Человек, как и цыпленок, происходит из яйца. На ранней стадии человеческий зародыш представляет собой трехслойную трубку, внутренний слой которой превращается в желудок и легкие, средний слой - в кости, мускулы, соединительную ткань и кровеносные сосуды, внешний слой - в кожу и нервную систему. Когда человек определенно принадлежит к тому или иному типу, можно сказать кое-что о его личности по внешнему виду. Эти черты трудно изменить, так как они зависят от толщины слоев в крохотном яйце, из которого развилась личность. Однако личности не мешает знать об этих типах.
Если человек относится скорее к толстому типу... Лучший образец - веселый, крепко сколоченный, краснолицый коротышка-делегат, с сигарой во рту, всегда выглядящий так, как будто его вот-вот хватит удар. Хороший делегат по той причине, что ему нравится общаться с людьми, участвовать в банкетах, общих купаниях, торжественных заседаниях; у него легкий нрав, ласковое обхождение, чувства его легко понятны. Он любит поглощать еду, а также расположение и одобрение ближних. Хорошо провести время означает для него посидеть на банкете с людьми, которым он нравится.
К широкому типу принадлежат "люди действия". Из них выходят хорошие телохранители и строительные рабочие. Они любят "выкладываться". У них сильная мускулатура, и они охотно ею пользуются. Они стремятся к приключениям, физическим упражнениям, дракам и любят во всем одерживать верх. Они смелы и бесцеремонны; им нравится подчинять себе людей и вещи. Зная, что доставляет удовольствие человеку этого рода, нетрудно понять, почему он может оказаться несчастным в некоторых ситуациях.
Если человек определенно принадлежит к длинному типу... Люди этого рода порывисты, но предпочитают беречь свою энергию и не особенно подвижны. Такой человек ведет себя спокойно и старается держаться подальше от разных историй. Хлопоты раздражают его, и он избегает осложнений. Друзья понимают его с трудом. Он одинаково порывист в своих движениях и чувствах. Поняв, насколько он раним, часто удается помочь ему выстоять в этом общительном и агрессивном мире эндоморфов и мезоморфов.
- типы психики, каждый со своим способом реагировать. Эти способы можно кратко описать как наслаждение окружающим, овладение окружающим, бегство от окружающего.
...Излишняя энергия не может просто исчезнуть; если она не используется для борьбы или бегства, не расходуется на сердцебиение и сокращения органов, то припасается до момента, когда она сможет проявиться в прямой или косвенной форме... если мы хотим изменить количество или назначение энергии, выдаваемой некоторой личностью, мы имеем три подхода. Во-первых, можно изменить выработку энергии из пищи и воздуха; это задача медицины внутренних болезней... Во-вторых, можно изменить выдачу энергии железами; это сложная проблема, над которой терапевты и психиатры работают совместно. Наконец, можно управлять выдачей энергии, вырабатываемой мозгом, что составляет задачу психиатрии.
...Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах... Если же ему приходится изменить эти образы, человек становится мрачным и раздражительным, а иногда психически больным.
Люди в состоянии скорби нередко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером... Они проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои психические образы.
Хотя человек со временем может сам менять свои образы, ему не нравится, когда другие пытаются изменить их прежде, чем он к этому готов.
В старину нередко случалось, что завоеватели казнили гонцов, приносивших дурные вести. Гонец нарушал сложившийся у повелителя собственный образ, образ завоевателя мира. Разве образ повелителя не стоит человеческой жизни?
Великий человек - это человек, который либо умеет понять, каков на самом деле окружающий его мир, либо пытается изменить этот мир по сложившемуся у него образу. При психической болезни, называемой шизофренией, пациент воображает, что мир уже соответствует имеющемуся у него образу, и не затрудняет себя проверкой.
Мы не похожи на автоматы, наше внутреннее настроение придает всему происходящему с нами каждый раз новое и индивидуальное значение... Внутренние силы, меняющие личный способ восприятия, - силы любви и ненависти в различных видах. Под действием этих чувств образы переплавляются, теряя свое сходство с оригиналом, и, поскольку человек действует в соответствии с этими образами...
В формировании личных образов участвуют три представления или верования, глубоко укоренившиеся в психике каждого: вера в свое бессмертие, в неотразимость своего очарования и во всемогущество своих мыслей и чувств.
