Талес манчжурских сопок-2

Jan 10, 2012 03:06

Окончание. Начало

Зачем-то получив диплом русского юриста, в 1912 г. Трумпельдор с группой единомышленников эмигрирует по заветам Герцля и Нордау в Эрец-Исраэль в кибуц около озера Кинерет или Тивериадского озера. Да только фактически Трумпельдор эмигрирует в Османскую империю. А это заклятый враг Российской империи. Трумпельдор, между тем, герой России и инвалид войны. Хозяйничают на местности различные арабские племена, которые по Ветхому завету являются двоюродными братьями Трумпельдора и Жаботинского. Сыны Ишмаэля. А де-юре территория принадлежит туркам.




Как тут не вспомнить по этому случаю Остапа-Сулеймана-Берту-Марию-Бендер-бея, сына, как он сам замечает, турецко-подданного. Попросту это был Иосиф Соломонович Бендер с турецким паспортом. Современному читателю это по барабану, но можно догадаться, что папа его, Соломон Бендер, был из первых сионистов. Т.е. Соломон из города Бендеры, а может, с Адесы, между Адесой и Яффой ходил пароход, и если б в Яффе было б потучнее, то вся Адеса торговала бы газводой в Яффе еще до революции 1905-го года, а не сидела на велфере на Брайтон-бич, как сейчас. Остап Соломоныч или Абрамыч, здесь мнения расходятся, выходит, не прижился на ветхозаветной целине и вернулся в Старгород (в старое, привычное), где давно уже ворочают делами его старые подельники-гешефтмахеры Усышкин, Утрускин и Обвескин.

В это же время Палестину, очевидно, с разведывательной миссией посетил «в английском легком шлеме» (натурально его слова) С.Маршак. История умалчивает, был ли он знаком с Трумпельдором и Жаботинским, но в мире только два человека написали в 1904 г. оды на смерть Герцля - Маршак и Жаботинский. Большой группе привезенных Маршаком с Адесы литераторов страна, выбранная Герцлем для проживания, категорически не понравилась: жара, арабы, верблюды, блевота. Кажется, Маршак сказал Трумпельдору: «Нельзя превращать ашкеназа в голем (впрочем это Г.Мейринк сказал). Я хочу, чтобы к лопате приравняли перо (В.Маяковский это тоже говорил позднее). И как я могу забыть прекрасный идиш в угоду ивриту (некоторые предлагали эсперанто)? И жара. Изобретите уже наконец кондиционеры.» Фактически он написал:

Нас было много. Тут был целый
Веселый дружеский ферейн:
Ханани - малый загорелый
И оголтелый (Маршак честно думал, что оголтелый и обнаженный - это синонимы) Айзенштейн.

Твоя сестра Алида с мужем...
Была Алида так томна! (он еще и под свояченицу клинья подбивал!)
А на верблюде неуклюжем
Совсем измучилась она!

Покатавшись с женой и литературным кагалом адеських на верблюдах, облевав всю Святую землю, Маршак с присными сказали: «Ну, его на фиг (это растение такое) этого Герцля с его заветами, мы лучше взад поедем гоев дурачить».Маршак моментально сориентировался и убыл в Англию за консультациями, где ему вышестоящие компетентные хевры посоветовали вернуться в Россию и стать русским детским писателем. В Англии уже тогда были известны слова А.Куприна о миссии евреев быть русскими писателями. На писателя Маршак не тянул, потому как был откровенным графоманом и прощелыгой, поэтому его назначили быть детским писателем. Почему-то все детские писатели,- русские как по национальности, так и по членству в союзе,- попадавшие в поле зрения Маршака, исчезали бесследно. Тенденцию аннигиляции русских детских писателей после коварных взглядов Маршака первым заметил Хармс, на этот раз русский писатель, взявший еврейский псевдоним, а не наоборот, чтобы мимикрировать в новых сложных жизненных условиях. Не трудно заметить, что Хармс - это палиндром инициала и фамилии Маршака. Если по-ивритски прочитать (без гласных и справа налево), то и как раз получается - «Самуил-Маршак-Ребе-К(каф/хаф в иврите одна буква)айдоновер=Х+Р+М+С». Раскусив Маршака, Хармс написал притчу-предостережение для русских - «Падающие старухи», где зашифровал смысл: бывшая соавторша Маршака - Черубина де Габриак, и думается, настоящая авторша «Кошкиного дома», отправляется в ссылку за смертью.



Маршак и Черубина де Габриак в Краснодаре в 1921 г.

