Один душу спасает, другой жопу тело бережет..."
Посвящается:
to whom it may concern
Эпиграф:
"Зробив грошей по труду -
Расслабляйся в Катманду!
Нема грошей? В руки флаг -
Отправляйся в Мандешлак!"
abybrДействующие лица.
Это мы ускреблись в пустой домик метеоролога
За окном море, зыбь и дождевая пелена. Но дух бодр, и помогает Хызр.
Как известно, "пустыня это сад Аллаха, откуда Повелитель миров удалил всю лишнюю сотворенную Им жизнь,
чтобы было хоть одно место на Земле, где бы Он мог прогуливаться в одиночестве".
Так что, Иное вас ждет в пустынях Мын-кыс-тау.
Помните такое в детстве - приезжаешь домой после пионерлага или другого долгого отсутствия, и всё кажется странно незнакомым, изменившимся..
Впоследствии я часто и подолгу отсутствовал дома, и уже давно не испытывал такого ощущения.. Так вот, после этого последнего Мангышлака - испытал.
Потому и дома вас ждет Иное.
Цветы из Сада Аллаха..
Ну что...
По ходу похода сгустилась мечта: перетерпеть, а приехав домой, сесть в ванну и пить холодный сухой сидр Bretonne..
Это исполнено. Добавлен купленный по благотворительной цене в дьюти фри аэропорта Актау "Mouton Cadet.."
И "в школу сегодня не пойдем" (отбрехался я от присутствия на 16-е, понедельник).
Собственно, острота этой мечты резко снизилась уже после первой кружки холодного жигулевского пива (с комплиментарными сухариками)
в кафе названного аэропорта..
"When he himself might his quietus make
With a beer bottle.." понимаешь.. И не везти же в Москву тенге.
Hо что я вам скажу...
Как вольно на продувном Мангышлаке и как печально в осенней Москве с призрачной толпой и неметеной листвой на асфальтах..
Кстати, отвоевано 2 дырки на ремне и 5кГ в весовом выражении, что приятно.
Целью нашей было пройти от Канги по-над берегом Жигылган, потом на Шакпак-ату малый хадж, потом через Таучик,
повторяя маршрут 1989г.,на Кулаат - Шаир, Жалган-Ширкала до Шетпе.
То ли физические кондиции, то ли Руководящая и Направляющая сила были против этого плана, но дошли только до Елды Емды-кургана
и потом потихоньку сползли обратно на Таучик - всего набралось километров 90 - и посидели немного на Сауре..
Кстати, Тау-чик это же ж "гор-няк". Шахты там ("совсем бурый, но не совсем уголь..") и карьеры.
Мангышлак сильно изменился: где были тропы, теперь дороги, по которым гоняют богатые белые бездорожники с толстомордыми седоками,
горизонт в столбах высоковольток, капитальные зимовья, по приватизированному берегу дорога и много бунгало "рыболовов-спортсменов"..
Вдоль дорог и на берегу во множестве разбросаны пивные, водочные бутылки (и те и другие от хорошего пива и водки,
т.к. гоняют солидные люди), а также пластиковые фляги от воды и прохладительных напитков..
Однако, я так думаю, что несмотря на то, что мы было постановили считать тему Мангышлака закрытой, она остается быть.
Или ино-быть - как территория инобытия..
Хождение по Мангышлаку с 02 по 15.10.2017.
- Как это уже давно стало обычным, ехать ОЧЕНЬ неохота.
Опять же, как это стало обычным, согревает мысль о том, что заляжешь в мешок и будешь спать по 12-14 часов в сутки на девственном лоне,
с ароматами полыни, дикими звездами сквозь тент и в полной тишине..
Perchance to dream и смотреть бесконечные реалистические сны про нереальные обстоятельства.
Ну и прокачать организм, похудеть..
В Домодедове - содом и гоморра в стиле прежнего Казанского вокзала с драконом..
Проблема уже - форсировать подъезжающий автомобильный хаос. Толком не продумано, как развести поток людей и машин..
В вокзале за линией рентген-редутов кого-то с пыхтением и придушенными воплями модерирует набежавшая полиция.
Однако, в лице неожиданно любезных аэропортовых дам дважды проявила себя Руководящая и Направляющая Сила:
пригласила к свободной стойке на отметку посадочных талонов и затем на вопрос, где проходят паспортный контроль граждане РФ -
в обход длиннючих очередей смуглых граждан CIS - провела к окошку паспортного контроля пассажиров-инвалидов (SIC!)...
В Актау паспортный контроль вполне дружественный и оперативный. У пограничников на огромных фуражках - красные звезды (!)
