"Мы ничего не знаем!"

May 08, 2015 11:39

Однажды пророк Мухаммад ﷺ сказал своим сподвижникам: «Лучшие из вас во времена невежества останутся лучшими и в Исламе» (аль-Бухари). Этот хадис указывает, а практический опыт подтверждает, что немаловажную роль играет то, кем был человек до принятия Ислама. Какую религию исповедовал, каких нравов придерживался, чему родители его учили, кем работал и т.д. К примеру, профессия накладывает на человека в большинстве случаев неизгладимый отпечаток. Люди даже часто говорят: «Бывших военных не бывает» или: «Бывших полицейских не бывает».

Такой же глубокий след оставляют в человеке вероубеждения, превалирующие в нём до принятия Ислама. И мне нередко приходилось слышать от братьев, в прошлом попавших под влияние суфизма, выражения примерно следующего характера: «У нас нет знания об этом»; «Мы не имеем права рассуждать об этом»; «Об этом только учёные вправе говорить». Даже если речь идёт о довольно простых и общедоступных вещах, понятных каждому мусульманину. При этом сами единоверцы, «перестраховывающие» себя подобным образом, настоящими суфиями, быть может, и не были, ни в каком тарикате не состояли, однако проживали в регионах, где распространена суфийская идеология и получили соответствующее воспитание от родителей либо имамов тамошних мечетей.

Чем здесь снова провинился суфизм? В частности, суфизм - это наиболее удачная попытка ввести в Ислам институт духовенства и учредить жреческую касту. То есть имеется патриарх, он же устаз (араб. «учитель»), или шейх, и у него есть своя многочисленная паства - так называемые мюриды. При этом паства обязана беспрекословно подчиняться своему устазу и принимать на веру любое его утверждение, даже если оно не находит подтверждения в исламских первоисточниках - Коране и сунне. Если мюрид пытается «умничать» и мягко просит представить доказательства того или иного догмата, установленного устазом, то на него обрушивается шквал упрёков: «Как ты посмел усомниться в словах нашего достопочтимого устаза? Он великий шейх, а ты - пустое место!» И поэтому суфийским проповедникам приходится как-то отваживать свою паству от обращения к Корану и сунне, чтобы заставить следовать исключительно за собой. Хитрый сатана подсказал им довольно искусный способ. Так, никто из них открыто не заявит: «Мы против Корана и сунны». Однако они заворачивают это утверждение в красивую обёртку и преподносят следующим образом: «Коран и сунна настолько велики, что простой смертный не способен познать их смысл. Это непостижимые откровения, понимание которых доступно лишь избранным». По их разумению выходит, что Книгу Аллаха имеет право читать и размышлять над ней лишь абсолютнейший богослов, сведущий во всех без исключения исламских науках и тонкостях арабского языка (муджтахид мутлак). Но и на этом дело не заканчивается. К этому мифическому образу муджтахида суфийские проповедники предъявляют такие требования и ставят в условие наличие у него таких качеств, коих не было даже у Абу Бакра и Умара. Удел же всех остальных (то есть 99% мусульман) - довольствоваться тем, чему учит шейх, и делать всё так, как он скажет. Читать Коран, конечно, разрешается, но только для обретения Божьей благодати, для получения награды за прочтение букв, для наслаждения голосом чтеца, ну и для зазубривания отельных сур с целью повторять их в каждом намазе. Понимание, толкование и любые комментарии к аятам Корана предоставь устазу, а сам не лезь!

На самом деле эту ересь опровергает Сам Всевышний Аллах в Коране:

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на сердцах их замки?» (47:24).

Заметим, что этот аят обращён даже не к мусульманам, а к неверным! Аллах предлагает неверующим почитать Коран и поразмыслить над ним, а мусульмане, получается, такого права не имеют? В Коране есть вещи, понятные всем и каждому, и быть доктором шариатских наук, богословом или просто интеллектуалом совершенно не обязательно, чтобы уразуметь, о чём там говорится. Например:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48);

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил рай. Его пристанищем будет геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72).

