fairey Aviation Company начала работать над созданием ракетного самолета запускаемого вертикально со специальной стартовой рампы. Вертикальный взлет и дальнейший полет обеспечивал стартовый ракетный двигатель, после полной выработки топлива и окончания работы двигателя, самолет переходил в планирующий полет, после чего осуществлял посадку на ближайшем аэродроме. Как видим королевские ВВС могли получить британский аналог немецкого Me163 и Ba 349.
Однако на начальном этапе работ, Ministry of Supply (MoS) высказало настойчивое пожелание о том, что бы оснастить самолет комбинированной СУ включавшей обычный ТРД и ракетный двигатель. В процессе выработки облика будущей машины, конструкторы Fairey выбрали треугольное крыло, проблемами которого в КБ занимались еще во время второй мировой войны. В 1947 проект получил официальную спецификацию E.10/47 и внутрифирменное имя Delta , планировалось создать опытный образец для натурных исследований особенностей поведения треугольного крыла при полетах на трансзвуковых скоростях.
В дальнейшем с изменением спецификаций, проект Delta по созданию самолетов с треугольным крылом разделился на два направления работ (FD1 - дозвуковая вертикалка, FD2 - сверхзвуковой перехватчик). В последствии пилоты прозвали эту парочку “Красавица и Чудовище”. В начале 1950 из ворот сборочного цеха завода Fairey торжественно выкатили первый прототип FD1. 12 мая того же года самолет перебазировали в аэропорт Манчестера, где он начал скоростные рулежки. После серии наземных тестов, в процессе которых самолет несколько раз дорабатывался, FD1 с бортовым кодом VX350 был полностью готов к проведению летных испытаний. Затем его разобрали и перевезли в летно-испытательный центр в Boscome Down. 12 марта 1951 R. Gordon Slade, шеф-пилот Fairey, совершил на нем первый 17-минутный полет.
В ходе летных испытаний были выявлены несколько серьезных недостатков конструкции. Серьезные нарекания испытателя вызвала неважная управляемость и устойчивость, вялая скороподъемность, неудачная конструкция T-образного хвостового оперения, скверные разгонные характеристики. Из-за проблем с хвостовым оперением и относительно маломощного двигателя Rolls-Royce Derwent 8 с тягой 15,98 кН, FD1 с трудом удалось разогнаться в горизонтальном полете до 555 км/ч, вместо расчетных М=1,3.
В сентябре 1951 произошел неприятный инцидент, при посадке самолет выкатился за пределы полосы и получил незначительные повреждения, зарывшись шасси в грунт. Испытательная программа была временно приостановлена и самолет вернули на ремонт и доработки. С осени 1951 года по весну 1953 самолет подвергался многочисленным изменениям и переделкам конструкции с целью исправить выявленные недостатки. Были изменены управляющие поверхности, убраны предкрылки, ракетные ускорители, обтекатели противоштопорных парашютов, изменена конфигурация хвостовой части фюзеляжа.
В мае 1953 FD1 возобновил свои полеты, и после первого же полета выяснилось, что полностью изжить врожденные недостатки машины не удалось. Не оправдав возложенных конструкторами на него надежд, далее FD1 рассматривался только как испытательная платформа для исследования поведения дельта-крыла на малых скоростях. В сентябре1954 первый прототип VX350 даже участвовал в показах на авиасалоне в Фарнборо. Какое-то время программа балансировала на грани закрытия в виду явного отсутствия перспектив и низких летных качеств самолета.
Были предприняты вялые попытки перепроектировать хвостовое оперение или даже совсем отказаться от него с целью повысить максимальную скорость и улучшить летные данные. Но из-за сокращения финансирования и нехватки ресурсов в КБ эти планы остались только на бумаге. 6 февраля 1956 в результате жесткой аварийной посадки FD1 серьезно повредил шасси и получил “не летающий статус”. Восстанавливать его посчитали экономически нецелесообразным. Вскоре поврежденный самолет был перевезен в Shoeburyness, в Essex Weapons Range доживать свой недолгий век в качестве мишени для стрельб. Судьба двух других недостроенных предсерийных машин (VX357 и VX364) была не менее печальна - вскоре они были разобраны на металлолом.
Накопленный в процессе испытаний FD1 опытный материал, безусловно, не пропал даром, он пригодился при создании другой, более удачной машины с дельта-крылом Fairey FD2, но это уже совсем другая история.
[Продолжение
тут]