с чем-то казахским золотым по центру.
Обдиралы-бомбилы из аэропорта не смогли довезти нас до Канги несмотря на ихний ЖПС и опросы местного населения на АЗС в Форт-Шевченко.
По дороге побеседовали филологически и топонимически. Мангыстау - мын кыстау. Т.е. тысяча зимовок. Летовка - джайляу, зимовка - кыстау (каз.)..
Мангышлак (по-туркменски) - мын кишлак. Тысяча кишлаков.. Кыш-лык - зимовье (тюрк.).. Кыс, кыш - зима.. Правда и киш - человек..
Высадили в компромиссной промежуточной точке в чистом поле на грунтовке Форт-Шевченко - Шетпе..
Несмотря на и так приличную цену, заранее обговоренную Шатулиным, пришлось отдать им лишний тыр за моральные издержки
и душераздирающие скрипы старой калоши-ауди на раскисшем грейдере.
Говорят, на днях в пустыне лило ливмя..
Вот мы и дома..
Ветер в харю.. Полынные и морские ароматы - букет Мангышлака.
Идем вроде бодро, но на самом деле медленно - километра три в час, да еще за минусом привала..
Для начала воды - из умывальника аэропорта - на 5 дней (2 складные китайские канистры по 5л и 4 бутылки по 1,5л) - увесисто..
На местности (с трудом её можно назвать полем) ездит с сельхоззаботой трактор - невиданный нами раньше на Мангышлаке факт.
Раньше сами собой ходили верблюды и бараны. А казахи пожинали плоды этой животной самодеятельности.
А тут - агрикультура. Вдалеке виднеется сверкающая на солнце новой крышей ферма. Ходят кони и коровы.
При нашем прохождении табунки начинают волноваться, от них прибегает альфа-жеребец и оценивает нас вблизи. Потом от греха отбегают подальше..
Сельхозказахи тоже обалдели от невиданных в этих местах пеших туристов с рюкзаками, вчетвером набились в "Белорусь", припылили к дороге
и долго ждали, пока мы подойдем. Салам алейкум - ва алейкум салам! Море - там, туда ходи. А Жигылган, напротив - там!
Долго слезали с высокого берега к морю, посидели на косогоре у пустой летовки, плелись каким-то каньоном.
На берегу - кунг.
Вокруг - кучи стреляных гильз и россыпь бутылок различного образца из-под пива и водки.
По всему, отдыхающие стрелки-рыбаки нажрались настолько, что кидая бутылки, сожгли все патроны, но в бутылки так и не попали.
Проводим экспресс субботник (понедельник) - стаскиваем весь срач в кем-то отрытую, но не заполненную яму. Как нарочно для нас приготовили..
чтоб отметились благим делом..
Прибравши, стало гордо и даже уютно. Только какое-то тряпье валяется рядом с будкой.. Его тоже немного упорядочили.
Ставим палатку прямо в кунге - вот, что значит "универсальный, габаритный"..
Хорошо сидим!
Ночью шуршала мышь и понадкусала полиэтиленовые пакеты.
Наутро тепло, солнышко, соблазн посидеть еще.
Идиллия. Пастораль. От берега через дорогу, вытягиваясь столбиками, перебегают куропатки. Стадо, штук 50.
Однако, не спеша снимаемся и двигаем к Жигылгану.
Дошли до прижима. Надо было бы пройти верхом (туда и дорога уходит), чтоб все оползневое гигантское безобразие обозреть в перспективе, но в результате идем низом -
так короче и в надежде найти наше старое укрывище под камнями..
вот это
https://jalynski.livejournal.com/2197661.htmlАккуратно пролезли завал - несколько длинных шагов сделать пришлось. Слезли.
А там - 4 белых лебедя в море, прям танец маленьких лебедей.
На дороге помимо мелких лисьих следов попадаются здоровенные.. Волчьи?
Потявкивают луговые собачки. Или песчанки - кто их поймет.. Но именно что потявкивают..
Обогнули мысок - за ним причал с моторкой и под обрывом - бунгало. Там люди и собаки. Помахали людям. Полаяли собаки. Здоровенные.
Это хорошо, значит на дороге следы - собачьи, а не волчьи.
Как позже выяснилось, бунгало нашего старого знакомого Орала, который копчушку на дорогу давал в 2003-м, а это его люди.
Прошли еще - там издалека видный навес для лодок и опять бунгало, которое уже не обойдешь..
Здоровенная собака..
.
Мужики пригласили пить чай - это мы с удовольствием. Предупредили, что кроме хлеба у них ничего.. Слово за слово, поинтересовались, не несем ли мы согревающего..