Этим представлениям противостоят их сознательные дополнения, развивающиеся впоследствии, - вечная угроза смерти, ощущение ущербности и ощущение бессилия перед миром/людьми. Силы любви и ненависти вместе с этими тремя желаниями или верованиями и им противостоящими придают человеческой жизни окраску и индивидуальность. Эти же силы, выходя из-под контроля, причиняют неприятности.
Человек как любая энергетическая система, все время пытается прийти в состояние покоя. Для этого и служит энергия; ее таинственная функция - восстанавливать равновесие... Итак, человек - это живая энергетическая система, напряжения которой вызывают желания, и задача человека - удовлетворять эти желания.
Жизнь раздражает нас на каждом шагу; мужчины закуривают сигару и обнаруживают, что это мерзость, а женщины не могут найти билет, засунув его в собственную сумку...
Ощущение опасности или безопасности более зависит от происходящего в нашей психике, нежели во внешнем мире. Человек пытается достичь ощущения безопасности, отыскивая наиболее действенные способы удовлетворить свои желания; но этому препятствуют другие желания и внешние силы. Страх перед внешними силами ослабевает, когда выясняется, что с ними можно справиться или что они не угрожают достижению желаемых целей; однако беспокойство, связанное с желанием, не исчезает до тех пор, пока не представляется возможным это напряжение снять.
Два самых мощных стремления человека - это стремление к созиданию и к разрушению.
Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость, пылкое произведение потомства и радостное творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, мы будем называть либидо [лат. libido - вожделение, похоть]; важнейшая его функция - обеспечить продолжение человеческого рода.
Стремление к уничтожению приводит в действие вражду, ненависть, слепой гнев, наслаждения жестокостью и распадом живой плоти. Напряжение, дающее силу этим чувствам, будем называть мортидо. [Неологизм, от лат. mors - смерть] Наиболее концентрированно это напряжение выражается в борьбе за существование; при надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и внешних опасностей.
Есть различие между желанием и попыткой его удовлетворить, между чувством любви или ненависти и его выражением. Силу, с которой индивид выражает свою любовь и ненависть к другим или к самому себе и с которой он пытается удовлетворить свое либидо и мортидо, можно назвать агрессивностью.
Наряду с агрессивностью выражения следует учитывать направление чувств.
Некоторые люди направляют свою любовь главным образом на других; некоторые - на себя. Количество любви, принимающей то или иное направление, может со временем меняться... человек может ненавидеть кого-нибудь, наиболее агрессивным проявлением этой ненависти является убийство; может ненавидеть себя, наиболее агрессивно эта ненависть проявляется в самоубийстве. Большинство людей не доходит до крайностей.
Проблема человека та же, что любой энергетической системы: найти путь наименьшего сопротивления для разрядки напряжения. Электрическая батарея... находит путь наименьшего сопротивления в цепи... река или ураган, находят путь наименьшего сопротивления в несколько часов. Человек - энергетическая система, нередко затрачивающая на это годы и способная откладывать разрядку на неопределенное время, поскольку человек способен хранить энергию.
Психические напряжения в человеке проявляются главным образом в виде либидо и мортидо, эти две силы стремятся проявиться немедленно. Такой прямолинейный образ действий можно нередко наблюдать у младенца, еще не научившегося на горьком опыте сдерживать свои желания.
Всевозможные энергетические системы вокруг него... также ищут пути уменьшить свои напряжения, как только эти напряжения возникают.
Человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим собою, другими людьми и природой. Это - Принцип Реальности (ПР)... чем более реалистичен человек (чем точнее наблюдает он эти три вида явлений) тем скорее и полнее он сможет безопасно удовлетворить свои либидо и мортидо.
ПР требует, чтобы человек формировал четкие образы. Хороший фермер разбирается в явлениях природы. Удачливый бизнесмен понимает, чего можно ожидать от людей в определенных обстоятельствах. Но лишь в редких случаях человек ясно представляет себе, что могут заставить его делать даже без его ведома собственные либидо и мортидо. Именно в этом отношении делаются крупнейшие и наиболее частые ошибки.
