Продолжение.
Начало здесь:
Велосплав. Волчьи тундры. 11-14 июня 2010 г. Часть 1.
Озеро с воды. Впереди слева - гора Юкспорр.
16:00. Наконец то мы поплыли! Слева от нас сразу стал маячить грозный Юкспорр, и преследовал почти до конца похода. Серега все не унимался - его точно манила эта гора и он все время ездил мне по ушам по этому поводу. То просчитывал возможные маршруты на выходные, то говорил какая она неприступная и что там вертолет лежит на вершине. Теперь ведь не успокоится пока не заберется. :)
Юкспорр на "зуме". Возможно это и есть разбитый вертолет?
Немного отъехали от берега и сразу почувствовали встречный ветер. Около 3-х метров в секунду. Вообще нам с ветром не повезло. Все время дуло навстречу. Даже когда озера меняли направление - ветер как назло менялся. Единственное - в самом конце он дул нам не прямо в лицо, а немного в бок.
Задний привод.
В таких условиях замеряли скорость лодки. Получилось от 4-х до 6-ти км/ч. Крейсерская - 4,5 км/ч. Вполне неплохо, тем более если сравнивать с нашей вчерашней скоростью с велами вдоль берега.
Весла на поверку оказались не ахти какие. Они по идее для узкой "Щуки", а у нас "Налим". Он шире и длинны вёсел явно не хватало. Вода с них заливалась на юбку, а она у нас не совсем водонепроницаемая, так что мы в итоге гребли таким способом, как гребут на каноэ. С разных бортов. Так исключалась возможность намокания швов на юбке, что было очень кстати. В какой то момент я даже снял одну лопасть, что облегчило весло. Серега не стал этого делать, что бы иметь возможность быстрого маневрирования на порогах. Он был вроде рулевого заднего привода, ну а я - только лошадиной силой грёб. :)
Передний привод.
Небольшая скорость, хорошая погода и внешняя схожесть с каноэ. Всё это превратило меня из немецкого диверсанта в старого мудрого индейца. Постоянно хотелось закурить трубку и нажраться мескалина. :) (с куревом на ходу тяжко, почти как в самолете :))
В неспешном темпе мы догребли до первой протоки между озерами - реки Волчьей.
Начало реки Волчьей (capture с видео).
Я очень стремался порогов (ни разу не проходил), обозначенных на карте, и хотел как то осмотреть реку с берега, но уже подплывая ближе, мы увидели что река довольна широкая, более менее спокойная и мелкая. И решили брать её с наскоку.
- Главное это что бы байдарку не развернуло на 90 градусов.
Ага. Не развернуло.... Даже на фотке видно что из за низкой посадки, велики закрывают мне обзор прямо по курсу. Плюс сама река петляла и иногда низкое солнце и его отражение в воде слепило нас окончательно. Мелкая в большинстве своем река (по колено и мельче) изобиловала торчащими камнями, на которые мы натыкались как слепые ёжики. Байдарку разворачивало не только на 90, но и на 180 градусов. Какое то время плыли даже задом. Нас спасало то, что поток был относительно не быстрый. Любая каркасная лодка давно бы села на мель, но наш "Налим" продирался по камням как какой то гуттаперчивый червяк. Но ближе к середине реки мы все же посадили его на камень и не смогли сдвинуть её с места. Лодка опасно изогнулась и вода хлынула через борта. Пришлось выпрыгивать в воду и тащить её к берегу.
В этот момент и далее было, конечно же, не до фотоаппарата. Почти полностью промокшие, мы вытащили рюкзаки из лодки и начали вычерпывать воду. Через какое то время стало понятно, что воды меньше почему то не становится. Баллоны вроде не сдулись - значит порвали днище. Сразу стало как то грустно. Как же так? Первое же препятствие и мы потерпели кораблекрушение, находясь в воде, посреди непроходимой, болотистой тундры?
Мудрый индеец из моей головы дезертировал и на его место пришел растерянный и трусливый городской житель, который промочив ноги в луже во дворе, бежал в свою уютную квартирку пить горячее молоко с медом, под теплым пледом, что бы не заболеть простудой... Только вот до квартиры было километров 30 непроходимых дебрей...
