Ладожское озеро 2022 года.
Отчет о парусном походе. Часть 2.
Часть 1:
https://ivvvv.livejournal.com/259562.html___________________________________________________________________________________________________________________
16 августа.
Очередной идеальный день. Солнце, жара, дымка, ветер юго-восток 3-4 м/с.
Позавтракали и отошли на о Райпансари. Есть информация, что на южном мысу острова есть финские укрепления и даже бетонная орудийная тумба. Встречный лёгкий ветер, поэтому пошли на моторе.
Прошли проливом между о. Райпансари и о. Пелотсари. В проливе много удобных стоянок для Яхт, катамаранов и байдарок. Особенно на северной части о. Райпансари. Пройдя пролив, повернули на юг вдоль острова и встали носом в берег у крутого каменного лобика. С западной стороны острова Лусикайлуотто. Удобное укрытие от ветров и волнения с восточной южной и западной стороны. Надули пакрафт и Настя переправив меня на о.Райпансари поехала исследовать окрестности, а я полез в гору.
Излазив весь мыс не нашел ничего. Даже следов финской каменной фортификации нет. После купания вышли в Ладогу и поставив паруса пошли на бакштаге вдоль кромки шхер в направлении острова Хонкасало.
Ветер постепенно стихает, вечереет и я решил искать стоянку. Встрали в проливе между островом Орьятсяри и о. Васансари. Стоим носом в низкий скальный берег. На берегу монументальное кострище и стоянка.
В пролив заходить с западной стороны. Глубина 7-8м.На берегу острова Васансари с западной стороны, в небольшой бухточке, идеальная байдарочная стоянка с песчанным пляжиком.
Пройдено за день: 19 км.
17 августа.
Встали в 12-00. Солнце, тепло. С Ладоги гонит волну. Ветер опять с южных румбов. Мы стоим в затишке. После завтрака мыли «Корунд», кокпит, палубу, рубку. Потом я поехал на пакрафте обследовать пролив между островом Орьятсари и островом Канетсари на предмет прохода им на «Корунде». Пролив живописен. Узкий вход с южной стороны перегорожен песчаным баром глубиной 0,5м. далее пролив расширяется и глубина увеличивается до 2х метров. Слева по ходу высокая отвесная скальная стенка, в конце которой находится знаменитая среди байдарочников отколотая скала с ярко желтыми лишайниками на скалах. Справа по ходу камышики и каменный лобик со стоянкой.
После меня, любоваться проливом отправилась Настя. Поскольку ветер дул с Ладоги в пролив, то чтобы не выгребать обратно мы с Настей договорились, что она вызовет меня по рации, а я подберу её с обратной стороны пролива.
Неспешно отошел и, подняв паруса, начал вдуваться в пролив Хонкасалонселькя. Я хотел обойти о.Хонкасало с северной стороны, протоками и войти в Сортавальский шхерный район.Вдуваясь в пролив, разошлись на контркурсах с яхтой «Призрак», которая, по всей вероятности просто каталась, так как потом они повернули назад.
Затем мы повернули и вошли п пролив между о. Хонкасало и о. Риекалансари. Дойдя до узкого места встали на якорь и я , как обычно, выпустил вперёд разведывательный дрон «Настя на пакрафте».
Настя доложила, что пролив проходим. Ширина 5-10м минимальная глубина 1,5м. Далее разлив с глубинами больше 2м. и далее узкий пролив с глубинами 0,7м. мы не спеша и на малом ходу выдвинулись. Без проблем прошли первый пролив. Во втором проливе, в конце, узкость ограниченная каменными кучами. Вероятно, ранее здесь был мостик. Стукнулись швертом о камень, пришлось снять портки и проводить вручную.
Далее глубины стали большими и дернув мотор, мы пошли исследовать шхеры. Спустившись на юг узрели странное зрелище, через каждые 5-10 минут мимо пролетали немаленькие катера забитые людьми, причем в обоих направлениях, и это продолжалось в течении всего времени. Как впоследствии оказалось, это комерческие извозчики из Сортаваллы, выкатывающие типа туристов посмотреть шхеры. Маршрут проходит шхерами и заканчивается на южной оконечности острова Хонкасало, откуда в хорошую погоду видно Валаам и есть кусочек типичных ладожских шхерок, а наверху острова гора с которой открывается прекрасный вид. Не порекомендую никому ставить лагерь в этом месте. Мы назвали всё это безобразие: «Сортавальским Бродвеем».
Далее повернули направо и пошли искать стоянку на островах Хепосари и Сури Хепосари. Оказалось, что места довольно популярные. Толпы рыбаков, каждая стоянка занята. Поэтому плюнув… слюной подырчали дальше, и встали за северной стороной острова Хейкурисенсари на якорь. Ветер усиливается, идёт гроза с юга. На всякий случай завёл второй якорь и мы встали на фертоинг. Вечеров устроили помывку личного состава в нашей походной ванне.