Понятно... Держат хозяева дежурную смену в строгости.. В разговоре упомянули, что море за последнее время опустилось на полтора метра.
Отсюда широченные пляжи и полная неузнаваемость ранее пройденных мест.
Короче, проводили нас с миром, указав, где свернуть под шлагбаум частного владения, чтоб встать на ночлег.
Здесь затаборимся.
Микро-гора с микро-лесом в стиле "шань-шуй"..
Облачка по Дюреру.
На следующий день на дороге после очередного бунгало нас догнал белый лендкрузер с двумя кирпично-мордыми казахами.. Поинтересовались, не надо ли нам чего..
Мы доложились о наших путевых намерениях. "Рыбаки" оценили, успокоились, покивали и уехали восвояси..
Через некторое время навстречу проследовала целая кавалькада джипов с солидными людьми, я бы сказал, служивого вида с рациями и лодкой на прицепе.
Им тоже доложились.
Эти наш маршрут поняли с полуслова, упомянули долину шаров, и поехали дальше на базу к тем первым, как я понимаю..
Прошли еще одно зимовье, где рассеянно ходил мужик с ружьем наперевес и, похоже, развлекался стрельбой по сусликам..
Отошли от него километра на полтора от греха и встали на ночь в дюнах за кустами.. С кустов надергали на дрова сухих веток, камни для палатки тоже нашлись..
И был вечер, и было утро.
Далее по дороге:
лисичка
змейка
верблюдики
птичка
камешки
Когда привстали к ночлегу, мимо проехал велотурист из Литвы. Я его заметил издалека и все гадал - то ли это едет конный, то ли бежит верблюд - коленки мелькают..
А это турист. Объезжает с ЖПС Мангышлак по периметру - стартовал в Актау, проехал Сауру, задержался на регистрацию в Форте, там и пересидел дожди.
Ночевал в поле, но было ему очень холодно. Судя по компактным сумкам, и палатка и мешочек у него субтильные.
Сейчас движется к Шакпак-ате. Там ему пообещали "домики" для ночлега.
А давешние "рыбаки" ему презентовали флягу воды.
Потыкали пальцами в карту, Шатулин порекомендовал ему после Шетпе ехать на юг через Карагие..
Сфотографировались... Может еще в аэропорту пересечемся..
Шатулин отметил иронию постсоветского пространства: литовец в Казахстане уточнил дорогу у русских полковников по карте Генштаба..
Ветрище опять задувает.. Как в прошлый раз под Ширкалой, верблюды сбились в кучу и потянулись укрыться от ветра..
По словам литовца давешние "рыбаки" пообещали, что снизу он мазар на найдет. Поэтому возникло желание на досуге вылезти наверх и оглядеться.
Ходил на первую террасу узнать, куда наверх направо ушли необычные в этих местах коровы
(коровы развлекаются тем, что по пузо заходят в море и полощут вымя), может, в сторону Шакпак-аты?.
Ничего не видно.
Спустился и прошел вперед - справа развалины, слева непонятный недострой у дороги..
Ладно.. завтра будет видно, как ходить..
Ночью РЯДОМ ЖУТКО вопили на разные голоса то ли шакалы, то ли шайтаны.. Вероятно, шакалы инспектируют берег на предмет ночующих птичек,
а тут наша палатка на их законных охотничьих путях. Отсюда взрыв возмущения. Судя по разноголосице, штук 10.. Очень громко оборали и облаяли, но быстро убежали.
Не дали нам времени обгадиться.. Ночью вообще было беспокойно - проехал мотоцикл, потом автомобиль..
Ветрище не перестает и хлопает тентом.
Мало того, что в ночь на джуму нас облаяли шакалы. Или шайтаны.. Так еще утром после снятия тента с палатки порыв ветра покатил её в море, и я,
ежесекундно ожидая разрыва сердца, бросился за ней по песку, тщетно растопыривая руки, ловя за каркас и осознавая, что тут-то нашему походу и конец! -
сбросил ботинки и погнал по мелководью, пока не настиг её полузатопленную..
Не. Явно кто-то не хотел нашего продвижения к мазару. То ли Аллах, то ли Шайтан.
Соблазнились хорошей дорогой. В результате вместо того, чтоб идти по гипотенузе, прошли 2 катета.
Справа осталась Султан-апа. Там какой-то домик с модной красной крышей (ондулин или металлочерепица?), стада коров, табунки коней и шакал,
который сперва лениво шастал на виду, а потом быстренько смотался..