Берег реки Волчьей - болото. Заросли травы и карликовых деревьев. Нести тяжелую лодку по зарослям нереально. Сушиться и чинить её здесь даже мысли не возникло - да и хотелось пройти реку поскорее. Явным плюсом "Налима" было то, что даже набрав в себя воды он остается на плаву благодаря баллонам. Решено загрузить вещи обратно и сплавить её по течению, удерживая за веревки. Так и сделали. Уже очень скоро мы перестали замечать что промокли. Когда двигаешься и что то делаешь - то совсем не холодно.
Примерно после середины реки течение становится сильнее, а речка глубже и опаснее. Сейчас я понимаю, что нам надо было изначально выйти в воду, пронести лодку на мелком участке реки, что бы не продрать днище о камни, и тогда мы смогли бы преодолеть дальнейшие пороги без каких либо тяжелых последствий. Ведь, как показал дальнейший опыт - это вполне по силам нашему "Налиму"!!!
Но делать нечего, сплавляем лодку далее... В какой то момент я чувствую что еле держу её за веревку, и сейчас мне или вырвет пальцы, или я её отпущу. Серега бежит вперед, прыгает в реку и хватает за стропу на другом конце. Я отпускаю веревку и спешу на подмогу. Удержали. Стоим посреди реки в стремнине. Впереди небольшой островок, разбивающий реку на 2 части. Течение сильное. Я пытаюсь сделать шаг к берегу и не могу. Еле удерживаю равновесие. Так несколько раз, чуть не падаю в воду полностью. Серегу не слышно из за шума воды, он показывает на остров. Неужели хочет пойти по течению? Ну дойдет он туда, а дальше что?
Становится еще более стрёмно, я решаю все таки выбраться на берег. Упершись одной ногой, еле передвигаю другую. Камни круглые и скользкие, воды чуть ниже пояса. Кое как выбираюсь на берег, смотрю - Серега уже далеко. Не знаю как он там бултыхался и смог пройти. Бегу вперед по берегу - вижу что он все еще стоит на середине реки и борется с течением, пытаясь удержать лодку.
Метрах в 20 я вижу что пороги кончаются, вода успокаивается и речка превращается в небольшую заводь с медленным течением. Решаю подстаховать ниже если Серега все же не удержит лодку в потоке. Но все обошлось. Он как то протащил её по центру до самого конца. Говорит - полностью в реку окунался, его даже понесло какое то расстояние пока не нашел опору вытянутыми вперед ногами. Удержал. Кто бы сомневался :))) Хватаю веревку и вылезаю на берег. Если бы Серега не удержал лодку - пришлось бы плыть за ней по озеру в ледяной воде. Все наши вещи там. Обошлось.
На берегу озера находим бывшую стоянку рыбаков. Место удобное. Тут между деревьями развешены веревки и проволока. Наверное рыбу вялили. Очень кстати. Вытаскиваем вещи и я очень долго развешиваю их на веревках. Повезло, что штаны от термухи, шерстянной свитер и пуховая куртка оказались почти сухими. Все остальное - промокло насквозь. Время уже около полуночи. Переодеваюсь. Солнце низко и не греет, к тому же поднялся пронизывающий сильный ветер. Серега ставит палатку, осматривает лодку и разгружает велосипеды. Его рюкзак почти сухой, нервы крепкие и холода он не боится, хоть и говорит что мерзнет :)))
Поврежденное судно. (capture с видео)
На фотке плохо видно. Я пометил красным по памяти те места, где камень прорвал двухслойный ПВХ. Дырки около пол-сантиметра на внешнем слое и почти незаметные на внутреннем. основные 4 пробоины от велосипедов. Рама под седлом и руль выдавливают дно вниз, выступая и принимая на себя удары камней. Нашей ошибкой было то, что мы постелили под велосипеды лишь один коврик ("пенку"). И один под те места, где сидели мы сами (а всего у нас было 4 коврика). Была бы прослойка потолще - ничего страшного не случилось бы.
