(к началу конспекта) Поскольку развитие сознания продолжается, оно открывает в себе все большие глубины, или высоты. Что такое наблюдающее «я»? Как глубоко или как высоко оно на самом деле может забраться?
- Действительно, считать, что все вдруг останавливается, кажется, нелогично.
Ответ, который дают на этот вопрос все великие мистики и мудрецы мира, состоит в том, что это наблюдающее «я» движется непосредственно к Богу, к Духу, к Божественному. В самой глубине своего сознания вы встречаетесь с бесконечностью.
- Итак, мы знаем ответ мистиков. Я морально готов вместе с КУ считать их мудрецами и, соответственно, принять их ответ, но для полного принятия мне этого мало. А что, если они врут?
Это наблюдающее «я» обычно называют «Я», или Свидетелем, чистым Присутствием, чистым пониманием, сознанием как таковым. И это «Я», или чистый Свидетель, является прямым лучом Божественного. Высшее «Я» - это Христос, это Будда, это сама Пустота: таковы свидетельства величайших мистиков и мудрецов мира.
- В этой части КУ повторяется все больше и назойливее, что настораживает: сомнения? не совсем честная игра?
Я сомневаюсь. Но мне не хватает альтернатив(ы), чтобы возразить.
В: Свидетель - это то, что нас ждет в будущем?
КУ: Не совсем. «Я», или Свидетель, присутствовал на любой стадии, через которые проходили холоны, было ли это ощущением, импульсом, эмоциями, символами, разумом. Это сознание является просто глубиной и внутренним миром любого холона. Глубина - это сознание, и глубина не имеет конца. Но с увеличением глубины больше проявляется природа сознания. У людей на стадии кентавра Свидетель все менее отождествляется с телом и разумом - он превзошел их и включил в себя - поэтому теперь он может просто наблюдать за ними.
Мы уже видели, что личность меняет свое отождествление - сначала с материей, затем с телом и разумом - и каждое состояние предполагает децентрирование или отказ от отождествления с предыдущим измерением. И на стадии кентавра сознание просто продолжает этот процесс и начинает отказываться от отождествления с самим разумом, и именно поэтому оно может наблюдать разум, видеть разум, ощущать его. Разум больше не является субъектом; он начинает становиться объектом. Объектом наблюдающего «Я», Свидетеля.
В: Итак, стадии трансперсонального развития... У духовного развития также есть уровни?
КУ: Да. Изучая эти высокие стадии, мы обращаемся к опыту небольшого числа выдающихся мужчин и женщин, живших в прошлом и живущих сегодня, которые сопротивлялись системе, боролись со средним и нормальным, прорывались к новым и более высоким сферам понимания. В этих поисках они объединялись в маленькие группы людей, настроенных на духовное развитие (сангхи). Они создавали методы, практики и парадигмы, проводили внутренние эксперименты, раскрывающие эти жизненные пространства, которые позволили другим воспроизвести полученные ими результаты, проверив и подтвердив (или опровергнув) полученные ими данные. Они оставили нам свои карты этих внутренних путешествий, с важным замечанием, что одно лишь выучивание карты не принесет результата, как изучение карты Багамских островов не заменит пребывания там. Поэтому мы будем исследовать все эти карты и пути, оставленные великими традициями изменения сознания Востока и Запада... попытаемся создать «образ мастера», который достигает высших уровней сознания. Эти основные структуры более высокого уровня присутствуют в каждом из нас как возможности, но они ожидают нашего подлинного духовного роста и развития.
...Эти стадии я называю экстрасенсорной, тонкой, причинной и недуальной. Это основные структуры, каждой из них соответствует особое мировоззрение, которые я называю, соответственно, природным мистицизмом, божественной мистикой, мистикой бесформенного и недуальной мистикой.
...как всегда, работу выполняет тот человек, который поднимается по «лестнице» - реальная нагрузка ложится на его личность. «Я» может испытать пиковый опыт более высокого уровня, а затем отступить на стадию, которая соответствует его среднему уровню развития. И наоборот, ощущения более высоких уровней могут настолько разрушить структуру личности, что она регрессирует к более ранним ТО, на которых есть какая-то фиксация, подавление или незаконченные дела. Когда эго начинает разрушаться на более высоких уровнях, на поверхность выплывают проблемы более ранних уровней.
