Отработка ударов на коровьих тушах. Кадр из фильма "Рокки-1"
Изначально в Исламе установлен принцип, согласно которому в быту дозволено всё, кроме того, что прямо запрещено шариатом. Не является исключением из этого правила и наша еда. Например, в Коране перечислено то, что нам запрещено есть (см. 5:3). В сунне имеются запреты на поедание того, что не упомянуто в Коране (например, мясо домашних ослов). Соответственно, вся та еда, запрет на которую отсутствует в Коране и сунне, дозволена для употребления в пищу.
Однако в современном испорченном мире вышеназванный принцип мусульмане перевернули с ног на голову и начали общаться друг с другом уже в ином формате: «Докажи, что это дозволено!» Сегодня считается, что шариатский довод должен привести тот, кто разрешает, а не тот, кто запрещает. В особенности это касается нашего рациона. Сегодня мы отказываемся покупать и ставить на стол такое мясо, как курица, говядина, баранина, и прочую травоядную живность, если на ней отсутствует специальная маркировка «Халяль». Мы требуем от производителя и продавца доказать нам, что курочка или телячья тушка дозволена для употребления в пищу. И если видим соответствующий ярлычок с уже известным на весь мир арабским словом «Халяль», то успокаиваемся и едим за милую душу.
Дошло уже до того, что штамп «Халяль» ставится на продуктах, в состав которых вообще ни грамма мяса не входит. В магазинах мне уже неоднократно встречались «халяльные» вареники с картошкой, блинчики с клубникой, кондитерские изделия, сыр, майонез и даже зубная паста. Что, у кого-то уже и по такой продукции сомнения появились? Так, может, сядем всей общиной на северокорейскую диету и будем жевать одну травку? А иноверцы, глядя на нас, будут говорить: «Бедолаги эти муслимы! Примешь их религию - помрёшь с голоду!»
Если же говорить серьёзно, то из арабского слова «халяль», что в шариатском значении означает всё дозволенное и разрешённое, попросту сделали бренд. Это стало универсальной торговой маркой, которую не нужно патентовать и за использование которой тебя не затаскают по судам. Достаточно в своём продуктовом магазине наклеить «Халяль» везде где только можно - и мусульмане потянутся. Наш брат в своей пищевой паранойе скоро обгонит иудеев. Это евреи отличаются своей маниакальной придирчивостью к каждой молекуле, входящей в состав продукта. И если они какое-то изделие признали кошерным, то уж будьте уверены, что его просканировали и изучили со всех сторон. Но в Исламе никогда не было установлено обязанности проводить сложную экспертизу, прежде чем убедиться в дозволенности съестного. Достаточно знать запреты, установленные шариатом, и отталкиваться от них.
И я скажу больше. Специально для того, чтобы истребить все наши сомнения, Аллах в виде исключения послал особое откровение, не запрещающее, а прямо дозволяющее:
«Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (5:5)
Таким образом, мясо, заколотое иудеями и христианами, - это такой же халяль, и никакого специального ярлычка на него клеить не нужно, дабы убедиться в этом. Чтобы не быть голословным, приглашаю послушать
эту лекцию и убедиться в моей правоте на основании фетв исламских учёных. А кто «ниасилил» 39 минут лекции, вкратце поясню, о чём там. Известным шейхам присылали многочисленные вопросы касаемо мясной продукции от мусульман, проживающих в Европе, Америке, Канаде и других странах, населяемых преимущественно людьми Писания. Все учёные без исключения дозволили покупать и есть мясо, произведённое в странах христиан. Да и не могло быть иначе, поскольку не имеют они права запретить то, что дозволил Аллах. Поскольку мы тоже живём в христианской стране, нам также дозволено мясо здешнего производителя. Вышеприведённый аят разрешает нам как есть их мясную продукцию, так и угощать их своей. И ниже я отвечу на распространённые аргументы мусульман, высказывающихся против данного заявления.
1. Современные христиане не являются людьми Писания.