Что дальше? Огонь, вода и медные трубы.... Огонь???!!! Вот только огня то нам и не хватало :)))
А всё дело в том, что мы вспомнили про медведей. И вроде как бы надо себя обезопасить, что бы спать спокойно, а для этих целей мы взяли с собой "сигнал охотника". Это такая маленькая ракета. Знающие люди советовали стрельнуть для профилактики. Ну я заряжаю патрон и пшик... осечка... Патрон тоже отсырел и выстреллил только со второго раза. Стрельнул в сторону леса от озера.
Минут через 5-10, пока мы возились на стоянке, Серега смотрит в сторону выстрела и говорит:
- О! Там дым идет, костер кто то жгет что ли?
- ?!???
- !"№!" твою мать! Да это же лес горит от твоей пукалки - вон языки пламени уже видно!!!!
Бежим срочно в сторону дыма. Метрах в 200 от берега, там, где по идее мог бы приземлиться мой "сигнал охотника" я вижу как горит лес, площадью уже примерно с теннисный корт. Ветер порывистый, сильный. Огонь распространяется во все стороны с огромной скоростью, словно и не было вчера дождя! Реально открытое пламя по колено где мох и трава, и выше, где сухие поваленные деревья. Мы стали сбивать пламя как могли. в кроссовках, в ботинках, ветками, раскидывали горящие деревья... от участка где пламя сбили сразу начинал валить едкий дым, что очень затрудняло дальнейшее тушение...
Огонь уже почти сбит. (capture с видео)
Когда сбили основное пламя, стали таскать воду с озера. Было далековато бегать, а из тары у нас было только 2 пластиковые бутылки по 0,5 и литровый котелок. Серега набирал воду в полиэтиленовые дырявые пакеты, вложив их один в другой.
Какая то сосна еще горит. (capture с видео)
После того как огонь потушили мы долго еще бегали от озера к пожарищу, заливая дымившиеся участки и периметр. Вроде и гореть нечему, старый мох или торф, бог знает что, влажное, а проходит какое то время и снова начинает дымиться. Жуть в общем.
Если бы мы заметили огонь на несколько минут позже - не знаю удалось бы тогда потушить или нет. Спалили бы нахрен и нашу стоянку и пол-тундры в придачу. Но вроде обошлось. Из потерь - прожженная термуха и легкий испуг.
Вспомнили слова продавца в магазине: "идете в тундру и стреляете каждый час!". Ага... Тогда точно всю тундру спалили бы :) Причиной всего этого безобразия, мне кажется было то, что снаряд от "сигнала охотника" отсырел и не сгорел в воздухе до конца, как это должно было быть. Догорал уже на земле. Как же все таки легко поджечь тундру! Больше мы этот сигнал не использовали, и если когда либо будем, то только над водоемом. Так что будьте осторожны с пиротехникой в лесу. И вообще с огнем. Если что - мало не покажется!!!!
После прохождения испытания огнем нужно было как можно быстрее заклеить лодку, если мы хотим завтра уплыть отсюда. На берегу были найдены какие то ровные дощечки, использовали даже старую дырявую кастрюлю. Обезжирить и как следует зачистить "раны" на днище было нечем, и мы немного сомневались в успешном ремонте. Клеили долго и спать легли уже поздно. на небе уже начали показываться тучки, но я очень надеялся что дождя ночью не будет и нам все таки удастся просушить за ночь все вещи.
Озеро Нижнее Волчье, место стоянки.
На следующий день небо затянуло хмарью, но дождя не было. Опять много времени ушло на то, что бы уложить все вещи и велосипеды.
Корректировка маршрута :)
Поплыли только в 2 часа дня. Были сделаны соответствующие коррективы. Под велики положили побольше "пенки", вещи разложили немного по другому, посадку сделали более высокой, отчего видимость стала заметно лучше. Я снова превратился в мудрого индейца на каноэ и особых проблем далее не было. :) Первую небольшую перемычку после Нижнего Волчьего по моему настоянию мы протащили лодку на привязи по берегу. В конце уже поняли что ничего страшного там не было. Следующие пороги мы проскакивали на ходу, не вылезая из лодки.
Как всегда самое интересное осталось без фото и видео материала! Уж не знаю какой там категории были эти речки для прохождения, но для меня это был первый подобный опыт, поэтому я бы поставил 10-ку из 10-ти! :) Ощущения непередаваемые. Полная концентрация на стремнине. Нагруженную байдарку несет как щепку. Американские горки не сравнятся с этим. Выброс адреналина в чистом виде. :) Косяков особых не было, но немного потупили в основном из за отсутствия опыта:
Серега: - Правым!!!!!
