Социальные машины

Jan 24, 2018 10:42

Понятие кажется лишним - есть общепринятые термины "социальный институт", организация и т.п. Я бы все же попробовал. Социальные машины - вид социальных институтов, такой сильный институт, который манипулирует людьми как своими деталями и оказывает существенное влияние на изменение личностных качеств ( Read more... )

culture2, ethnography2, sociology7

Leave a comment

Comments 216

aosypov January 24 2018, 11:41:49 UTC
Хотел было почти иронически спросить, будем ли учить языку, и вспомнил недавнюю возню со старой орфографией. Интересно, возможно ли [наладить] сосуществование аналогичных соцмашин, чтобы можно было выбирать, в какую школу отдаваться, если уж нельзя выучить несколько языков?

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:18:39 UTC
Разумеется, можно. Это о возможности. Сейчас не так, но принципиальных запретов нет. Мешает то, что мотивация слаба - людям, в общем, все равно и хочется как проще и как обычно. А других препятствий почти нет.

Reply


military_museum January 24 2018, 12:04:51 UTC
Спасибо, хороший текст и интересные вопросы.

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:18:47 UTC
Благодарю

Reply


vedroid January 24 2018, 12:31:22 UTC
Ну вот деньги например, тоже можно рассмотреть как деталь социальной машины. Как давление пара в социальной тепловой машине, капитал (в том числе социальный) как какой термодинамический потенциал.

У Сороса была заметка, типа рыночный цикл как аналог цикла Карно. И выхлоп в виде денег.

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:19:04 UTC
Можно.

Reply


lexa January 24 2018, 12:45:02 UTC
Ну, я бы фантазировал не про "совсем без социальных машин", а про какие-нибудь более натуральные, децентрализованные социальные машины. Эдакие P2P-сети или клеточные автоматы, где правила локального взаимодействия важнее, чем правила глобальных связей с общественными институтами. Типа христианских заповедей, но именно локальных (то есть "возлюби ближнего" - есть, а "ходи молиться раз в неделю в специальное помещение" - нету).

В отношении школы это может быть например так: выясняем, кто из друзей-соседей какими профессиями владеет, и как это пересекается со способностями и интересами ребёнка, и отдаём ребёнка учиться подходящему соседу - вместо централизованной школы. Собственно, система нянь / гувернёров / тьюторов примерно так и работает.

Другое дело, что для построения таких локальных сетей нужны определенные усилия. Сейчас большинство жителей больших городов гораздо хуже знают своих соседей по лестничной клетке, чем каких-нибудь "говорящих голов" из Фейсбука.

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:20:38 UTC
Я различил мало влияющие на личность социнституты и сильно влияющие соцмашины. Думаю, без социнститутов общество невозможно, а без соцмашин - очень даже. Это примерно так: я говорю, что тюрьма не должна калечить и не должна быть концлагерем. А вы отвечаете, что без концлагерей никак нельзя. - Думаю, вы немного поторопились, и согласитесь, что очень можно без концлагерей.

Reply

lexa January 25 2018, 19:05:34 UTC
Мне кажется, образы тюрем и лагерей мешают вам увидеть то, что я сказал. Я привёл пример с обучением, которое может быть децентрализованным и более эффективным в плане совмещения интересов учащихся и учителей. Но это всё равно требует определённой системы. И всегда найдутся люди, которые назовут эту систему "тюрьмой" или "машиной". Вместо школы была семья - а это не машина? Сплошные же ограничения и родительский деспотизм. Тот же концлагерь, только маленький.

Ну и обратно - что это за странное такое явление под названием "мало влияющие на личность социнституты"? Человек - коллективное животное, его "личность" в отсутствие социститутов вообще не выживает! Хотя существуют конечно редкие примеры детей, воспитанных волками. Но это вроде не то, что вы ищите, правда? Они даже разговаривать не умеют.

Reply


amritasilveria January 24 2018, 12:54:20 UTC
Нет, понятие не кажется лишним, оно бытует с 70-х годов, Делез и Гваттари много писали о "социальной машинерии" - по существу о том же, о чем вы, и набат о субъекте там тоже звучал вовсю.

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:21:39 UTC
да, только вот корешков там мало - я всего в нескольких местах находил использование этого термина, и именно у Делеза. Но у него не так используется - меня интересует функциональное устройство этих машин, а у него нечто более философское, что мне не интересно.

Reply


Leave a comment

Up