Никто ничего не понял. Тогда Хармс сочинил притчу-продолжение «Упадание» про ид марковн, где чуть ли не открытым текстом написал: ид(ише) мар(ша)к-овна. Русские не поняли этот сложный смысл, но те, кто таки поняли, упрятали Хармса в психушку. Маршак - разновидность сиониста ротшильдовского типа: буду доить гоев и помогать материально исторической родине на расстоянии. Перед уходом в мир иной Маршак успел подсадить русским на шею своего бывшего секретаришку, - а ныне телемонстра - Познера, которого с дуросокопа каленым железом не выжжешь.

В 1912 г. князья мира cтроили планы по глобальному переформату, низовка что-то почуяла, и многими евреями завладела охота к перемене мест. Для еврейства России тягостные времена наступили в 1911 г. С одной стороны, П.Столыпину удалось сбить революционную волну, что немедленно включает его в ряды антисемитов, но с другой - и погромы прекратились, и промышленность в гору пошла. В настоящее время вместо слова «погром» употребляется словосочетание «контртеррористическая операция». Действительно. Ведь не поймешь, что происходит: то ли евреев бьют, то ли за преступниками гоняются. Однако антисемитизм/юдофобия в обществе накалялись. 12.03.1911 г. в Киеве в канун песаха был ритуально убит 12-летний А.Ющинский, после чего началось резонансное дело М.Бейлиса. Шум дошел до Думы, вмешался П.Столыпин, дело не удалось замять, в июле был арестован сосед А.Ющинского М.Бейлис. 14.09.1911 г. в оперном театре Киева провокатор-сексот Мордехай Богров смертельно ранил П.Столыпина. Одиннадцатое по счету покушение оказалось удачным. Предыдущие террористы были с похожими именами: Фейга Элькина (почти Ельцина) и т.д. П.Столыпин упал со словами: «Счастлив умереть за царя!» Эта фраза встречается в латинской классике и позднее была переведена на иврит. Кукловоды М.Богрова знали, что П.Столыпин более сильная фигура, нежели Николай II, сидевший в том же зале. С Николаем II и остальными по списку разделаются уже в 1918 г.

Симптоматично, что не только И.Трумпельдор и С.Маршак покинули негостеприимную Россию практически одновременно. В сторону Ниццы тогда же убыл крещенный генерал-еврей М.В.Грулев. С.Маршак, И.Трумпельдор и М.Грулев олицетворяют как бы три онтологических модели еврейства того времени: галут (прозябание в изгнании), сионизм и ассимиляция (понимаемая как прагматическое крещение). Идеями практического сионизма увлекся и благодарный русскому еврейству за освобождение в 1913 г. М.Бейлис. Со своим многочисленным семейством он переехал в Турцию, в Хайфу. В 1920 г., когда уже и Трумпельдора убили, М.Бейлис отплыл в направлении Брайтона.

В основном, конечно же, потянулись в благословенную Америку, еврейское население которой достигло к тому времени трех миллионов человек, а сейчас достигает шести и более миллионов человек. Шесть миллионов - это святая для евреев цифра. Она фигурирует везде: количество евреев в России до революции, количество жертв холокоста, современное количество евреев в США. Еще в 1937 г. эту цифру озвучил Х.Вейцман: «Я задаю вопрос: «Способны ли вы переселить шесть миллионов евреев в Палестину?» Я отвечаю: «Нет». Из трагической пропасти я хочу спасти два миллиона молодых... А старые должны исчезнуть... Они - пыль, экономическая и духовная пыль в жестоком мире... Лишь молодая ветвь будет жить»

А что же Турция, которой тогда принадлежала Палестина? Кто же добровольно отдаст часть своей территории для воплощения заветов Герцля? Это же не современная комедийная страна Россия, которую патриоты по праву считают оккупированной ZOG и где что ни день совершаются какие-то территориальные уступки в пользу то Китая, то еще кого, и где постоянно вылезают в прессу какие-то подозрительные режиссеры типа А.Сокурова с идеями о передаче островов Японии. За что, я вас спрашиваю, проливал свою кровь Трумпельдор? А.Сокурова в Израиле назвали бы по-газетному «идиотом ахронотом», т.е. конченным идиотом, и неизменно бы сделали обрезание верхней головки, невзирая на различные полученные им японские премии. Будущая казнь А.Сокурова уже разрекламирована по тв докторицей Малышевой.

