Критика перспективы

Aug 31, 2024 10:07

от искусствоведов. Основные претензии не к геометрии, конечно. К наивному убеждению, что "настоящее пространство" вот такое, что "человек видит именно так ( Read more... )

Leave a comment

evgeniirudnyi August 31 2024, 08:17:40 UTC

Автор неправильно интерпретирует Фейерабенда. Автор смешивает между собой две разных позиции Фейерабенда: 1) "рассмотрение метода естественных наук" и 2) "критика сциентизма с точки зрения открытого общества".

Ниже яркая цитата Фейерабенда, которая описывает его отношение в первом случае:

'различие между фриком и респектабельным мыслителем заключается в исследовании, которое проводится после принятия определенной точки зрения. Фрик обычно довольствуется защитой точки зрения в ее первоначальной, неразвитой, метафизической форме, и он вовсе не готов проверять ее полезность во всех тех случаях, которые, по-видимому, благоприятствуют оппоненту … Именно дальнейшее исследование … что отличает "респектабельного мыслителя" от фрика. Первоначальное содержание теории таковым не является.'

Reply

cmt96 August 31 2024, 08:23:25 UTC
Ничто из сказанного Митчеллом в этом кратком отрывке этой цитате не противоречит…

Reply

evgeniirudnyi August 31 2024, 08:29:05 UTC

В данном случае все упирается в значение выражения "сильный релятивизм". Для понимания того, правильно ли Митчелл понимает Фейерабенда или нет, было бы неплохо найти его рассмотрение изучения радиоактивности. Тогда можно было бы сказать что-то более определенное. Можно ли свести, например, радиоактивность только к "общественному продукту" или нет.

Reply

cmt96 August 31 2024, 08:36:24 UTC
Не могу судить. Замечу только, что именно по этой цитате к Фейерабенду тоже можно "прикопаться". Его суждение зависит от участия "мыслителя" и "оппонента", от их поведения. А это - общественные роли… Ход "дальнейшего исследования" - зависит от того, как люди относятся друг к другу…

Reply

evgeniirudnyi August 31 2024, 08:48:45 UTC

Помимо людей в обсуждении участвует то, что они обсуждают, например, радиоактивность. В этом смысле в мире активное участие принимают по выражению Латура "не-люди".

Reply

cmt96 August 31 2024, 09:00:26 UTC
Если я провёл эксперимент, и измерения дали мне не то, что я указывал по своим соображениям, то это я сам себе оппонировал, а не природа мне оппонировала? Это, кстати, сродни той мысли, которую я давно пытаюсь провести: принципиальное сходство физических процессов "снаружи" и "внутри" ("в мозгу"). В этом смысле природа не представляет собой нечто вполне отдельное. Мне пришла в голову мысль - это физический процесс (по одному из аспектов воззрения - а именно телесному). Эту мысль поправили наблюдения - это тоже физический процесс "в том же праве", он точно так же произошёл и к чему-то привёл. К последствиям в дальнейшем ходе мысли (ходе физического процесса в моём теле). Можно даже сказать, что телесно в этом смысле всякий человек протягивается на всю Вселенную, и люди сосуществуют в одних и тех же местах пространства; всё, что мы видим, сказывается на нас самих и в этом смысле лежит внутри нас; граница тела - это не более чем удобная произвольность, которая не имеет решительного философского значения…

Reply

evgeniirudnyi August 31 2024, 10:41:55 UTC

>Если я провёл эксперимент, и измерения дали мне не то, что я указывал по своим соображениям, то это я сам себе оппонировал, а не природа мне оппонировала?

Смотря про что идет речь. В этом случае полезно отличать описание происходящих процессов посредством языка и математики от самих процессов. Обсуждение учеными радиоактивности не есть сама радиоактивность. В этом случае радий как элемент принимает активное участие в качестве "не людей". Без него бы разговор про радиоактивность не получился.