Экстрасенсорный уровень означает стадию перехода от обычной, всем понятной действительности - сенсорно-двигательной, рациональной и экзистенциальной - к трансперсональным уровням. На этом уровне часто происходят не поддающиеся объяснению паранормальные события, но это не главное. Его определяющей характеристикой, глубинной структурой является понимание, которое больше не ограничено индивидуальным эго или кентавром.
Вы прогуливаетесь, вы расслаблены, границы вашего сознания расширены, вы смотрите на красивую гору, и бам! - внезапно наблюдатель пропадает, остается только гора, и вы едины с этой горой. Вы не находитесь здесь, глядя на гору, которая там. Есть только гора, и кажется, что она видит сама себя или что вы смотрите на нее изнутри. Гора ближе к вам, чем ваша собственная кожа.
- Мне очень не хватает свидетельств МОИХ ЗНАКОМЫХ об опыте, похожем на описанный ("не поддающиеся объяснению паранормальные события" - этого добра у меня хватает, тем более, что "не поддающееся объяснению" характеризует не обязательно событие:).
Другими словами, нет разделения между субъектом и объектом, между вами и миром, находящимся «там». Вы по-прежнему можете совершенно точно сказать, где заканчивается ваше тело и начинается окружающая среда, это не адуализм психотика и не «воскрешение в совершенной форме», характерное для психотического адуализма. Это ваше собственное высшее «я», его можно назвать Эко-ноэтическим «Я»; некоторые называют его Общей или Мировой Душой. Это фаза отождествления ТО7. Вы - «природный мистик», медиум.
- с медиумами мне общаться приходилось. И говорить о них с другими свидетелями.
Пытаясь сейчас приложить к ним шкалу КУ, я бы поместил их всех где-то перед ТО5. А как вы понимаете термин "медиум"?
В космополитичном кентавре сознание уже
- совершило переход от материальной личности через биологическое измерение к личности, обладающей разумом.
- В ТО4 сознание преодолевает свои индивидуальные аспекты, это больше не телесная, а ролевая личность. Когда вы говорите: я отец, мать, муж, жена, инженер, учитель, у меня есть конкретная цель... - это отождествления, вышедшие за уровень тела и его ощущений, вы попадаете в пространство интерсубъективных ролей, ценностей и целей. Большинство из того, что вы называете «я», - культурные и социальные отождествления. Когда вы ощущаете свое «я», вы ощущаете круг интерсубъективных интересов и событий, не существуете только в границах вашей кожи, вы существуете в культурном пространстве. Ваша личность децентрирована, трансцендентна и просто связана с телом.
- На рациональном уровне ТО5 ваша личность еще раз расширяется, преодолевая этноцентрические или социоцентрические черты мировоззрения, обретает постконвенциональное или космополитическое сознание. Вы начинаете отождествляться с глобальной перспективой. Осознание себя этноцентричным человеком причиняет вам боль. Вас смущают этноцентричные разговоры.
- Вы снова децентрируетесь, преодолеваете. Ваша подлинная личность существует в пространстве глобального понимания, находит свою идентичность в круге всех людей. Отсюда остается только маленький шаг до фактического опыта вашей подлинной личности, до отождествления не только со всеми людьми, но и со всеми живыми существами.
Глобальное, или космополитичное, понимание просто снимает с себя еще один слой одежд, сбрасывает свои антропоцентрические предубеждения...
