Социальные машины

Jan 24, 2018 10:42

Понятие кажется лишним - есть общепринятые термины "социальный институт", организация и т.п. Я бы все же попробовал. Социальные машины - вид социальных институтов, такой сильный институт, который манипулирует людьми как своими деталями и оказывает существенное влияние на изменение личностных качеств ( Read more... )

culture2, ethnography2, sociology7

Leave a comment

Comments 216

ext_655300 January 24 2018, 13:21:40 UTC
Вот кстати почитал и не такими уж безумными кажутся построения Мулдашева про муравьёв...

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:22:09 UTC
Я их не знаю. Но ссылки не надо - фамилию я смутно помню и не хочу читать тексты этого человека.

Reply


arno1251 January 24 2018, 13:30:25 UTC
Есть социальная машина, которая работала веками, а на наших глазах, на глазах двух-трех поколений благополучно полуразвалилась.
Это институт семьи и близкой-дальней родни-соседей, институт классического офлайнового общественного мнения, которое нынче успешно заменяется онлайновым. Была махалля, да сплыля.
Такое впечатление, что человек сам, по своей воле, не может не быть "колесиком и винтиком" одного-единого, великого социал-демократического механизма какой-то социальной машины. Невмоготу ему быть свободным.

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:23:47 UTC
Была ли это социальная машина? Или социальный институт? ну, пусть машина. Да, согласен. И там интересно, чем это заменяется. Например, полицейскими на улицах. То есть соцконтроль, который раньше вели бабушки из окна, перешел к оплачиваемым служащим, которых все равно не хватает.

Reply

arno1251 January 25 2018, 21:16:34 UTC
Дык это, власть закона торжествует. Согласно конституции той же РФ, права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Бабушки у окна на федеральный закон не тянут.

Reply


sergecpp January 24 2018, 13:56:25 UTC
"...появится новый рынок услуг по увеличению рейтинга или специального кому-то понижения. Это неизбежно, и как сложится итоговый результат - трудно предсказать в деталях, ясно только, что это вовсе не будет прозрачное общество, это будет общество, в котором есть еще один теневой рынок услуг по поводу официального рейтинга гражданина."

Описано в романе Януша Зайделя "Предел" (1982).

Аннотация с Фантлаба: "Город-государство Арголанд устроен по принципу интеллектуальной пирамиды. У каждого жителя есть интеллектуальный разряд, который можно повышать или понижать в течение жизни, и соответствующие этому разряду блага. Снеер, герой романа - теневой делец, помогает тупицам из нижних слоёв общества пробиться наверх. Но даже он, подпольный гений, не мог вообразить, зачем нужна эта система и кто за всем этим стоит. (Ank)".

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:24:42 UTC
да, я помню сколько-то десятков... ну или десяток - таких книг с фантастикой. Кажется, в жанре социальная фантастика это даже и модно.

Reply


keleg January 24 2018, 14:04:59 UTC
Все же это очень левый взгляд - "бытие определяет сознание".
Он не единственный.
Насчет соцмашин - в тех же США есть очень много мелких и локальных машинок, среди которых можно выбирать. Выбор все сокращается, но он есть и это считается принципиальным.
Значительное количество народу живут без электричества, например и пашут на лошадях до сих пор. И учат детей без школ, дома и в армию не ходят.
И обычно, если есть одни на всех соцмашины в масштабах государства, это и называется тоталитаризмом.

Reply

misha_makferson January 24 2018, 18:54:43 UTC
>Значительное количество народу живут без электричества, например и пашут на лошадях до сих пор.
Амишей вообще-то очень мало. Ну пусть их округлённо 200 тысяч, так населения в США 300 миллионов. Да и то у них определённый раскол образовался на предмет не использовать ли частично некоторые новшества для облегчения жизни.

Reply

keleg January 25 2018, 00:37:04 UTC
Дык, автор утверждает, что эффективность однозначно побеждает, это аксиома.
А вот нет, есть и сдерживающие ее, конкурентные механизмы.
Амиши просто яркий пример, он совсем не единичен.

Reply

misha_makferson January 25 2018, 05:59:09 UTC
Сдается мне, что амишам позволяют фрондерствовать потому что их мало, они маргиналы и принципиальные безобидные пацифисты. Мормонов например в своё время укатали в том числе и вооруженной силой. Да и сейчас мормонских диссидентов (в смысле представителей сект отколовшихся от ЦИХ СПД и в частности не признавших отмену многоженства) по этапу отправляют на раз.

Reply


eriksson January 24 2018, 14:06:03 UTC
Есть некоторая цепочка рассуждений в ответ на ". Вопрос о том, как могло бы быть устроено общество, чтобы в нем не заводились сильные социальные машины, как следует устроить социальную машину, чтобы она нас устраивала, а не мы методом Прокруста применялись к ней.", но ей необходима проверка на каждом шагу ( ... )

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:26:05 UTC
Увы, не могу согласиться. (со смущением) Ни с одним пунктом.

Reply


Leave a comment

Up