Поразмыслив, повернули радикально влево на приземистое строение с вышкой. Туда, судя по следам, и велолитовец вчера поехал..
Дошли до бывшей центральной усадьбы какого-то совхоза с вышкой ретранслятора (не работает) и трансформатором
(сегодня напруги нет, как вскоре выяснилось, в связи с сильным ветром).
Последний марш я прошел форсированно - 4км без привала.
Шатулин, когда дополз, то мне попенял.
Имеется здоровенная, но незлая хозяйская собака (формально полаяла и легла спать дальше) и бункер с водой (налили канистру и бутылки).
Сели перекусывать - ни сахара, ни галет собака не понимает, хотя интересуется и хвостом виляет.
Вскоре подъехал верхами жилец Кульджабай, как выясняется, бывший сварщик, нефтяник-вахтовик, ныне чабан отары уполномоченного из Таучика.
Рассказал, что особо хорошая вода на Султан-апе, куда мы не пошли. Местная вода завозная из Таучика.
Пили чай. Сервируя, Кульджабай рассыпал пакет с зубочистками и потом долго их собирал.
Отдарились шоколадом - все равно я не жру..
Идем к ясно видимой наконец Шакпак-ате (ориентир - мавзолеевидное здание с куполом).
В овраге бежит из трубы артезианская вода, которую пьют верблюды, которые в свою очередь бегут от нас.
А навстречу нам выходит статный и самоуверенный молда Мурад.
Если в своё время на Шапан-ате молда Нурболат
http://jalynski.livejournal.com/1290114.htmlсказал, что фотографировать не только можно, но и нужно,
то здешний молда предупредил, что местным духам это не угодно - и рассказал отпугивающую историю. Мы и не стали.
Поэтому далее картинки чужие..
По-местному - Шакпак-ата (шакпак - кремень), а на карте - Шахбаг-ага.. А "шах багх" - это фарси. Шах - понятно, багх - сад.. Суфизм и шел из Персии.
Мурад заселяет нас в странноприимный дом имени Ержана Хазрета, последнего шейха скальной мечети, вот сюда:
На всякий случай предупреждаем, что не мусульмане, но находим согласие в том, что Аллах - един!
Шатулин-то хоть крещеный (так он говорит), а я-то - без религиозной ориентации..
В мавзолее просторно, прохладно, чисто - ковры, ковры.. Бросаем мешки на ковры и идем за молдой пить чаи.
Джума - а народу никого.
Однако, вскоре на белом лендкрузере приезжает внук Ержана Хазрета - председатель фонда Ержана Хазрета, и мы после Мурадовой молитвы совместно пьем чай до пяти пиал,
деликатно касаясь вопросов тасаввуфа, хадисов о кошке Мурада, перспектив развития (и организации режима благопристойности -
а то ходят туристки в шортиках, бутылки приезжие разбрасывают..) мемориального комплекса Шакпак-ата и пр.
Казалось бы чего проще - выдавать легкосъемные юбки и расставить коробки для садака и прочих благотворительных взносов..
В святом месте сокрыто Тайное Знание, - говорят присутствующие. Ну.. в принципе ислам позиционирует себя не как "веру", а как "знание", полученное от бога.
После отъезда этой группы гостей Мурад приносит горячую воду в чайнике, чтоб смешать в кумганчике,
и предлагает совершить специфическое омовение перед посещением мечети,
что мы впервые в жизни и делаем.
Из-за отсутствия сноровки в этом ритуальном деле в штанах остается сырость..
Сказано было, что Ержана Хазрета советские гнобили (хотя, ну как гнобили - даже не посадили..),
однако солидные зеленые таблички, удостоверяющие на мазаре статус ист. памятника - еще от КазССР.
Теперь у мазара, вроде, статус объекта ЮНЕСКО, но ТАКИХ солидных табличек нет..
Поэтапно, после кратких молитв у отдельных могил долезаем до мечети Шакпак-ата.
Там во мраке около двери лежит змей - дух врачевателя Шакпака. Змей - от Асклепия, поди. Эллинизм тоже из Персии. Как и неоплатонизм и гностицизм в суфизме.
Мечеть - крестообразная в плане с персидскими надписями на стенах (Мурад говорит, что он их не понимает, хотя знает арабский,
но смысл такой, что как ТУТ загадаешь, так и исполнится!)
и четырьмя колоннами, капители которых выполнены в суфийской символике четырех стихий - ветра, воды, огня и земли.
После зычной катакомбной молитвы в несколько ракатов (..молитва наша в три раката..) молда Мурад поинтересовался, на какое число наш обратный билет
и пригласил побыть подольше в их чудотворном месте.