Так у вас возникает ощущение Души Мира. От космополитизма до Мировой Души лишь маленький шаг, если принимать во внимание то, что уже произошло за период развития сознательной личности. Это простое и естественное продолжение эволюционного процесса. Каждое новое явление - преодоление, которое обнаруживает, что все большая часть «внешнего» мира является «внутренним», частью нашего собственного существа. Однажды утром молекулы проснулись и обнаружили, что атомы стали частью их собственного существа. И клетки также проснулись однажды утром, чтобы понять, что молекулы стали частью их внутреннего мира. Вы также могли бы пробудиться однажды утром и понять, что природа является частью вашего существа, буквально находится внутри вас. Вы - не часть природы, природа - часть вас. Именно по этой причине вы относитесь к природе так, как относитесь к своим легким и своим почкам. Спонтанная экологическая этика исходит из самого вашего сердца, и вы уже никогда не сможете смотреть на реку, лист, оленя, малиновку так, как смотрели раньше.
События экстрасенсорного уровня имеют общую черту: одной ногой они находятся в личном, другой - в трансперсональном мире. Поэтому они обладают определенной общей глубинной структурой: начинающееся преодоление обыденной реальности, преодоление обычных представлений о теле, разуме и культуре. К событиям экстросенсорного уровня могут быть отнесены некоторые явления, связанные с медитативными состояниями начального уровня; шаманские видения и путешествия; пробуждение энергии Кундалини (и раскрытие целой анатомии тонких каналов, энергий и сущностей); ощущение сверхъестественного; спонтанные духовные пробуждения; переживание травм прошлого, в том числе родовой травмы; отождествление с различными природными проявлениями - растениями, животными, со всей природой (космическое сознание, природная мистика и Мировая Душа).
В: Откуда вы знаете, что эти явления действительно существуют?
КУ: Когда наблюдающее «Я» начинает преодолевать состояние кентавра, появляются более глубокие или более высокие измерения сознания, на их основе возникает новое мировоззрение, или жизненное пространство. Все пункты в этом списке - объекты, которые могут быть непосредственно восприняты в этом новом экстрасенсорном мире. Они настолько же реальны в экстрасенсорном жизненном пространстве, насколько камни реальны в сенсорно-двигательном мире, а понятия - в жизненном мире сознания. Если сознание пробуждается или развивается до этого уровня, вы просто начинаете чувствовать эти новые объекты так же легко, как вы воспринимаете песок в сенсорном мире или образы в мире предметного сознания. Они просто даны сознанию, они просто воспринимаются им, и вы не должны тратить время на попытку выяснить, подлинно реальны они или нет. Конечно, если ваше экстрасенсорное сознание не пробуждено, вы не сможете видеть ничего из этого, так же как камень не может увидеть образы сознания. И вы, вероятно, будете говорить неприятные вещи о тех людях, которые действительно видят их.
- Этот ответ КУ я бы, возможно, назвал демагогией, если бы не подчеркнутые мною слова. Они почти повторяют один ответ БГ на "Музыкальном ринге", позволивший мне с того момента иначе (глубже, полнее) воспринимать искусство, а потом и весь мир.
То, что сенсорно-двигательное познание, например, названо уровнем 1, вовсе не означает, что его развитие останавливается с переходом на уровень 2. Напротив, сенсорно-двигательное измерение включено в более высокие этапы развития. Со временем у человека могут появляться новые чрезвычайно сложные сенсорно-двигательные способности. Тезис о «психических факторах спортивных состязаний», например, сегодня признан почти всеми... многие великие спортсмены и балерины... входят в очень глубокие экстрасенсорные состояния, и это позволяет им совершать невероятные действия.
Большинство типов личности и характеров могут встречаются на всех уровнях сознания (кроме самых низших). Самые простые и самые известные типы личности, вероятно, интроверт и экстраверт. Это не уровни сознания, это типы, которые сохраняются на каждом уровне.
В: А энграммы?
КУ: Девять типов - не уровни сознания. Так что у нас есть девять типов личности на каждом из приблизительно девяти главных уровней - после этого вы можете начать понимать, как выглядит модель действительно многомерного и полного спектра сознания.
Когда личность начинает расти и развиваться на первых трех ТО, она обычно задерживается на одном из девяти типов энграммы... Этот тип сохраняется и доминирует над сознанием примерно до начала трансперсональной стадии, где начинает преобразовываться в мудрость или во внутреннюю сущность человека.