К счастью, мы имеем нечто, позволяющее нам справляться с трехликой действительностью, которую приходится удерживать в столь чувствительном равновесии. Эта система называется Эго; как предполагается, она действует в соответствии с ПР... С помощью этой системы индивид откладывает, когда это выгодно, удовлетворение своих желаний, пытаясь перестроить окружающий мир таким образом, чтобы цель оказалась достижимой впоследствии.
После отщепления относительно небольших долей, необходимых для образования Эго, остается огромная масса первичных либидо и мортидо; психиатры по серьезным причинам стали представлять себе эту массу как "Это" - на языке древних римлян: Ид. Либидо и мортидо, заключенные в Эго, и либидо и мортидо, оставшиеся в Этом, часто противостоят друг другу... Либидо и мортидо, оставшиеся в Ид, называются при этом "инстинктами Ид".
Наша жизнь трудна именно по той причине, что Эго находится в сложной ситуации. Перед ним три силы, с которыми оно должно бороться, держать их под контролем и в конечном счете заставить их совместно работать для удовлетворения и безопасности индивида: инстинкты Ид, силы природы и другие люди.
...недооценка Ид объясняется, в частности, тем, что Ид всегда прячется и находит способы надувать Эго.
Как бы ни был искусен человек, он не найдет покоя, если не научится справляться со своим Ид. Наше счастье зависит от способности утвердить мир в собственной психике.
...Природа выработала способы, позволяющие избегать этой двойной затраты энергии, так что желания Ид, прямое и полное выражение которых не дозволяется, могут выразиться в косвенной форме. На короткое время удается иногда попросту вытеснить желания Ид из нашего сознания, полагая, что их не существует, однако нельзя забывать, что такое предположение их не устраняет. В конечном счете они так или иначе пробьют себе дорогу, вопреки нашим усилиям. Если напряжения достаточно сильны и не находят себе другого выхода, то подавленная энергия Ид может нанести столь сильный вред организму и поведению человека, что Эго теряет контроль над частью тела или психики... Невроз (или психоневроз) оказывается скрытым выражением желаний Ид.
...Мортидо также может быть сублимировано; это происходит, например, у резчиков по камню, плотников и шахтеров... Одной из полезнейших сублимаций мортидо служит хирургия.
Либидо удовлетворяется путем приближения индивида к объекту или путем приближения объекта к индивиду; точно так же мортидо может быть удовлетворено или путем бегства от объекта, или же путем обращения его в бегство. Пассивное либидо мужчины хочет, чтобы женщина к нему пришла, активное либидо побуждает его преследовать женщину. Пассивное мортидо побуждает его к бегству, активное же мортидо побуждает вступить в бой, чтобы изгнать другого мужчину... Таким образом, мортидо - это сила, связанная с двумя эмоциями, - страхом и гневом.
В природе, и так же в Ид, нет противоположностей, исключающих друг друга. В психиатрии, как в физике, придется отбросить не только представление об исключающих друг друга противоположностях, но также представление о причине и следствии в том смысле, как их обычно понимают. В Ид любовь не исключает ненависти... Ид похоже на нетронутую природу; но оно не способно обращаться с действительностью, потому что не умеет манипулировать объектами и не в состоянии строить полезные обобщения. Но в ряде случаев Ид проявляет больше мудрости, чем Эго...
Все четыре группы напряжений требуют удовлетворения, обязанность Эго - держать их под контролем. Одна из важнейших и самых трудных задач Эго - следить, чтобы направленное внутрь напряжение мортидо не возросло сверх меры вследствие удовлетворения какого-либо из остальных напряжений.
Когда индивид вырастает, родители уже не стоят рядом...; но их могущественные, нагруженные эмоциями образы остаются в его психике, а это не менее действенно, поскольку индивид будет всегда поступать в соответствии со своими образами, а не с реальным окружением.
Подсознательное никогда не стареет.
Бессознательные образы родителей, воплощающие ранние уроки жизни, нагружены долей либидо и мортидо, отщепленной от остального Ид. Эта система, участвующая в принятии решений, носит название Суперэго.
Вопрос о вине и потребности наказания сложен, поскольку явления эти связаны с рядом элементов, участвующих в принятии решений. Первый - Суперэго. Второй - Идеал Эго... У индивида есть еще сознательный образ того, что хорошо и что плохо, полученный... Для простоты мы объединим все эти три элемента под общим именем Суперэго.