При этом он посулил раскрыть Шатулину третий глаз на условиях строгой конфиденциальности, о чем Шатулин дал твердое режимное слово..
За это Шатулин по возвращению в гостевой мавзолей оперативно починил Мураду сейфовый замок железной двери,
которую в противном случае приходилось припирать большим камнем во избежание проникновения туда коров.
Мурад здоровяк, такую каменюку приволок - мне аж беспокойно стало, ЧТО он своими руками может сотворить, если это будет угодно Аллаху..
Пока Шатулин ходил вечерять к молде, я поставил в комнате на коврах палатку, чтоб сохла от морской воды.
Ночью за стеклопакетным окном скита шумел ветер и снова вопили шакалы/шайтаны. Внутри бродила Мурадова кошка и ласково рычала, поскольку не умеет мурлыкать.
Когда она ночью рыча пришла топтаться на моём спальнике, спросонья я принял её за прокравшегося в скит шакала и прогнал..
Потом долго вспоминал главного идеолога суфизма... - Газали же, аль-Газаль, "Довод Ислама"..
За утренним пловом (остатками вчерашнего вечернего) у Мурада поговорили о заслугах Назарбаева в организации казахской жизни.
Я рассказал, что недавно по нашему ТВ был сюжет о Нурсултане Абишевиче, где он в своём кабинете в Астане пел песню: "Жила бы страна родная - и нету других забот!.."
Настоящий советский человек! - неожиданным (или, напротив, вполне понятным) образом энергично похвалил его молда Мурад.
По результатам постоя пожертвовали 2тыр. Беря, Мурад задал контрольный вопрос: от чистого сердца ли?
Что сказать?? Вот, какое сердце имеем, от такого и даем..
А Аллах знает лучше.
.
.
- .Предпоследний бросок к Таучику
Обнялись по-братски-мусульмански с Мурадом и пошли к грейдеру.
3км, потом по грейдеру еще полтора.
Хм.. Однако, что на подходе к святилищу, что после него валяются бутылки из-под водки.. Ислам-lite..
"Туарег" пролетел мимо не останавливаясь..
Потом повернули налево по колее на пригорки вдоль меловой стены.
Дует сильный боковой ветер. Эквилибристика парирования порывов да еще с тяжелым рюкзаком выматывает.. даже с палками..
Подкатывает слабость и какая-то свербящая тошнота..
В дальнейшем это жжение за грудиной возникает не только в результате усталости, но и от мыслей об усталости
или о каком-либо ином удручающем предмете.. Одно переходит в другое.. Физиология в эмоцию и обратно..
Просил Аллаха усовестить его людей и избавить их от гордыни - и прямо-таки нечто болезненное ощущаю на самом себе..
Но я также просил избавить и от лени.. Но вот этого избавления не происходит..
.
.
А вообще-то мы хорошо отдыхаем, только сильно устаем..
..
Пропылил мотоциклист егерского вида, махнул рукой, что к Таучику - "туда", там и дорога сейчас будет. Рванули по бездорожью по азимуту и попали на другую колею..
Потихоньку колея вышла параллельно обрыву, где внизу виден грейдер. По мнению Шатулина Таучик должен быть где-то рядом под бугром прямо по курсу.
Но прямо по курсу верхами дороге конца не видно, а справа в долине на расстоянии километров 8 виден в дымке обширный поселок с крупными общественного вида постройками.
Таучик, если это он, сильно разросся..
Что-то организму сегодня не идется: всё-то свербление под ложечкой, и общая тоскливость чувств.
Наконец вправо с обрыва ответвляется грубо пробитый дорожной техникой спуск, так и не ставший дорогой, и мы идем по нему.
На ночлег сваливаемся на дне мелового оврага недалеко от грейдера.
Мимо проходит замотанный до глаз мужик в темных очках, довольно потрепанной красной куртке и со штурмовым рюкзачком.
Это чабан Курбан, который по его славам пришел сюда с Каракалпакии, спасаясь от безработицы..
Подсказал, откуда притащить камни для установки палатки (в овраге их нет).
Сказал, что дальше по дороге у него "кишлак" и там вода: Приходи - налей!
Тем самым вопрос с наливом воды в неизвестно где находящемся Таучике решен.
Предупредил, что тут есть шакалы, которые ночью будут ходить и выть: Придут - убей!
Действительно выли, но не чрезмерно и в далеке.
- Стоянка, отвоеванная у коней
На следующий день дошли до "кишлака", который обещал Курбан, - обычная летовка. Ягненок блеет в загородке, куры где-то квохчут.. Из норки прямо на дворе торчит суслик..
