Чернобыль (2019)

Jun 06, 2019 23:20





Намедни досмотрел новый минисериал про известные события. Уже довольно популярный, надо заметить, и почти наверняка в перспективе «культовый». Впечатления скорее положительные, но неоднозначные.

Начнем с хорошего.
Как художественное произведение сделано превосходно. Очень сильная драматургия, хорошие актерские работы. Где надо - душераздирающе, где надо - пронзительно, где надо - страшно. Причем страшно временами очень сильно, некоторые сцены наполняют ощущением какого-то лавкрафтианского вселенского ужаса.

Оценить работу декораторов, реквизиторов и костюмеров иначе как великолепную просто невозможно. Интерьеры, машины, одежда, предметы быта - все отлично. Антураж проработан на высочайшем уровне для американского кино, да и по меркам современного российского, кстати, тоже - у нас, когда снимают про Le Sovoque, то клюквы как бы не побольше допускают.

В целом правильная, на мой взгляд, идейно-смысловая нагрузка фильма и оценка событий. Что бы там кто ни говорил. Да, это мрачное и тяжелое кино, которое психологически тяжело смотреть, но это не чернуха. Не только история о человеческих ошибках, лжи и очковтирательстве, приведших к страшной трагедии, но и история о героизме, мужестве, смелости, самопожертвовании и профессионализме.

А теперь про негативные моменты:

Если внешний антураж выше всяких похвал, то по фактологии очень много отсебятины и вымысла в угоду драматизму. И порой прорывается таки самая что ни на есть отборная клюква. В каких-то мелких сценах в основном, но тем сильнее она царапает на общем фоне. Причем, что самое прискорбное, это абсолютно ничем не продиктованная, просто ненужная клюква, которая выглядит совершенно чужеродно.

Вот казалось бы, идет такой-то реализм, внимание к деталям, полное погружение в эпоху (хоть и говорят все по-английски), и тут бац - пять минут каких-то жутких безграмотных штампов, где злобное КаГеБе, apparatchiks, министр ходит с конвоем автоматчиков, голые шахтеры, другой министр грозится кого-то расстрелять и т.п. Сюда же и странная расстановка акцентов, посмертное обгаживание Анатолия Дятлова (за що??), композитный вездесущий персонаж Эмили Уотсон от лица всей советской науки (не могли 2-3 хотя бы сделать?), и прочий тупизм. Может, я слишком многого хочу от фильма, ориентированного на зарубежную аудиторию, но это невозможно игнорировать и оставлять без справедливого осуждения.

Кроме того, очень уж заметны цитаты из книжки Алексиевич "Чернобыльская молитва". Собственно, самая ударная и эмоциональная слезовыжималка - это как раз экранизация историй оттуда. Не очень люблю такой стиль, который иногда называют метким термином misery porn. Но тут, чередуясь с «глобальной» и «детективной» сюжетными линиями, это смотрится достаточно терпимо.

См.также другие художественные фильмы на эту тему для сравнения:
Распад (1990)
Чернобыль: Последнее предупреждение (1991)
В субботу (2011)
Мотыльки (2013)

сериалы

Previous post Next post
Up