Ночью произошел загадочный случай, с носовой утки ушел якорный конец. Хотя я помнил, что заложил конец правильно и крепко. Мистика однако. Как раз в этот момент я проснулся, ибо яхта повела себя непривычно. Взял кошку, фонарь, и на пакрафте начал тралить пространство.Довольно скоро зацепил якорный конец, лежащий на дне и привязал яхту обратно к якорю.
Пройдено за день: 15 км.
18 августа.
Утром жара, солнце.
После завтрака Настя угребла на пакрафте обследовать очередную протоку и искать бобров, а я сел разрабатывать «стратегический "План Кинжал"» куда и как податься. После разведки, поняв что пролив проходим, выдвинулись.
Протоку прошли без проблем. Глубина 1 метр. Далее пошли на моторе к выходу из шхер. Пройдя проливом между о.Хонкасало и о.Сури Хепосари, попутно уворачиваясь от постоянно пролетающих катеров с тушками катаемых, мы повернули на лево, подняли паруса и направились ко входу в бухту Александра, находящуюся между островами Маркатсимансари и Тамханка.
Вход в бухту довольно хитрый. Надо обойти подводные камни на входе. Мы удачно зашли и встали в глубине у высокого покатого скального лобика который защищал нас от ветра с Юга.
Пройдено за день: 11 км.
19 августа.
Встали в 13-00. С утра солнце. Тепло. Южный ветер.
Решили сегодня никуда не ходить. Занимались стиркой , мытьём яхты, посуды. После всего этого Настя потребовала Пакрафт и угребла на разведку местности вокруг. Я же отловил херовый интернет и медленно впитывал новости, покуривая трубочку и попивая вискарик.
Вечером сварили гороховый супчик. Вкуснотаааа.
Немного истории:
Во время великой Отечественной Войны, в 1941 году, южнее, в районе Рауталахти, о.Путсари проходила эвакуация Ладогой 168 Бондаревской дивизии. Чтобы прикрыть эвакуацию на фланговых островах были оставлены силы прикрытия. На Маркатсимансари занимала оборону бойцы 74-го отдельного разведбата 71-й стрелковой дивизии. Количество их было невелико. В первых боях финны захватили пленного. По его данным обороняло остров 50-60 человек со стрелковым оружием. Это очень мало для удержания такой территории. Финны штурмовали остров с применением артиллерии и миномётов с 12 по 18 августа. Наиболее активные бои были 17-18 августа. Наши бойцы отошли на восточную вершину острова Тамханка где держались ещё некоторое время. Затем они были эвакуированы. На острове погибло и были захоронены 9 бойцов , включая лейтенанта. Мемориальная плита с именами погибших установлена в глубине бухты Александра на каменном лобике.
Пройдено за день: 0 км.
20 августа.
Как обычно солнце, тепло. Ладога изволила сегодня бесноваться. Южный ветер 10 м/с с порывами до 20м/с. Поэтому сегодня решили посетить поистине жемчужину Карелии, город Сортавалла.
Выйдя из бухты под мотором, подняли стаксель и на попутном ветре понеслись на максимальной скорости в Сортаваллу. Напротив и рядом с островом Хаавус стоят на якорях два больших речных пассажирских парохода, «Антон Чехов» и «Ленин». Мы включили речное радио и из их переговоров с диспетчерами на Валааме и Приозерске узнали, что на Ладоге жопа, волна 2 метра и даже на Сортавальском рейде (как они назвали этот разлив) у них ползут якоря. Они никуда не пойдут и будут пережидать.
Дошли на стакселе практически до поворота на Сортаваллу. Потом включили мотор и пошли на стоянку в Яхт-клуб «Пипун - пиха». Фарватер в Сортаваллу узкий, обставлен по идиотски, кардинальными вехами. Голову сломаешь пока поймёшь, как и что обходить. Гораздо удобнее обычные латеральные красные и белые буи.
В яхт-клубе пирсы не защищены от волны с южных румбов, болтает. Поэтому решили не ночевать в Сортавалле, а погулять, закупиться и отвалить.
В этот день в городе как раз праздновали открытие нового, свежепостроенного пассажирского морвокзала. Мы естественно отправились его осмотреть.
Вокзал впечатляет. Высокая причальная стенка, пирс покрыт палубной доской, на пирсе кассы зал ожидания, смотровая площадка и ресторан. Не забыты и маломерки. За вокзалом сделаны пирсы для маломерок.
Прдолжением морвокзала является свежепостроенная набережная. Она ещё местами достраевается. На набережной установили памятник ладожской нерпе из чёрного мрамора.
Затем мы прогулялись немного по городу, откушали замечательную выпечку, продающуюся на бывшем финском автовокзале. Посетили аптеку и табачную лавку, закупили недостающие продукты и побрели на яхту.