Пока разложились, залились водой, пришел с отарой Курбан, запустил в дом, заварил чой-пой..
Жаловался на хозяев и волков: хозяева не дают оружия, а волк приходит и берет барана да еще и оскаляется издевательски, мол, и что ты сделаешь?
Размножившиеся на Мангышлаке кони занимают для дневного отстоя все удобные ровные места в теньке под камнями. Поэтому чтоб встать на привал,
приходится отпугивать коней, а потом отгребать конское дерьмо. Раньше такого не было.. Было практически стерильно.
Специально приобретенные в "Спортмастере" канистры себя показали неважно.
"Прочный полиэтилен" на одной канистре прохудился и потекло на спину.
Вода же заметно пропахивает этим же самым "прочным пищевым полиэтиленом". А стоят как золотые..
Доложил Шатулину свои прикидки: идем медленно, плановые прогоны не проходим, до Шетпе дойдем с большим напрягом.
Не говоря о том, что последнее время я что-то почти не жру..
Белый останец "Крейсер", от которого поворот на Кулаат, еще только еле виднеется впереди..
Несколько неожиданно Шатулин принял решение дальше не идти, а гулять тут.
Короче, вот она, точка возврата.
Сворачиваемся и отсюда гуляем взад.
Похоже, это то самое заветное место нашей первой ночевки в 1989 году.. У противоположного борта долины - хозяйство, возможно давешние киргизы-огородники на артезианской воде..
Тепло.. Даже жарко! А морда - КРАСНАЯ!
.
Откатили бульники, раскидали камни и конское дерьмо, затаборились.
Есть некоторое неприятное чувство оттого, что камень, под который заползли, висит не вполне понятно, на чем..
А так тут классно: кудахчут куропатки, разговаривает на разные голоса пара воронов, ночью ухает филин - жизнь кипит.
Интересно охотится горихвостка: сидит на кусте, потом резко из нижней полусферы вертикально вверх нападает на пролетное насекомое и отвесно падает с добычей на куст.
Подлетает к нам, тихо сидит, потряхивая хвостиком - интересуется..
Шатулин лазил на обрыв
.
А?! "Над вечным покоем" по-казахски.
Вернее, по-адайски.. На Мангышлаке живут казахи из пассионарного рода Адая..
Об очередном проявлении Руководящей и Направляющей силы.
В течение дня Шатулин собирался дойти до киргизов и занять воды. Потом прикинули остатки и решили, что с трудом, но протянем этот день и утро следующего..
Однако случилось иное: над нашим укрывищем послышался нарастающий шум мотора, потом
залихваткие гудки, промелькнул на обрыве светлый уазик-буханка и скрылся. Шатулин предположил, не свадьба ли приехала..
Пока вылезли на откос, горизонт оказался чист - только свежая колея напоминала о событии.
Однако, пока оглядывались, вдалеке показалась белая Лада-Гранта, подъехала по бездорожью и остановилась возле нас.
Вылез казах в трусах и шлепанцах и спросил, не видели ли мы тут заплутавшего барана.
Рассказал, что контейнеры прямо через долину это геологи из Алма-аты. Про киргизов-огородников не слышал..
Слово за слово, поинтересовались, нет ли у него с собой лишней воды. Отдал покупную бутыль на 5 литров. Неполную, правда.. И поехал дальше искать барана..
Т.о. весь этот эпизод был направлен на то, чтоб избавить нас от необходимости экономить воду в оставшееся время.
- Последний бросок к Таучику и - на Сауру
Здесь были шайтаны. Духоотъемное место?
.
Утренний марш 13 октября оставил ностальгическое ощущение старого бархатного Мангышлака: мягкое солнышко, ровное поле, легкий ветерок.. Легкий рюкзачок..
Вот так шел бы и шел..
И давешний таш-ёл нашелся.
Прошли "огороды" (засохший сад). Выяснилось, что тут и впрямь хозяйствуют киргизы, но то, что они киргизы, не афишируют.
Т.е. это наш старый маршрут, но не узнается нифига.
Вошли в холмы. Идется бодро.. Только дорога уходит сильно восточнее юга.. Уже и Емды Корган рядом и белый останец "Крейсер Аврора", до которого не чаяли дойти,
совсем рядом внизу. По настоянию Шатулина свернули радикально вправо и полезли через овраги в сторону индустриальных построек.. Это карьеры и завод ж/б конструкций..
Мужики направили в сторону Таучика в обход...
Всего полдня шли, а набегали километров 13 (по карте поглядел) и не особо устали..