Ну-ка, кому непонятно, о чём идёт речь в приведённых аятах? Или кому-то необходимо перелопатить кучу тафсиров, чтобы до него дошло, что поклоняться чему-либо наряду с Аллахом (вместо Аллаха) - самый большой грех?

Разумеется, в Коране имеются во множестве положения, требующие дополнительных разъяснений со стороны знатоков исламского вероучения, права, истории, арабской грамматики и т.д. На это также указал Аллах:

«Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными» (3:7).

Ну, и есть в Коране то, знание о чём принадлежит только одному Аллаху. Например, образ атрибутов Творца:

«Милостивый вознёсся на трон» (20:5). Как Аллах вознёсся на трон, каков образ этого вознесения, знает только Аллах, и никто не вправе представлять себе это или детально рассуждать на данную тему.

Поэтому выражения по типу: «Я никто, чтобы рассуждать об этом, и у меня нет знания!» со стороны человека, не первый год исповедующего Ислам, звучат странно, напоминают излишнюю перестраховку и попытку сбросить себя обязанность искать и получать полезные знания. Ты не последний человек в этой религии. Да, недопустимо корчить из себя знатока и профессионального исламского богослова, когда ты и рядом там не стоял. Но аналогично излишне принижать себя, заявляя, что ты вообще никто, - это тоже крайность. И ты, и исламские учёные - все рабы Аллаха, пусть они и знают больше тебя. В этом вопросе, как и во всех остальных, следует придерживаться золотой середины. А ждать, когда неведомым образом появится в твоей жизни таинственный учёный, мифический муджтахид (этакий человек из ниоткуда), который единственный, кто вправе учить тебя религии, тогда как читать книги тебе никто не запрещает, - это удел тех же суфиев. Так, они непрерывно ждут прихода имама Махди, который вот-вот придёт и разом решит все проблемы. В общем, ложись на диван, довольствуйся псевдофетвами своего устаза и жди имама Махди. Уж он-то порядок наведёт, а наше дело маленькое…

Однажды к имаму Малику в Медину пришёл человек из Бухары. Измерьте на карте расстояние от Саудии до Узбекистана, чтобы прикинуть, сколько он прошёл с целью снискать знание. И он задал имаму около сорока вопросов, на большинство из которых тот ответил: «Я не знаю». Тогда путник воскликнул: «Пречист Аллах! Я прошёл такое расстояние, чтобы встретиться с тобой и задать тебе свои вопросы, а ты мне отвечаешь: «не знаю»! Что я скажу своему народу?!» Тогда имам спокойно сказал: «Передай своему народу, что имам Малик не знает ответа».

Мы не знаем, какие вопросы тот человек задавал имаму Малику. Но мы смело можем предположить, что с течением времени на все из них были найдены исчерпывающие ответы. И если, к примеру, студент медресе сегодня знает ответ на вопрос, на который в своё время не ответил имам Малик, это вовсе не значит, что он должен поднимать руки в стиле «Сдаёмся!» и говорить: «Я не вправе отвечать на этот вопрос, коль сам имам Малик не ответил. Кто Малик, а кто я?» Ответ: «Я не знаю» призван в первую очередь заставить искать нужное знание, но не обязывает к пораженчеству и пассивному перебрасыванию ответственности на учёных. Вышеприведённая история ещё раз доказывает, что учёные, как и мы, - простые рабы Аллаха, не ангелы и не пророки. Тот же имам Малик говорил: «Все мы ошибаемся, а не ошибался только тот, кто лежит в этой могиле». Он имел в виду пророка  Мухаммада ﷺ, поскольку проповедовал в мечети Медины, подле которой, как мы знаем, расположена могила Посланника Аллаха ﷺ.

И хвала Аллаху, Господу миров!

Читайте также по теме:
Уникальность Корана
История, география и причины появления ереси

19 раджаба 1436 (8.05.2015)

заблудшие течения, грехи и заблуждения мусульман, Коран

Previous post Next post
Up