(Много фотографий г. Сортавалла в предыдущих отчётах.)
Пожарная часть. Деревянная, финской постройки.
Тоже здание финской постройки.
И это тоже.
Погрузились и отошли искать стоянку. Обратно пришлось идти против сильного ветра на моторе. Пройдя узкую часть фарватера я увалился вправо в бухту за островом Хаавус в надежде найти там удобную подветренную стоянку. Однако практически все берега залива были застроены дачами. Кругом сновали рыбаки на клизьмах. Не вариант пошли дальше. Еще пару раз пытались встать, но катера катающие народ разводили в проливе неприличную волну. Пошли дальше. Встали в бухте на северной стороне острова Тамханка у высокой каменной стенки. Стоянка удобна для яхт. Можно стать практически носом в берег. Глубины за кормой 10м.
Пройдено за день: 30 км.
21 августа.
С утра пасмурно, похолодало. Дует неприлично сильно.
После позднего завтрака я поставил паруса и отошел. Настя осталась жить внутри.
Продулись между островами Хавус и Палосари. Затем я убрал стаксель и стал лавироватся до пролива в бухту Рауталахти. У пролива я спустил парус и мы , на моторе проскочили в пролив. Пролив глубокий, на входе 4 метра. Далее пролив расширяется в небольшой разлив, потом опять сужается. Мы продырчали дальше в поисках стоянки. В заливе Рауталахти много рыбаков на клизьмах. Мы не стали соваться дальше. Вернулись немного обратно по проливу, нашли записную стоянку с большим кострищем и полным отсутствием дров в округе : )
К вечеру выглянуло солнце, ветер стих и сразу потеплело. Мы решили устроить помывку личного состава. Принимали ванну с красивым видом на пролив.
Потом я поставил телевизоры.
Пройдено за день: 14,6 км.
22 августа.
С утра облачно, дует сильный южный ветер. У нас сдуло настину косметичку, которую она постирала и повесила сушится на спининг. После завтрака Настя отправилась на поиски и нашла её в дальних камышах. Зелёную косметичку в зелёных камышах !!!
Затем мы отошли и направились в залив Рауталахти. Прошли пролив и выйдя на разлив слегка охренели. Целых две огромные форелевые фермы.
Во время Великой Отечественной Войны, в 1941 году, из этого залива эвакуировалась 168 Бондаревская дивизия. Есть финские фото той поры с брошенной на окрестных полях военной техникой и автомобилями. Сейчас на этих местах вырос коттеджный посёлок. Осмотрев окрестности, мы направились по заливу Рауталахти в сторону Ладоги. Залив узкий, красивый, много байдарочных стоянок на скалах.
Ветер встречный, сильный. При приближении к Ладоге, волна стала увеличиваться в размерах пока не достигла 2х метров. «Корунд» стал вылетать на пол корпуса из воды и с силой шлёпаться об воду. Пришлось уменьшить скорость. Поехали медленно и печально 2-3 км/ч, но перестали биться об волны. Выйдя в Ладогу, поставил грот и увалившись до бейда взял курс на северную оконечность острова Сикасари. Через некоторое время я понял, что не смогу обойти остров без смены галса. Менять галс на 2х метровой волне не очень то хотелось, поэтому в помощь парусу дёрнул мотор и выдрал шкот в ДП. Мотор работает на самом малом газу, но мы пошли значительно круче к ветру с приличной скоростью. Обогнув остров Сикасари, повернул на галф-бакштаг и выключил мотор. Вошли в пролив Путсаренсалми, волна сразу спала. Встали в одной из бухточек (Расилахти) с северной стороны о. Путсари носом к каменному лбу. Как раз успели до дождя. В бухте тишь и благодать.
Пройдено за день: 19 км.
23 августа.
Пасмурно, иногда солнце, тепло, ветер слабый.
Настя поехала обследовать соседние бухты острова Путсари, а я вышел в пролив и некоторое время дрейфовал ожидая Настю. Потом мы переехали на другую, материковую часть пролива и вошли в шхеры где я опять встал на якорь и Настя поехала на разведку. Все проливы глубокие кроме самого дальнего проходимого только для байдарок.
Обследовав залив и попив чайку, направились по проливу Путсаренсалми и пройдя финские маяки «Путсарен» и «Хайкан». Повернули в пролив Марьялахти. Залив узкий, глубокий и красивый. Правый по ходу берег представляет себя высокую отвесную скальную стенку. В глубине залива расположены ВИП дачки наших олигархов. Везде понатыканы видеокамеры. Так же присутствует форелевая ферма. Продырчали почти до конца и повернули назад и встали в небольшом заливчике в середине шхеры. Каменный лобик, затишок солнышко , хорошо.
Пройдено за день 15,6 км.
..............
Продолжение Часть 3:
https://ivvvv.livejournal.com/259842.html