Итак, в конечном счете Эго встречается с тремя энергетическими системами, которые надо принимать в расчет перед действием: желания Ид, реальность внешнего мира, Суперэго.
В Эго содержатся три части, и все они могут смотреть друг на друга в разные моменты времени. Одну из этих частей составляют специальные родительские образы; другая часть - взрослое Я, работающее в соответствии с ПР; вдобавок у каждого человека сидит в голове маленький ребенок, которым он некогда был. Пока одно из этих Я действует независимо от остальных, индивид чувствует себя одной личностью; но если две из них действуют одновременно, то каждая из них смотрит на другую, удивляясь, что же происходит?
Как мы увидим, невроз дает индивиду ряд преимуществ. Какая же сила заставляет его хотеть выздороветь? Что заставляет зародыш развиваться? Почему не остается он просто зародышем? Расти - это тяжелый труд, требующий немалых затрат энергии. Что вынудило каких-то медуз развиваться в человека? Почему не остались они навсегда медузами? Эволюция ведь тоже тяжелый труд. Позволим себе предполагать, что ФИЗИС - сила, с которой приходится считаться при изучении человеческой психики. Мы не решили до конца, кто это, ради которого Эго, Суперэго и Ид поддерживают тонкое равновесие напряжений, позволяющее человеку расти и развиваться; но...
Вначале ребенок еще не знает, что прямое выражение либидо и мортидо не окупается. Когда ребенок вырастает, он узнает, что подобное поведение может принести в конечном счете больше боли, чем удовольствия, что немедленное снятие какого-нибудь напряжения может привести к накоплению большего.
Точно так же, как часть либидо обращается на самого индивида, внушая ему уважение к себе, так и часть мортидо обращается внутрь, доставляя энергию для собственного наказания. Если его поступок несовместим с поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, эта часть мортидо высвечивает перед ним порицающие образы родителей, возникающая при этом реакция называется "виной". И если даже индивид не сознает этой вины, то неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо проявляется в виде потребности в наказании.
В некоторых случаях наказание приносит дрожь наслаждения и облегчение. Многие взрослые точно так же, как дети, получают своеобразное удовольствие от наказания. Вот почему некоторые люди все время попадают в беду.
Напряжение может накапливаться годами, а попытки снять его могут привести к тому, что человек будет снова и снова попадать в беду. Направленная внутрь разрушительная энергия должна быть поэтому устранена. Как и другие виды энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго не осознает, что происходит, и не остановит развитие процесса. Потребность в наказании может причинить неприятности, нередко проявляющиеся в "забывчивости", "легкомыслии".
Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Ребенок беспомощен.
Если мать недооценивает трудностей ребенка и не объясняет ему разные вещи настолько ясно, чтобы избежать недоразумений, то наказание может потерять всякий смысл... Если мать прерывает кормление, чтобы позаботиться о его больном отце, и если она его при этом не приласкает, это может точно так же испугать ребенка, как если бы мать его бросила. Запуганный ребенок - несчастный и трудный. Когда он видит возможность отомстить за испуг, он может этой возможностью воспользоваться. Он не способен понять, что такое поведение может принести ему больше вреда, чем пользы. Жизнь ребенка полна потрясений и поразительных явлений, которых мы, взрослые, не можем вполне оценить.
Ребенок, которого не ласкают, развивается медленнее и более пуглив...
У ребенка нет ни представлений... ни опыта во взрослых удовольствиях. Единственное, что руководит его поведением - примитивные влечения и беспокойства... Вначале его стремления, по-видимому, направлены на поглощение: он хочет поглощать тепло, молоко и любовь. Его образ мира столь смутен, что эти вещи почти взаимозаменяемы.
...Если кормление не вполне удовлетворяет желание, младенец нередко пытается восполнить недостаток... например сосанием пальца между кормлениями. Если не помогает, то возникает очень раннее сильное беспокойство в зоне рта, которое может сохраниться и в зрелые годы... Он пытается сохранить связь с "бутылочкой"... В обычных обстоятельствах он может забыть об этом желании. Так обстоит дело до разочарования; если в настоящем он с этим разочарованием ничего не может поделать, то в некоторых случаях он возвращается к прошлому, пытаясь восполнить потерю удовлетворением первого в его жизни большого стремления, младенческого желания пользоваться ртом. Многие разочарованные начинают злоупотреблять курением, пьянством, едой или иной деятельностью рта, по возможности снимающей также и другие виды напряжения.