Кстати, при изучении радия требуется специальные усилия, чтобы отделить получше границу своего тела от изучаемого объекта. В противном случае тело может слиться с природой в нечто единое на кладбище.

Reply

cmt96 August 31 2024, 11:50:00 UTC
> принимает активное участие

Но ведь это же духовидчество, мистицизм?.. Примерно на этом же основании - хотя это и не аргумент - и ChatGPT принимают среди людей.

> Без него бы разговор про радиоактивность не получился.

Тут мне видится ложная посылка - про ценность разговора. Разговор - это нечто вспомогательное. Познание - это мышление. Оно - до разговора. Человек мыслит сам по себе, а потом уже вступает в беседу, если он что-то надумал. То есть - "не получился бы" - а это важно? Разве к этому надо стремиться?.. Но если нет, то на этот круг вопросов и не стоит обращать внимание в философском контексте. Пусть мёртвые поминают своих мертвецов.

Какую пользу вообще нам приносит понятие или представление об "описании"?.. Предположим, есть какой-то объект, и есть (субъективное) описание объекта. Для чего нам рассматривать описания?

Reply

cmt96 August 31 2024, 12:21:56 UTC
Тут я бы сказал, что - то, что мы делаем при помощи языка или при помощи математики, - я бы не сказал, что это "описания"… Это больше похоже на - "организацию познавательной деятельности"… Описание - приобретает свой смысл из предмета (а как он там оказался?.. → мистицизм); а организация - из жизни человека (познание в его жизни участвует каким-то положительным образом - это не просто сплетни, это что-то в самом деле важное).

Reply

cmt96 August 31 2024, 21:11:43 UTC
Тут, собственно, вот какая логика в самом начале ( ... )

Reply

evgeniirudnyi September 1 2024, 06:37:12 UTC

У вас, если я правильно понял, в конце концов все сводится "Тихо сам с собою я веду беседу", что не вызывает у меня особого интереса. Другими словами, насколько я вижу у вас объяснением сливается с объясняемым явлением.

Например, выше вы представили длинный нарратив. Каков его статус? Это объяснение? Если да, то что этот нарратив объясняет? Если это не объяснение, то что это?

Reply

cmt96 September 1 2024, 08:23:55 UTC
1. Объяснения, отделённые от объясняемого, не представляют интереса, потому что они ложны (выдумки, мистицизм, пустые верования).
2. На это я уже ответил - это указания на возможный способ организации мышления (по отношению к использованию объяснений, в данном случае).

Reply

evgeniirudnyi September 1 2024, 08:44:03 UTC

Спасибо. Значит вся наука построена на выдумках, мистицизме и пустых верованиях, поскольку в ней объяснение отделяется от объясняемого явления. Есть экспланандум, а есть эксплананс. В противном случае нет науки.

Reply

cmt96 September 1 2024, 08:46:11 UTC
Да, я принимаю этот вывод. Замечу, что в эту ложь иногда проникает и правда - благодаря тому, что… В общем, это принято называть гениальностью учёного, но на самом деле это умение иногда отойти от этого опорного правила. Такое отделение играет в науке, я думаю, структурную роль, а не содержательную.

Reply

cmt96 September 1 2024, 08:50:17 UTC
Это такой образ: правда, приобретающая нужное место благодаря несущим конструкциям лжи. Без этой лжи правда не держится на своём месте. Вопрос: а такое решение структурного вопроса - совершенно точно безальтернативное?.. Или возможны альтернативы?.. Правду заменить нельзя, она одна. А вот опора может меняться. Вы же не станете спорить с тем, например, что роль математики в науке глубоко мистична - или, точнее говоря, так это принято считать?..

Reply

evgeniirudnyi September 1 2024, 08:53:42 UTC

Я не считаю, что роль математики в науке мистична. В целом однако для обсуждения следует выделить из мира как минимум двух участников обсуждения, которые согласны с тем, что они отличаются друг от друга и что их окружает мир. В противном случае обсуждения невозможно.

Reply


Leave a comment

Up