Спустились к дороге на Каламкас и там залились водой у казаха, который комфортно живет на чем-то вроде МТС. Только вся АТТ явно в нерабочем состоянии..
Казах сказал, что в полукилометре по дороге чайхана, где кучкуются таксисты. Туда и пошли.
По дороге на заправке наблюдали довольно длинную очередь, причем нет не только бензина, но и газа.. Загадка для углеводородной державы Казахстана..
И опять до Таучика 8км, на этот раз официально по дорожному указателю - только в другую сторону..
Пока Шатулин взялся изучить предложение бомбил, я пошел в шубатную попить наконец шубату и разменять 5000тенге. Шубат - из 5л бутылки из холодильника.
Хороший, густой и холодный. Немного горький - от полынного корма? Или прогорк..
Тем временем Шатулин нашел интеллигентного водителя, с неожиданным именем Давид, который на своей беленькой КИА-Рио
готов был отвезти нас на 92-й километр шоссе Актау-Форт Шевченко и далее до Сауры за неправдоподобно скромную сумму.
На 92-м км Давид осторожно, но решительно свернул на полевую дорогу и мы аккуратно потащились среди степей, оврагов и пологих холмов с турами на вершинках.
Ландшафт узнается очень приблизительно.. Вернее, не узнается - и нет уверенности, туда ли мы едем..
Наконец, показалось ушедшее от берега море с широченной каймой пляжа..
Остановились у безлюдного домика смотрителя безжизненного кладбища выше Сауры.
Уговорили Давида дальше не ехать, поскольку дальше неопределенность маршрута будем разрешать ногами.
Расплатились, распрощались было..
- А обратно отсюда вы как? - поинтересовался вежливый Давид.
- Пешком с мешком, как обычно.
И тут Шатулин пригласил его забрать нас отсюда. И тот согласился! Но я, совершенно не представляя себе,
что кто-то полезет сюда по бездорожью на своей легковушке, в выходной день на 92-й километр за незначительную плату,
на всякий случай назвал время встречи в 14 по местному вместо 16-ти, чтоб у нас было время альтернативно отработать всё ногами.
Что чуть было не оказалось кстати..
На въезде на Сауру - цивильнейшая площадка с грибками для распития кофе - пусто и чисто, оборудованная стоянка - пусто и чисто.
В развалинах рыбацкого поселка кто-то заселился. В паре домов - зелень и белый уазик..
Там, где был поселок сейсмологов и потом жили бракорьеры - пустота.
Вероятно, это госземля и всех приватизаторов турнули.. Сейсмологи вымерли еще раньше.
Прошли вперед.
Вдалеке по берегу, там, где мы вставали раньше, видны разностильные дачки или пансионатики с баллюстрадами и бунгало.
И берег отступил - все равно нашего старого места при камне у воды уже нет.
Встаем у первой приглянувшейся груды камней, хотя тут до нас крепко и неоднократно постояли...
Берег засран. Немного разгребли лебенсраум... Собрали бутылки в несколько кучек.
Потом я заметил под обрывом ржавую 200л бочку, перевернул её, и почти все загрузили туда. Потом стали доводить чистоту до совершенства, и бочки не хватило.
Пришлось наваливать ОКОЛО бочки в куст. Вроде, не должно ветром разнести..
Мангышлакские ве-че-ра..
На утро горизонт чист!
Ходили по берегу, смотрели следы птиц (здоровенные лапы большой чайки) и змей. Нашли свежие следы собак, детей, женщин и мужчин,
взявшиеся совершенно не понятно, откуда. С камней, с лодки? Ничего не видели и не слышали. Вчера никого не было, сегодня еще утро...
На обрыве над нашими камнями - белый домишко.. Вроде, метеоролога.. вроде пустой, но из открытой двери ветром выдувает занавеску..
Днем приехал джип с мелкой собачкой, детьми, женщинами и тремя мужиками. Мы решили, что имела место контрамоция.
Джип с шиком вкатил на пляж около 12-ти и немедленно по оси засел в песке.
Откопались. Установили зонтики, стульчики и пр.
Удивительно, но одна из теток стала немедленно собирать бутылки и сносить их в кучку. Выяснилось, что это у них обычай.. Пластик жгут, а стекло увозят..
Один из мужиков облачился в костюмчик и часа на два уплыл в море с ружьецом.. Вернулся с увесистой связкой лобанов на кукане..
Разнообразный интеллигентный отдых..
Жарко.
Шатулин ушел заголяться в дюны.
.
.