В: И что же это означает?
КУ: Эта идея основана на одном из центральных тантрических представлений, которое можно найти во многих учениях от суфизма и до буддизма: если вы входите в более низкое или даже травматическое состояние с ясным сознанием, это состояние преобразуется в соответствующую мудрость.
- О ЧЕМ ЭТО?! В смыле, что за 9 типов?
Для полноты - остальные стадии. Честно говоря, не хотел бы их обсуждать, не разобравшись с предыдущими ТО:
Когда мы говорим о «тонком» уровне, мы имеем в виду процессы более тонкие, чем обычное, бодрствующее массовое сознание. К ним относятся внутренний свет и звуки, архетипы и образы, потоки благословения и познания (шабд, нада), длительные эмоциональные состояния любви и сострадания, тонкие патологические состояния, которые можно назвать космическим ужасом, злом и страхом. Как всегда, так как наше развитие диалектично, этот тонкий уровень - вовсе не рай на тропическом берегу. Этот общий тип мистики мы называем мистикой божественного, потому что на этом уровне пробуждается наша собственная Архетипическая Форма: союз с Богом или Богиней, единение с сагана Брахманом, состояние савикальпа самадхи, и так далее. Это... является началом или фазой отождествления ТО8.
Классический пример - опыт интенсивного внутреннего света (возможно, в опыте клинической смерти). Христианин может видеть свет в образе Христа, ангела или святого, буддист - как самбхогакаю, тело счастья Будды, последователь Юнга - как архетипический опыт высшего «Я», и т.д. Любая глубина должна интерпретироваться, и интерпретации невозможны без целого набора контекстов, предоставляющих сознанию инструменты анализа. Внутренний индивидуальный фон, культурный фон, социальные институты принимают участие в интерпретации этого опыта глубины. Это неизбежно. Высшие структуры не похожи на маленькие сундуки с сокровищами, похороненные в вашей душе и ждущие, что рано или поздно вы их выкопаете. Глубинные структуры даются сразу, а поверхностные структуры - нет, и поэтому «я» необходимо прибегать к помощи интерпретации, которая не может совершаться без контекстов. А эти контексты изначально не существуют в вашей душе!
Это онтологически подлинные события. Но эти события не существуют в сенсорно-двигательном жизненном пространстве, они не существуют также и в рациональном мире, они не существуют и в экзистенциальном мире. Поэтому вы не можете найти свидетельств, подтверждающих их, ни в одном из этих жизненных пространств! Они существуют в тонком мире, и подтверждающие их свидетельства можно найти именно там.
В: Вы говорили, что тонкий уровень является уровнем архетипов, но под «архетипом» имеете в виду нечто другое, нежели архетипы Юнга.
КУ: Это очень сложная тема, не думаю, что у нас есть достаточно времени... Архетипы Юнга являются основными, коллективно наследуемыми образами или символами, лежащими в основе магических и мифических измерений человеческого понимания. Их ни при каких условиях не следует путать с феноменами экстрасенсорного и тонкого уровней.
Типичный юнговский архетип - основной наследуемый образ, или форма в душе. Эти основные или изначальные образы представляют собой отражение очень общего, очень типичного опыта, которому люди подвержены повсюду: опыт рождения, материнства, отцовства, тени, мудрого старца, обманщика, эго, мужское и женское начала, и так далее. Миллионы миллионов прошлых встреч с этими типичными ситуациями, если можно так выразиться, впечатали эти основные образы в коллективную душу человеческого рода.
В: Вы сказали, что... Современные исследователи считают все это, в лучшем случае, «простой метафизикой», данные которой не могут быть проверены.
КУ: Вы сами должны выполнить этот эксперимент и самостоятельно оценить полученные данные. Тогда вы сможете их проинтерпретировать. Если вы не осуществите этот эксперимент, не выполните необходимой медитации или не войдете в нужную парадигму, вы не будете обладать данными, необходимыми для интерпретации.
В: Вы упоминали, что эти тонкие Формы или архетипы появляются непосредственно из Пустоты, из причинного уровня, который является следующей стадией, ТО9.