Стремление класть в рот и обсасывать разные вещи - "сближение": сосание есть первое проявление либидо. Важнейшее удовлетворение своего либидо младенец получает через рот, и рот поддается его управлению лучше всех других органов. Прямое удовлетворение либидо сопровождается набуханием некоторых пористых тканей. В первые месяцы жизни во рту младенца имеются губчатые образования, набухающие после кормления грудью (после искусственного кормления это происходит редко). Между удовлетворением либидо у сосущего младенца и у взрослого существует физическое и психическое сходство.
Предположим, что мать... препятствует полному удовлетворению, отнимая сосок или бутылочку, прежде чем он насытился. Младенец не может обдумать... он ищет другие способы удовлетворения напряжений, и если не удается удовлетворить либидо, пытается найти облегчение за счет мортидо. Не умея управлять конечностями, он может сделать это немногими способами. Взрослый может бежать или сражаться; младенцу недоступно ни то, ни другое. Возможная для него пассивная реакция - лежать неподвижно, отказавшись сосать. В некоторых случаях он отказывается даже переваривать пищу (старые врачи знали, что лучшее лечение этой своеобразной "мрачности" заключается в любви, уходе и кормлении грудью). Если же младенец реагирует активно, ему приходится делать это имеющимися в распоряжении мышцами; он способен управлять, кроме мышц, связанных с сосанием, мышцами дыхания и растягивания тела. Поэтому, когда "сердится", он задерживает дыхание и от этого синеет; растягивает мускулы и держит их в жестком состоянии, отчего его спина изгибается. Несколько позже ребенок может выразить свой гнев более агрессивно: кусаться.
Нас преследуют наши ранние страхи, а наши ранние удовлетворения неизменно вызывают у нас доверие и благодарность.
По мере того как у ребенка развивается нервная система, появляется побуждение покинуть прежние пути удовлетворения и перейти к новым, как только они становятся доступны; в основе этого побуждения лежит то, что мы условились называть словом "физис". Чтобы выжить... Он начинает анализировать четырехмерный "пространственно-временной континуум", выделяя в нем важные элементы: время, пространство, тяготение...
Трудности начинаются, когда он учится управлять своим кишечником и мочевым пузырем.
Если до сих пор господство принадлежало родителям, то теперь "главная роль" достается ему. Оказывается, для них важны... и сам он об этом высокого мнения. Ведь это первое, что он смог сам произвести.
Откуда ему известно, что и родители высоко оценивают эти вещи? Потому, что они их у него просят. Когда он сидит на горшочке, мать с нетерпением ждет, чтобы он это сделал, и будет в восторге, когда это произойдет. Он знает также, что она раздражается, когда он делает это не вовремя или не в том месте.
Т.о. он впервые располагает действенными способами управлять поступками людей, их чувствами, притом чувствами очень важных людей. Он может досадить им, произведя эти ценности в неурочное время или отказавшись произвести их, когда ждут; и он может угодить им, произведя требуемое в надлежащее время.
Попробуйте поставить себя на место ребенка, помня, что ему известно и чего он не знает, и вы поймете, насколько он должен чувствовать себя могущественным.
Мы видим, таким образом, младенца восседающим на своем троне и дающим волю своему настроению: либо он разыгрывает благодушного монарха, выдавая матери то, что она просит, либо наказывает ее за какую-нибудь действительную или воображаемую оплошность, отказывая в требуемом или выдавая его не в том месте. Ситуация складывается в его пользу...
Когда становится старше... его великодушие и его усилия считаются чем-то самим собою разумеющимся, тогда как любое уклонение сталкивается с возрастающим порицанием. Теперь он ничего не выигрывает, когда это делает, но проигрывает, когда не делает.
Итак, в этом нежном возрасте он впервые сталкивается с неблагодарностью.
Вначале ребенок повинуется, так как рядом с ним мать, любовь которой он хочет сохранить. А дальше происходит одна из самых удивительных вещей в природе. Он ведет себя так, как хотела бы, по его представлению мать, даже если матери возле него нет!