- О магических свойствах мытья головы
Вечером, когда соседи на джипе стали наконец сворачиваться, я подошел к ним и попросил воды, если у них осталась ненужная. Сердобольная женщина отдала бутыль на 5л
и предупредила, что вода - из водопровода, фильтрованная домашним фильтром. Отпили, что-то сварили и еще остается порядочно, учитывая наши запасы.
Вечером, лежа в мешке, сказал Шатулину, что можно этой водой и голову помыть на отъезд.
Вот только не надо о мытье головы - ответил Шатулин. Обычно это действие вызывает на походе резкие погодные перемены. И он оказался прав.
Откуда у моря берется погода..
После вчерашнего солнечного жаркого дня наутро сплошная облачность и видна в море борода дождя из низких туч. Барашков нет - зыбь.
Время от времени где-то бухает гром.
И гагары тоже стонут..
Ага.. А еще мы ждем приезда КИА-Рио Давида, чтоб нас забрать. Я так думаю, что по дождю это тем более маловероятно.
Но и хорошо, а то Шатулин меня запилил бы за потерянный погожий день, что он уже начал делать вчера..
А так, слава богу, используем запас в 6 часов - пойдем пешком до шоссе.. И там еще - как оно сложится ловить попутку вечером в воскресенье..
Однако, все сложилось..
В перерывах между дождями упаковались. Сверху пришел мужик "метеоролог", плотно интересовался нашими обстоятельствами -
даже в палатку заглянул, нет ли там осетрины..
Под дождем свернули палатку, пошли наверх к мужику. Домик пуст. Дверь не открыта, а срезана врагами и стоит у забора..
Из всех научных аксессуаров - физическая карта Казахстана на стене, наполовину исписанная каракулями тетрадка и танковый аккумулятор под столом..
Чисто..
Дождь не перестает.. Мужик не приходит.. Напялили плащи и двинулись к точке рандеву с Давидом. На стоянке никого нет.. Правда еще остается минут 15..
Пошли под дождиком к дороге.. Мимо не притормозив просвистели один за другим три роскошных джипа. Казахи новые - засранцы старые..
И тут - о чудо - из-за бугра, светя фарами, выползает белая КИА-Рио.. Наша.
Аккуратно разворачивается, грузимся, едем..
Несколько волнительных мгновений, как КИА влезала на склизские подъемы.. Умный, сволочь, автомат.. Я бы вручную забуксовал наверняка.
Доехали с запасом, заплатили с избытком, распрощались с взаимной приятностью.
По согласованию с милиционером на просушку развернули палатку на асфальте за сквером аэровокзала,..
Вскоре опять начало накрапывать - свернулись и перешли в вокзал. В просторном и пустынном вокзале развесили палатку и разложили мешки по стульям.
Хорошо!
Дальше вышеупомянутое пиво. RETURN, как писали на Фортране.. GО TO Резюме..
цитата из себя:
Стометровые меловые обрывы сложены мириадами микроскопических организмов, которые десятки миллионов лет жили и умирая опускались на дно теплого океана.
Менялись "лики Земли", море стало пустыней. Белый пласт - все, что осталось от прошедших эпох,
и сама братская могила древней жизни развеивается ветром, размывается редкими дождями и исчезает уже навсегда в виде аморфных известковых потеков.
Теперь понятно, что имели в виду классики, когда писали - один:
"Мгновенной жатвой поколенья…
Восходят, зреют и падут,
Другие им вослед идут...",
а другой: "... даже тени наших тел и дел не останется на земле..."
https://jalynski.livejournal.com/990974.htmlзагадочная картинка - найди мальчика in lapidibus
Кстати о современных петроглифах, находимых на камнях Мангыстау, и культурно-исторических влияних, кои они отражают.
На одном - примитивно изображенные женские торсы с сиськами, но при этом - в трусах. Исламский фактор?
На другом - сверху имен "бывших тут" различных оразбаев, алтынбеков и пр. -
большая наивная пятиконечная звезда с символическими серпом и молотом внутри. Советское наследие..
- Нашел стих от 12 года от Ирины Бросалиной
* * *
По долинам и по взгорьям,
По пустыням - не вокруг! -
Шел под рюкзаком полковник,
рядом ихний лучший друг.
Не религиозный стимул
Был причиной драмы сей -
ОбоИх зовут: Владимир,
А совсем не Моисей.
Ищут что в краю далеком
Эти два бородача:
Мелодичен грифа клекот?
И сладка ли алыча?
"Перепутали, придурки,
Не иначе! - ржет баран, -
Все на отдых едут к туркам!"
К туркам? Значит, - в Туркестан!
Нифига мещанским дядям
Тайны той не втолковать.
Мне ж стоять печально глядя,
И рукой вослед махать.