КУ: Когда в медитации вы стремитесь познать наблюдающее «Я», Свидетеля, до самого его источника в чистой Пустоте, в сознании не возникает никаких объектов. Это отдельное осознаваемое состояние сознания, полное угасание (санскрит) или прекращение, в разных традициях известное как нирвикальпа самадхи, джнана самадхи, айин, забвение, нирод, классическая нирвана. Это состояние, которое часто уподобляется состоянию глубокого сна, лишенного сновидений, за исключением того, что оно - не просто пустота, а скорее совершенная полнота. И это состояние воспринимается именно так - как бесконечное растворение в полноте Бытия, которое настолько полно, что никакое явление не может вместить всей этой полноты. Поскольку оно никогда не может быть воспринято как объект, это чистое «Я» есть чистая Пустота.
В: Это все очень абстрактно.
КУ: Если я спрошу вас: «Кто вы такой?», вы начнете описывать себя: отец или мать, муж или жена; адвокат, клерк, преподаватель, менеджер. У вас есть свои склонности, вы что-то любите и не любите, вы предпочитаете определенную пищу, склонны к определенным импульсам и желаниям, и так далее.
В: Да, я перечислил бы все, что я о себе знаю.
КУ: Вы перечислили бы «все, что вы о себе знаете». Все то, что вы знаете о самом себе, - это образы, идеи, понятия, желания или чувства, которые доступны вашему сознанию, не так ли? Все это объекты вашего сознания.
В: Да.
КУ: Все эти объекты вашего сознания совершенно точно не являются наблюдающим «Я». Это не Наблюдатель; это вещи, которые могут быть им замечены.
Рамана Махарши назвал этого Свидетеля «Я-Я», потому что он знает об индивидуальном «я» человека, или его самости, но самого его нельзя увидеть или познать. Это глубоко внутреннее «Я» созерцает как внешний мир, так и все ваши внутренние мысли, видит эго, видит тело и видит естественный мир. Если вы видите что-либо, то это всего лишь еще один объект. И эти объекты - то, чем этот Свидетель не является. Поэтому, задавая себе вопрос «Кто я такой? Кто или что есть этот Созерцатель?», вы постепенно перестаете отождествляться с объектами, которые вы видите или можете увидеть.
«Я», Созерцатель или Свидетель - не какая-то определенная мысль, потому что ее я могу представить как объект. Это не какое-то специфическое ощущение, потому что и его я осознаю как объект. Наблюдающее «Я» - не тело, не разум, не эго, так как «Я» может созерцать все это как объекты. Что же смотрит на все эти объекты? Что в вас прямо сейчас смотрит на все эти объекты, смотрит на природу и ее пейзажи, смотрит на тело и его ощущения, смотрит на разум и его мысли?
... ... ... ... ... ... ...
Попытка увидеть Свидетеля или понять его как объект является просто очередной игрой со временем. Свидетель не существует в потоке времени. Когда вы осознаете себя этим высшим «Я», вы можете ощущать только полную Пустоту, полную Свободу, место, в котором появляются все эти маленькие субъекты и объекты. Так как тот, кто их наблюдает, свободен от них, эта Свобода не связана с их суетой, желаниями, опасениями и надеждами. Мы склонны отождествляться с ними, проблема именно в этом! Мы являемся пространством Свободы, но сами отождествляем себя с несвободными и ограниченными объектами и субъектами. Все эти маленькие личности страдают, ни одна из них не похожа на нашу подлинную сущность. Патанджали дает классическое определение привязанности как «отождествления Видящего с объектами созерцания». Противоположностью ей является пробуждение или осознание Пустоты, из которой они все возникают.
... ... ... ... ... ... ...
Следовательно, этот чистый Созерцатель находится вне жизни и смерти, вне времени и пространства, вне суеты и движения, даже вне Большого взрыва. Это не означает, что чистое «Я» существовало в какое-то время до Большого взрыва. Просто оно никогда не входило в этот поток. Все объекты, даже Бог как одна из воспринимаемых форм, исчезают, мистика божественного уступает место мистике бесформенного.