[и другие млекопитающие, по-видимому, способны к образованию "Суперэго" посредством аналогичного процесса интроекции] Он начинает действовать в соответствии с указующим образом; действительность ему больше не нужна.
Вначале образ может быть сознательным... погружается в подсознание... навыки кишечника приобретают все более автоматический характер. Образ матери, ожидающей стула, который постепенно внедряется в подсознательную личность и который в течение всей жизни будет воздействовать на него так, как если бы мать была рядом, является одним из первых элементов Суперэго. Он сопровождается его собственным образом в виде хорошего мальчика, то есть, ведущего себя так, чтобы удовлетворить мать и свое собственное побуждение к развитию или физис; и этот образ является одним из первых элементов, составляющих его Идеал Эго, идеальную личность, которой он хотел бы быть. Таким образом, выработка навыков кишечника зависит от роста нервной системы и от развития Суперэго, в том числе Идеала Эго.
Срывы происходят большею частью, когда возникает раздражение, когда напряжение мортидо становится достаточно сильным, чтобы преодолеть сдерживающие силы Суперэго; обычно это связано с какой-нибудь реальной или воображаемой обидой или с лишением любви. Мортидо может быть удовлетворено либо активным, либо пассивным путем. Младенец может оказаться упрямцем, активно задерживающим свои дары... пока не будет устранена фрустрация или возвращена любовь; или может перестать управлять кишечником, пассивно допуская происшествия. Эти "происшествия" доставляют ему добавочное удовлетворение, когда он начинает понимать, что значит "грязное"; он замечает, что унижает и наказывает свою мать, которой приходится за ним убирать.
Эти две формы возмездия и удовлетворения мортидо часто сохраняются и в зрелом возрасте у людей, личность которых отчасти задерживается на кишечной стадии поведения, или, как ее называют, на "анальной стадии". Идеал Эго не позволяет им действовать так грубо, но в их поведении проявляются те же характерные особенности. Люди этого рода выказывают свою злобу или удрученность одним из двух способов: либо они все портят... либо они упрямятся, задерживая все дела и пытаясь контролировать ситуацию мелочными придирками, скорее изматывающими, чем угрожающими.
Если "анальное мортидо" не получает в детстве достаточного удовлетворения, оно может стать основной движущей силой личности. Это приводит к двум типам "анальной" личности, которые встречаются в чистом виде или в сочетании друг с другом: "пассивный" или беспорядочный тип с характерными неопрятностью и видимой нерешительностью, часто страдающий поносом или колитом; и "активный" или упорядоченный тип, проявляющий упрямство и язвительность, чрезмерную придирчивость к деталям мышления или деятельности без отношения к действительным результатам и часто страдающий запором.
Это заметнее всего у анальной личности типично эктоморфного телосложения.
Висцеротоники часто принадлежат к оральному типу.
Сравнивая анальный способ удовлетворения мортидо с более ранним "оральным" способом, мы видим, насколько различны эти стадии развития. Пассивная форма оральной обиды проявляется в отказе от еды и в болезни, пассивная форма анальной обиды - во всякого рода порче; активная форма орального возмущения выражается жестокими укусами, активная же форма анальной злобы - упрямством и задержками, а иногда своеобразным видом жестокости. Анальные характеристики, описанные выше, часто проявляются в интересе к определенным вещам: сюда относятся ягодицы, спина, вообще все, что находится сзади, в том числе задние двери, а также шутки, связанные с туалетом (а не спальней).
Дети, глубоко затронутые своими открытиями о половых органах, склонны вытеснять из сознания все относящееся к этому вопросу или по крайней мере связанные с ним эмоции. В ряде случаев требуется тщательный психиатрический анализ, чтобы обнаружить скрытую силу глубоко запрятанного страха или зависти, воздействующих без ведома человека на его поведение.
...Мальчик иногда начинает вести себя так, как будто ему за дурное поведение или дерзость могут отрезать пенис, а девочка иногда испытывает обиду, как будто у нее когда-то был пенис, отрезанный родителями за какой-то проступок в раннем детстве. Гордость (и страх) мальчика по поводу пениса и зависть (и обида) девочки у различных индивидов проявляются по-разному.