Ответ. Лол! Кто вам это сказал, братцы? Кто лишил их звания, которым их наделил Всевышний Аллах в Коране? Кому-то в XXI веке послано откровение, что отныне и впредь христиане не являются людьми Писания? Нет? И не может быть такого откровения, да? Тогда перестаньте быть голословными и оставьте эмоции, уважаемые братья и сёстры. Христиане навсегда останутся людьми Писания, независимо от того, как они сами себя называют: православными ли, католиками, протестантами, баптистами… Исключение здесь составляют различные псевдохристианские группы, например мормоны. Мясо разных сектантов дозволенным быть не может.
2. Современные христиане совершают ширк, поклоняются иконам, придумали троицу и т.д.
Ответ. Разве это прерогатива исключительно сегодняшних христиан? Культ икон введён в христианскую религию задолго до появления пророка Мухаммада ﷺ. В достоверных хадисах сообщается, что первые мусульмане, вернувшиеся из Эфиопии, куда уезжали с целью укрыться от притеснений, делясь с пророком ﷺ впечатлениями, рассказывали, что видели изображения на стенах тамошних церквей. А уж про троицу - это вообще смешно. Аллах ещё 14 веков назад послал такие строки:
«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания» (5:73).
Словом, какой догмат из религии христиан ни возьми, всё это было присуще и христианам времён пророка Мухаммада ﷺ. Там почти ничего не изменилось, разве что некоторые церковные реформы произошли да святых канонизировано побольше. Несмотря на всё это, Всевышний дозволил для нас их пищу.
3. Христиане при закалывании животных, возможно, произносят не имя Бога, а имя Иисуса, Святого Духа или какого-нибудь святого. А чаще всего вообще не произносят ничего.
Ответ. Когда Аллах ниспослал аят, дозволяющий для нас пищу людей Писания (5:5), Он прекрасно знал, что они там говорят, а чего не говорят. И если, несмотря на это, Он дозволил для нас их пищу, то, значит, в том для нас благо. В Коране нет противоречий. Поэтому, если в одном аяте содержится запрет на вкушание того, над чем не упомянуто имя Аллаха (см. 5:3), а в другом - дозволение пищи людей Писания, то специальная норма всегда образует исключение из общего правила. Важен сам факт того, что животное закалывает иудей или христианин, верующий в того же Бога, которому поклоняются и мусульмане, верующий в Его пророков, посланников и Писания. Даже если он верует во всё это формально (как и многие мусульмане, не читающие намаз). Но если его спросить о его вероисповедании и он отвечает: «Христианин», стало быть, он человек Писания.
4. Этот аят касается лишь арабов-христиан, поскольку они также называют Бога Аллах.
Ответ. Как и в случае с пунктом 1, этот довод взят с потолка и написан вилами по воде. Его выдвигают в основном те же люди, что запрещают
переводить Коран на другие языки и даже читать дуа на родном языке. По их разумению, только арабы могут быть счастливы. Можно подумать, Аллах не создал все народы вместе с их языками. И можно подумать, что араб-христианин не может с тем же успехом при закалывании животного упомянуть имя пророка Исы или сказать: «Во имя отца, сына и святого духа».
5. В христианских странах животных не закалывают, а убивают электрическим током.
Ответ. Неужели вы считаете, что учёные, вынося фетвы о дозволенности мяса в христианских странах, не учли этот момент? Они изучили технологию производства и выяснили, что током животных не убивают, а ослабляют, чтобы пресечь их возможную агрессию при закалывании. Санитарные нормы, действующие в большинстве цивилизованных стран (в том числе в России), не разрешают убивать животных иным образом, кроме как выпустив из них кровь. А это возможно, лишь перерезав шейные артерии. Именно такие требования предъявляет к забою животных и наш шариат. В той же лекции подробно говорится об этом.
6. У христиан обычно налажено совместное производство нормального мяса со свининой. Они режут свиней тем же ножом, что и чистых животных.