(мне слышится "вправо", начинаю грести левым веслом)
- Правым "№;"№%"% твою мать!!!!!
После речки улыбаемся - блин, надо было хоть договориться что "правым" это не "вправо", а то ж не слышно нихрена :))) Или вот:
С: - Левым!!!
(начинаю "табанить" левым)
С: - Ты какого черта левым табанишь???!!! Греби!!!
Я: - эээээ...
Короче мне, сухопутному жителю, сложно было с наскоку сообразить что и как делать, но все в конце получилось. Выяснилось, что Сереге сзади лучше табанить по оба борта, так лодка легче маневрирует. Ну а я, сидящий по центру - гребу, когда надо ускориться.
Порог на Лумболку мне понравился больше всего. Там был самый большой перепад высот. Выплыли на глазах у изумленной публики, т.е. рыбаков, стоявших здесь на берегу на казанке. Представляю что они подумали глядя на наш нос со спрятанными велами. "Медведя везут" - не иначе... :) А вот в Кашкозеро с порогов мы вышли вообще как заядлые профи даже особо не напрягаясь. :)
На берегу озера Лумболка
озеро Кашкозеро
Впереди уже показались заснеженные Хибины.
Здесь уже снова видно влияние комбината и вредных выбросов. Как красиво было на верхних озерах, и тем более обидно наблюдать такие картины ближе к Мончегорску!
Мертвый лес на берегу Кашкозера
Далее плыли в сторону бывшего поселения "Кашкозеро". Собственно тут рассказывать особо нечего. Гребешь себе и гребешь. Выплываешь подальше от берега - как будто стоишь на месте. Скорости не чувствуется. Монотонно, скучновато, даже как то медитативно :))
Увидели двух лебедей, но они к сожалению не дали нам подплыть достаточно близко, что бы сделать хорошие фотки. А как прикольно они шеями крутят! :)
Лебеди на Кашкозере. Большой "зум".
Заброшенный поселок "Кашкозеро" с воды.
Где то в половину 11-го вечера подплыли к заброшенному поселку Кашкозеро. Говорят тут раньше было много народу. И даже 3 школы. Не знаю правда или нет, но сейчас от домов мало что осталось.
Заброшенный поселок.
С утра мы плыли около 9-ти часов, и можно было бы сделать тут ночевку, тем более время вполне позволяло, но нам почему то захотелось идти дальше и уже сегодня (или к утру) быть дома. Не знаю с чем это связано. Может быть с тем, что места для ночевки здесь не очень то красивые, или может хотелось испытать себя и проверить сколько мы сможем пройти без отдыха. может и то и другое вместе. Герои хреновы....
Выгрузка. Конец водного маршрута.
Собрали лодку и велики, упаковались. Все это заняло у нас примерно 2 часа.
Готовы идти дальше.
Пока собирались и пили чай, мимо проехал ГАЗ-66. Как же его колбасило на этой дороге!!! Он внушил нам оптимизм, ведь мы по наивности своей думали, что там где проехал 66-й, уж мы то точно проедем. Казалось оставшиеся километры до трассы можно преодолеть за 2-3 часа в седле. Но не тут то было. Дальше красивых фоток не будет, а только одни страшилки.
Дорога с "Кашки".
Мы знали точно, что существует дорога вдоль Монче-озера, но не знали в каком она состоянии. Немного отъехав от Кашкозера увидели развилку налево и свежие следы ГАЗ-66. Дорога прямо была менее наезжена и мы решаем свернуть за 66-м.
И тут начинается просто мрак. Усталость, хмурая погода, ужасная каменистая дорога, по которой невозможно ехать в седле (лишь в редких случаях). Дальше - хуже. Огромные лужи, дорога пересекает небольшие болотца. Тащить рядом велики становится все невыносимее. Дыхания не хватает, силы кончаются. Но самое стремным была неизвестность! На наших картах этой дороги не было. Она забирала все левее и левее в сторону Оленегорска. Мы шли по загаженной некрасивой местности, усталые, плюс еще неизвестно куда!!! А что если эта дорога заканчивается? Что если она идет в Оленегорск? Сколько километров еще нам по ней тащиться? Хренов ГАЗ 66!!!!!