Если у женщины имеется напряжение, вызванное завистью по поводу пениса, оно не может быть удовлетворено в прямой форме, и должно удовлетворяться косвенно: получить нечто, чего у мальчиков нет. Самый естественный способ - детей, которых мальчики иметь не могут (детей у женщины может быть много!). Некоторые женщины избегают такого приобретения и пытаются утолить зависть, побив мужчину в его собственной игре; это приводит их к выбору занятия или профессии... Если женщина выбирает себе занятие вследствие зависти по поводу пениса, она в конечном счете становится несчастной, потому что фрустрирует напряжение своего физиса, побуждающего ее развиваться по женской линии.
Новорожденный не приносит с собой знания о том, как прожить в этом мире; ему приходится учиться этому у других. Примерно до двух лет ребенок заинтересован в ознакомлении с собственным телом... Около двух лет он начинает понимать, что удовлетворение достигается не простым требованием, а зависит от того, довольны ли им родители.
Чтобы узнать, как с ними обращаться, он наблюдает, как они обращаются друг с другом.
То, чему ребенок учится в следующие три года, в преобладающей степени определяет, как он будет в течение всей жизни обращаться с людьми (если не сойдет в дальнейшем с этого пути, чтобы брать уроки у своих учителей, друзей, жены или у психиатра).
Ребенок... может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодный старт.
Во всем, что касается поведения в обществе, младенец совершенно невинен; его семья - его судьба. Если... члены семьи ссорятся и жадничают... "Я вижу, как надо жить: надо нападать и хватать все, что можно". Таким он, по всей вероятности, и вырастет. Если ему не будет даваться то, чего он хочет, он станет винить в этом окружающий мир, и обида сделает его еще более жадным.
Если ребенок видит в обращении родителей друг с другом любовь, великодушие и уважение, то у него тоже воспитывается великодушие: "Я вижу, как надо жить: надо быть великодушным, любить и уважать людей". Он попытается жить таким образом и готов будет учиться на опыте, если дела пойдут не так, как надо.
От ребенка зависит, каким образом и в какой мере он подражает родителям; однако в их власти воздействовать на осуществление возможностей - поддержать склонность к стяжанию или к деликатности, способность к приятному и неприятному обращению с людьми...
Ребенок стоит в центре собственной Вселенной. Он привязывается большей частью к людям, непосредственно удовлетворяющим его нужды. Эта система, по которой привязанность проявляется лишь в обмен на немедленные услуги, не может сохраниться навсегда. Чтобы обрести будущую мать своих детей и воспитать свое потомство в счастливой семье, он должен научиться дарить свою любовь без надежды на немедленное воздаяние. Вместо того чтобы рассматривать людей как источник собственного удовлетворения, ему надо научиться, любить их "ради них самих".
Можно сказать что задача детства состоит в превращении нарцистического либидо в объектное, чтобы счастливо жить с людьми; в особенности, чтобы стать счастливыми супругами и родителями, поскольку в этих положениях человек должен уметь любить, заботиться и опекать другие существа, даже принося некоторые свои выгоды в жертву.
В этой бескорыстной деятельности помогает Суперэго => формирующееся в раннем детстве Суперэго с чувством долга и ответственности составляет основу дальнейших усилий в браке и в воспитании детей. После того как Суперэго достаточно укоренилось, следует период примерно от шести до десяти лет, когда ребенок более или менее знает свое место в мире, но не умеет еще позаботиться о себе. Он использует эти годы, чтобы больше узнать об окружающих людях и вещах; и, когда во время половой зрелости его мышцы окрепнут, а железы начнут работать в полную силу, он будет лучше подготовлен встретиться с жизнью, полагаясь на самого себя.
Есть очень много людей, отчетливо помнящих свои половые чувства, начиная с трех лет или раньше. Невозможно приписать простой любознательности случаи, происходящие между маленькими мальчиками и девочками за амбарами и в стогах сена, которые они находят столь захватывающими в этом возрасте и в своих воспоминаниях.