Ответ. Несмотря на то, что в сунне содержится веление мыть посуду после пищи и питья людей Писания, это имеет не строгий, а рекомендательный характер. К примеру, когда был послан запрет на опьяняющие напитки, пророк ﷺ приказал людям вылить всё вино, однако никому не приказал мыть после него бочки и сосуды. Во-первых, кто вам сказал, что они, зарезав свиней, не помыв нож, тут же приступают к забою чистых животных тем же клинком? Это уже антисанитария, за такое производитель может схлопотать по шапке от контролирующих организаций. Поэтому ему проще промывать все инструменты и сосуды, чем нарываться на неприятности и удар по своему карману. Во-вторых, даже если оно так, непосредственный контакт свинины с говядиной ещё не повод забраковывать последнюю. Мясо ведь в сыром виде никто не ест, а термическая обработка его очищает.
Приведу ещё один современный жизненный пример: фаст-фуд. Эта зараза свои щупальца запустила по всему глобусу, не обойдя и мусульманские страны. Когда я был в Эмиратах, то видел, как там популярны мировые сети кафе: «MC Donald’s», «KFC Food» и другие. Местные арабы с удовольствием ходят туда, кушают сами и кормят детей. А вы думаете, специально для мусульман в эту сеть поставляют какое-то особенное мясо? Ничего подобного: огромные стада быков выращиваются и пасутся на лугах Южной Америки, особенно в Чили, а оттуда на весь мир отправляют сырьё для гамбургеров. И мусульманский мир со спокойным сердцем запускает это сырьё и к себе, поскольку оно идёт из христианских стран. И если бы сэндвичи из «макдака» были запрещены, учёные обязательно бы вынесли фетву об этом. А пока о запрете «макдаков» мы можем слышать разве что от некоторых имамов российских мечетей, которые вообще практически никогда не приводят доводов на свои утверждения (да они его и не знают, чего греха таить?). Насколько мне известно, свинина в «Макдональдсе» имеется только в завтраках (свиная котлета), которые, скорее всего, исключены из меню в мусульманских странах. Котлеты же в этих ваших гамбургерах, чизбургерах, бигмаках в составе имеют исключительно говядину. И как уже было сказано, произведена эта говядина в христианских странах. Я, конечно, не сторонник фаст-фуда и сам этим не питаюсь, но всё-таки некоторый вред для здоровья не всегда совпадает с шариатским хукмом о запрете продукта.
Другой занятный момент, наблюдаемый мною в Дубае. В крупных продуктовых супермаркетах там имеется небольшой закуток, над которым висит крупная вывеска: «Pork section. Not for muslims!», то есть: «Отдел свинины. Не для мусульман!» Другими словами, оговорка связана именно с мясом свиньи, тогда как остальное мясо там спокойно продаётся, покупается и кушается, невзирая на его производителя (а импорта там очень много).
Конечно, всё вышесказанное вовсе не означает, что я призываю плюнуть на всю избирательность в вопросе покупки мяса и кинуться покупать его где попало. Так думать обо мне не нужно. Это тоже крайность, а мы, как всегда, должны придерживаться золотой середины. Да, если в вашем городе имеются магазины под маркой «Халяль», где можно быть уверенным, что это мясо точно закалывают мусульмане в соответствии со всеми нормами шариата, то нужно стараться покупать исключительно там. Хвала Аллаху, и в нашем городе такие магазины имеются, и в моём доме не найти курицы с обычной птицефебрики или говядины с простого рыночного прилавка. Однако за неимением такого мяса запрещать самому себе то, что дозволил Аллах, не стоит. Поэтому когда я прихожу в гости к христианам (например, к родителям или к тёще) и меня там угощают той же курочкой, то я спокойно ем и никогда не спрашиваю: «Халяль брали или где?» Я в этом вопросе далеко не пример для подражания, могу ошибаться и быть не правым. Но я заручаюсь Книгой Аллаха, сунной Его Посланника ﷺ и фетвами уважаемых мною учёных, которые взяли на себя ответственность разрешить нам это. И я считаю, что все сомнения в данном случае - от шайтана.
И хвала Аллаху, Господу миров!
6 мухаррама 1437 (19.10.2015)