Это очень старая история. Еще в первые века христианства много было умов сломано в рассуждениях, что есть самоглавнейший порок. Известное дело, к нашим благословенным временам принято некоторое согласованное решение - что гордыня. Решение хорошее
(
Read more... )
И вот почему. Мы вольны распоряжаться своим телом. Обжорство, прелюбодеяние, та же слабость - наш выбор, и мы, в принципе, можем от этого отказаться. Даже гордыня не может сравниться с самоубийством, хотя и то, и другое относятся не к физической стороне нашей жизни. А совсем другой - духовной, которая нам не принадлежит. По крайней мере, полностью, и мы не вольны распоряжаться ею, как захотим.
Я уже писал в своём блоге, что человек и, наверное, всё живое вокруг - это квазичастицы (извините за физический термин), составленные их двух субстанций или пространств. Одно не может существовать без другого и вместе составляют единое целое. Поскольку всё живое реализовано в физическом пространстве, а к духовному у нас доступа нет, мы ощущаем себя, в первую очередь, как физическое тело. А наша духовная составляющая по нашим представления ютится где-то в области головы или грудной клетки. (Некоторые обнаруживают её и в других частях тела.) Так вот, вторгаясь в духовную сферу ( ... )
Reply
Reply
Reply
(Хотя я не уловил связи с образом действий Ньютона, странно мне было бы не любить вообще все, что за ним следует; очень много чего за ним.)
Но, наверно, кусочек моего изначального вопроса остался: откуда знаем, что знать не дано. То есть "вопрос", в Вашем смысле, когда лучше умереть - он же, может, не самый исключительный. "Вопросы" разного рода, как лучше жить - по трудности, значимости легко его перекрывают.
Reply
Нет, не его образ действий, а оставшаяся после него идея. Во-первых, я скажу, что довольно странным образом я её усвоил: когда я в общих чертах, ещё школьником, усвоил учение Ньютона, как это и все делают, то я его незаметно для себя воспринял шире, чем его преподавали. Так что я очень долгое время был искренне уверен, что и все люди тех же взглядов на душу, что и мои: мне свои взгляды не казались странными. К тому времени, когда я смог принять, что другие люди думают что-то другое, их мышление я принять уже не смог, так как оно приводило к выводам, на которые я никак не мог согласиться. Пришлось додумывать дальше своё, пиратом и вольнодумцем. К счастью, сейчас уже почти готово.
Так вот, о Ньютоновой идее я уже говорил в комментариях к другому посту: партикулярная роль опыта + опора опыта на мгновение. На самом деле я думаю, что пункт об обособлении опыта - применим и к Гёте (раз Штайнер их стал противупоставлять… мысль (в узком смысле слова) - такая вещь, что её можно и подобрать, так что можно ( ... )
Reply
Нет, здесь я застреваю. Чтобы "вопрос" о жизненном сроке одного человека включил в себя все абсолютно - ну хоть в причастном ему мире мыслей - так увидеть у меня не получается.
Но от темы жизненного срока мне хочется как раз уйти; "вопрос" смысла жизни, "вопрос" образа жизни - разве меньше в себя включают? И, наверно, эти "вопросы", переходящие в дело, дерзостью сочтены не будут.
Reply
К вашим возражениям. Когда я думаю о смысле жизни, то я меняю только часть своего мира, а не весь мир целиком.
Я позволю себе повторить. Вы смóтрите на смысл. А я смотрю на наблюдаемые последствия. Мёртвый человек не думает - только и всего.
Да, смысл события и его последствия - это разные вещи.
Неужели вы так уж станете другим человеком, если подумаете над смыслом жизни, ну даже если получите "переворот" в душе? Да нет, конечно. Никто вас не подменит, всё ваше прошлое будет при вас.
Я из этого разговора начинаю отчасти понимать, отчего французы так долго не могли принять английскую теорию движения Земли. Ну конечно, по привычке хочется смысла.
Reply
> разве меньше в себя включают?
По своему "смыслу" - если угодно, по своему определению, - больше.
А по своим последствиям - реальным, наблюдаемым, то есть тем, которые в самом деле настают и могут быть замечены, - действительно меньше, причём намного меньше.
Даже при тех переворотах, о которых мы сами готовы искренно (и - наблюдаемо) думать, что они очень глубокие, мы всё же не так сильно меняемся и остаёмся собой.
Вот эта позиция наблюдателя за мыслью, за сознанием, за жизнью души - она очень важная.
Reply
Но чтобы говорить, что за уровни я имею в виду, потребовалось бы сначала довольно много изложить. Это я повторю, что не уверен, что очень нужно; а в комментариях это точно невозможно сделать. Я пишу сейчас один текст, чтобы разделаться с этим и иметь свои мысли - "на бумаге", а не в голове. Если напишу, то, вероятно, его выложу где-то здесь вскоре, и неважно, нужно или не нужно. Кто захочет, тот прочтёт.
Иначе получится говорить только метафорически, а это умножит трудность понимания в разговоре. Я имею в виду - о смысле жизни и проч.
Reply
"Вопрос" смысла или образа жизни - не просто человек задумался, "вопрос" переходит в дело (я пытаюсь "вопрос" в Вашем смысле брать) - имеет последствия, оттуда другие дела и последствия; возможно, возникнут вещи, которых никогда и не было. Тут никакой нужды в изменении "всего", перевороте; достаточно, что последствия бывают значительны и разнообразны.
Не знаю, как на деле предпочесть богатство способов, которыми драконы не существуют, - богатству существующего.
Reply
Reply
Reply
Представить, как мир мыслей человека умирает вместе с ним, мне вроде нетрудно. Представить, что мысли человека не ему принадлежат и крайне мало им определяются, тоже могу. Непонятно лишь, что живому человеку остается делать в этом мире.
Reply
Reply
Reply
Кстати, тот длинный диалог я как раз и закончил тем, что заставил персонажей спорить о свободе. Один персонаж настаивал на полной свободе человека, то есть на том, что человек может знать истину, какова она есть. Другой - на ограниченной, то есть на свободе момента: вот сейчас человек может, если ещё до того постарается, знать, что для него лучше всего, а вообще не может. А третий - на полной несвободе: дескать, свобода и взаимопонимание - это бабушкины сказки.
По-моему, верно второе.
Что до греха, преступления, порока и проч. - я начинаю думать, что к этим понятиям надо подходить как-то иначе, более систематически. Вот такой результат разговоров для меня.
Reply
Leave a comment