Мы знакомы уже с двумя самыми ранними способами прямого удовлетворения либидо: это наслаждение сосанием и наслаждение кишечником, которые именуются "оральным" и "анальным". В третьей стадии удовлетворение достигается... из половых органов... без действительного объекта либидо, и происходит обычно посредством игры или манипуляции, как это нередко можно видеть у детей между четырьмя и шестью годами. Многие взрослые задерживаются на этой стадии.
Счастливые или мудрые люди достигают четвертой стадии сексуальности, состоящей в том, что наслаждение разделяется с другим... Зрелое половое чувство - стремление проникать / принимать проникновение, получая и давая наслаждение одновременно. То же... когда дают/принимают материальные предметы... "эмоциональное проникновение".
Различие между третьей и четвертой стадиями яснее всего проявляется у женщин. На третьей стадии они получают удовольствие главным образом от маленького пениса, клитора, в стимуляции которого они преимущественно заинтересованы. В зрелой же стадии они получают главное наслаждение от влагалища, которое может быть гораздо эффективнее использовано, доставляя наслаждение мужчине-партнеру.
Тщательное исследование обнаруживает также, что половой акт удовлетворяет некоторым образом не только либидо, но и мортидо. Иногда удовлетворение мортидо в половых отношениях становится для индивида важнее, чем удовлетворение либидо; тогда он получает ненормально сильное наслаждение, причиняя или испытывая боль... Если напряжение его мортидо носит активный характер, он находит предлоги причинять психическое или физическое страдание своему партнеру. Если же его мортидо пассивно, он... поощряя партнера причинять их.
...Если ему удается позже изменить свои образы родителей, так что образ отца перестанет представляться ему в виде соперника-великана, а образ матери - в виде покидающей его женщины, то он сумеет перерасти эти проблемы и заинтересоваться другими вещами.
Но если ему не удастся изменить эти образы детства... может вечно разыскивать себе женщину, которая никогда не взглянет на другого мужчину, или вечно стремиться, подобно Дон Жуану, к победам над женщинами, пытаясь превзойти своего отца; если же образ соперника-отца сильнее, чем образ не оценившей его матери, он будет... избивая незнакомых людей в баре, чтобы доказать самому себе и отцовскому образу, что он мог бы в свое время побить старика, если бы не был в детстве таким трусом.
Как мы видим, в этих случаях имеется смещение объекта либидо и мортидо, потому что в действительности он хочет завоевать свою мать и побить своего отца.
У девочек ситуация сложнее, им тоже приходится пережить период приспособления, и результаты проявляются в годы зрелости. Мальчики с младенческого возраста тесно связаны с другим полом, девочки же обычно не связаны. Другое осложнение уже упомянуто: мальчик с раннего детства получает главное половое наслаждение от пениса, в то время как девочке приходится в какой-то момент не только перенести свою привязанность с собственного пола на другой, но также переместить способ наслаждения с клитора на влагалище, если она вообще приобретает способность к полному удовлетворению своего либидо.
К четырехлетнему возрасту реакции ребенка начинают складываться в их основных чертах; видно, как он будет себя вести, когда что-то сделает его счастливым или несчастным... Если ребенку удается внушить чувство, что он один из членов троицы, то он, как правило, счастливо приспосабливается. Выражать свою любовь в присутствии ребенка, не уделяя ему его доли, столь же недопустимо, как есть в его присутствии, оставляя его голодным.
После детства ближайший период напряженности - это время созревания.
Следующий период стресса: индивид принимается зарабатывать себе на жизнь, приспосабливаясь к экономическим условиям. И в этом случае ранние установки могут быть усилены или ослаблены, хотя сомнительно, чтобы могли быть изменены в своей основе... Озлобленный ребенок, которому в дальнейшем удается пробиться в жизни благодаря случайности или таланту, может использовать свои деньги озлобленно, вызывая у других зависть, а свою власть - жестоко, заставляя других удовлетворять его мстительность. Между тем счастливый ребенок, которому впоследствии по внешним обстоятельствам не удастся достигнуть приемлемого уровня жизни, может расценить эти трудности как ненужные страдания и искать более справедливых условий не только для себя, но и для других.
Брак и отцовство/материнство - проверка устойчивости личности и успешности раннего воспитания индивида. Дальнейшие периоды стресса - изменения в жизни женщины и упадок сил мужчины в пожилом возрасте; устойчивость дает основа, заложенная в раннем детстве.
фрагменты-2