Мы даже хотели было позвонить друзьям, передать им наши GPS координаты, что бы они посмотрели в Google Earth где мы находимся и не легче ли нам вернуться обратно и пройти вдоль Монче-озера? Но было уже 2 часа ночи, друзей пожалели, ну а сами... Как говорит Серега "включаем Безразличие" и идем. (уже дома мы поняли, что в принципе эта дорога может быть даже получше чем та, которая идет вдоль Монче-озера)
Скоро становится ясно, что мы должны выйти к "карьеру имени Кирова". Так оно и произошло.
Карьер имени Кирова.
Давно уже видел в Google такую вот картинку:
А тут вот посчастливилось неожиданно тут побывать. Но дойдя до карьера мы не обнаружили здесь лучшей дороги. Наоборот - стало еще хуже:
Сложнее жопы придумать нельзя.
Ноги вязли в этой жиже, а нам приходилось еще и велики тащить.
А в начале все было таким новеньким и чистеньким! :)
Велики было очень жалко. Грязь забивалась везде. В тормоза, в переклюки, толстым слоем налипала на обода. Передняя звезда ударялась обо все что можно. Ветки застревали в раме и в спицах. Педали постоянно бились о камни и коленки. Велики хрипели, сопели, хрустели, выли дисковыми торозами на весь лес, но ползли вперед. Вернее мы их тащили вперед. Впряглись как бурлаки на Волге и тащили, тащили, тащили....
Последние километры. Мертвый лес.
Пошел хлопьями снег. На фотках этого не видно, но будет видно на видео. Атмосфера Silent Hill в чистом виде.
Казалось дороге не будет конца. Остановишься отдохнуть - замерзаешь. Вода кончается. Пьем остатки чая с шоколадкой - райское наслаждение. Серега находит у себя в карманах несколько орешков - супер!!! Доставать из рюкзаков еду что бы подкрепиться - не хотелось, и кажется если задержишься передохнуть чуть подольше - то уже сложно будет встать с места, поэтому шли и шли вперед с небольшими передышками и надеждой выйти на трассу. Пусть даже у Оленегорска.
И все таки мы вышли на трассу в 7 утра. Улыбаемся - настроение сразу лучше. И вышли не так уж и далеко - до Мончегорска 16 км. Но что такое 16 км по асфальту в седле по сравнению с тем, что мы только что прошли? Ерунда!!! Пролетели часа за 1,5, хоть мышцы уже начали отказывать.
Помню как еле добрался до дома. Вот ведь момент психологии. Когда ты далеко в лесу - мозги напрягают тело, не дают расслабиться, а когда уже в городе, и до дома совсем близко - тут отпускает. Сразу же наваливается усталость. Помню как уже в квартире пытался покурить - раза три просыпался с зажженной сигаретой. Моргать было нельзя. Сразу вырубаешься. :)))
Подводя некоторые итоги, попробую посчитать километраж, который мы прошли за 3,5 дня:
асфальт (едем в седле) - 35 км.
хорошая грунтовка (едем в седле) - 15 км
плохая грунтовка/лес/тропа (катим велики) - 38 км
плывём - 40 км.
итого - 128 км
Вполне неплохо. Считал не по GPS а по карте. Может Серега посчитает более точно.
Наверное это самый сложный по физике поход, который у меня когда либо был, хотя тут все не так однозначно. Например плыть на байдарке очень легко физически относительно пешего и с рюкзаком на плечах, но зато немного скучновато и руки заняты постоянно. Ехать в седле на велике намного быстрее чем пешим, но зато тащить его по дебрям - очень тяжело и медленно. Везде есть свои плюсы и минусы, так что так сразу и не скажешь.
Испытание оборудования и людской силы прошло успешно. Все замечания к экипировке постараемся исправить к августу. Но самый главный итог этого похода, как я считаю, это то что он показал и доказал, что такая штука как ВЕЛОСПЛАВ - вполне реальна и имеет право на существование! :)
PS: Видео с похода смотрите скоро в журнале у
serggrey_monche