Свидетель является опорой, причиной или творящим основанием всех низших измерений. Мы вслед за Уайдхедом говорили о том, что высший метафизический принцип - творческое стремление к новому. Так или иначе, посредством некоторого чудесного творческого акта появляются новые холоны. Я обычно говорю: «из Пустоты». Некоторые говорят о Боге или Богине, некоторые о Дао, Брахмане... просто о вселенской способности «самопреодоления». Это прекрасно. Абсолютно не важно, как это назвать. Смысл в том, что появляется материя. Удивительно! Чудесно, как бы это ни называли.
Пустота, творчество, холоны - с этого мы начали наш разговор. Холоны возникают как субъект и объект, в единичной и в множественной форме, то есть во всех четырех секторах, они следуют двадцати принципам, которые являются просто моделями возникновения и эволюции всех явлений, возможностями Пустоты, потенциалом Божественного. И уже на основе порядка, задаваемого принципами, продолжается эволюционное развитие всех холонов, возвращающихся к своему источнику.
Этот порядок воплощает творческое движение к большей глубине, более мощному сознанию, большему развитию, и эволюционное развитие в конечном счете достигает своего собственного бесконечного основания в чистой Пустоте. Пустота в виде Сознания постоянно присутствовала в жизни как внутренняя глубина каждого холона. Со временем эта глубина все больше и больше теряла свою форму, пока не потеряла ее полностью. На этом этапе глубина становится бесконечностью, время - вечностью, внутреннее пространство - пространством вообще, сущность - самим Божественным: основанием, путем и осуществлением Пустоты.
Многие традиции считают это состояние полного раскрытия высшим и окончательным, а значит, и всего развития и эволюции. Это финальное состояние отождествляется с полным Просветлением, окончательным освобождением, чистой нирваной.
Но это еще не «заключительный уровень». Потому что... когда вы уже достигли состояния чистого Созерцания, смысл того, чтобы быть Свидетелем «здесь», исчезает, и Свидетель оказывается всем тем, что он видел. Причинный уровень уступает дорогу недуальному, а мистика бесформенного уступает место недуальной мистике. «Форма есть Пустота, и Пустота есть Форма».
Вы перестаете отождествляться даже со Свидетелем, объединяя его со всеми явлениями.
ТО10, на самом деле, не является отдельной ТО или уровнем, но есть действительность или Таковость всех уровней, всех состояний, всех условий. В этом заключается второй и самый глубокий смысл Пустоты: она не является особым или отдельным состоянием, она есть реальность всех состояний. Вы переходите от причинного уровня к отсутствию дуальности вообще.
Вы не можете придумать способа, чтобы быть ближе к Богу, ибо Бог повсюду - в этом высший секрет недуальных школ.
Эта практика проходит под надзором строгой этики, согласно которой вы не можете просто так бить в барабаны Дхармы и называть явления Недуальными. В большинстве традиций вы должны сначала освоить экстрасенсорный, тонкий и причинный уровни, прежде чем вам вообще разрешат говорить о недуальном. Мудрость зреет в строгой этической атмосфере. В Недуальных традициях очень важно, что вы приносите священный обет, суть которого заключается в том, что вы не должны растворяться после достижения просветления - вы не должны прятаться в нирване, не будете воспарять в ниродх, не покидаете этот мир, достигнув уровня нирвикальпы. Вместо этого вы обещаете остаться на гребне волны сансары до тех пор... Ваша клятва дает вам возможность пройти сквозь исчезновение и погрузиться в Недуальный уровень, чтобы помочь всем живым существам познать Единое в их собственном существовании.
Поэтому эта Недуальная традиция не обязательно заключается в отказе от чувств, мыслей, желаний или склонностей. Задача заключается в том, чтобы увидеть Пустоту всех Форм, а не избавиться от Форм. Просветление - это изначальное состояние, но просветление продолжается постоянно и всегда меняет свою Форму, потому что сами Формы возникают всегда, а вы едины с ними.
Продолжение следует