Хорошо было сионистским теоретикам - они чертили прожекты, хорошо было Ротшильду и Шиффу - они давали деньги. А вот каково сионистам-практикам? Дано А и Б, все отнять и поделить - проще простого, а в ответе - усушка и утруска. У одной империи надо отнять часть территории, чтобы провозгласить там свое государство, а из другой - изъять шесть миллионов ее еврейского населения. Дуальность такая, что у многих талмудистов опускались руки. Во-первых, сам сионизм разделился на два враждебных течения: это местечковый сионизм Трумпельдора-Жаботинского с евреями-колхозниками и гиперсионизм Шиффа-Троцкого, вылившийся в теорию перманентной завивки революции. Сам Шифф считал идею местечкового сионизма утопичной, но деньги давал. Еще больше денег он давал гиперсионистам, чьим гимном был старый франкфурсткий марш со слегка переделанными словами:

Было:
Если весь мир будет лежать в развалинах,
К черту, нам на это наплевать!
Мы все равно будем маршировать дальше,
Потому что сегодня нам принадлежит Германия ,
Завтра - весь мир .

Стало:
Если весь мир будет лежать в развалинах,
К черту, нам на это наплевать!
Мы все равно будем маршировать дальше,
Потому что сегодня нам принадлежит Америка,
Завтра - весь мир .




Троцкий открытым текстом писал, что Россия - это только трамплин для мировой революции, хворост для мирового пожара, населена она белыми неграми, подлежащими уничтожению. С такими глобальными планами что ему какие-то местечковые сионисты? Уже после революции московскому раввину Я.Мазе он сказал крылатую фразу: «Я - не еврей, я - большевик». Т.е. гиперсионист, член еврейской партии, которая нацелена на мировое господство. Он уже потирал ручки, предвкушая построение коммунизма в Германии и Польше. Но немцы и поляки к теории перманентной революци отнеслись индифферентно. Они как бы сказали: «Нация превыше партии». После этого Г.Носке перерезал в Германии почти всех либкнехтов. А полякам подоспело чудо на Висле. Все, на что смогли мобилизоваться тогда русские, это на поддержку Сталина в вопросе высылки безумного Льва в Турцию в 1929 г. Пароход с Адесы до Яффы уже не ходил, да и Палестина была под английским мандатом. К тому же он был не дурак в гетто заточаться, революционный фарт ушел, а политический азарт остался. Поехал в Мексику, поближе к князьям мира. Они очень благосклонно отнеслись к его теории перманентной революции, полезная штука при глобальном переформате, чуть-чуть модифицируешь, и вот тебе уже готова «арабская весна». Главное - успеть зафиксировать прибыль.

Звали Троцкого Лейба-Леви, т.е. был он из жреческой касты. Но предпочитал, чтобы его называли Львом. Так солиднее, как Льва Толстого, но однопартейцы предпочитали обзывать его Иудушкой. Трумпельдор Толстого полюбил не за имя, а за идеи, а с Троцким был идейным антиподом. Троцкий, как и все советские евреи, выезжавшие на ПМЖ в Израиль, любил остановку в Вене. Он там и ошивался как раз в 1912 г., когда Трумпельдор начал сажать огород на Кинерете. Троцкого-то проинформировали, что заваруха начнется между Сербией и Австро-Венгрией. Впрочем в Вене в тот год много людей тусовалось, чья деятельность позднее окажет влияние на Россию и Израиль. Гитлер, например. На могиле Трумпельдора тоже поставили, оказывается, льва. Омофон (т.е. = по звуку) «лев» на иврите - сердце, а в каббалистике символизирует центр организма. Так левиты с помощью льва объединили Толстого, Троцкого и Трумпельдора. Лев - это символ колена Иуды.

Гиперсионисты в России рядились в тогу социалистов: эсеры, эсдеки и т.д. Русский человек не мог разглядеть разницы между этими партиями. И там, и там были одни евреи. И там, и там программа сводилась к мысли: все отнять у русских и поделить между евреями. Различия в программах были настолько микроскопическими, что когда казанский помещик Ульянов-Бланк позаимствовал у эсеров ряд положений их аграрной программы, включив в свои «Апрельские тезисы», то это заметили только эсеры. Заметили и страшно обиделись. На этом аграрный плагиат большевиков не закончился. И кажется, свое колхозное строительство они срисовали с кибуцев Трумпельдора.

Дуальности множились вокруг Трумпельдора как химеры. Национальный очаг был задуман для угнетаемых евреев Восточной Европы, но евреи не спешили перебираться в Палестину под красный флаг Османской империи. Животные инстинкты всегда побеждают. Зачем куда-то ехать за туманом, мы и здесь на разливе пива неплохо сидим. Если кто и покидал тюрьму народов, то ехал в Америку. Какой-то дурак там придумал баночное пиво? Ха! Уже завтра очередной Бендер научается разбавлять бензин ослиной мочой или химичить с медицинскими страховками.

Если в национальный очаг, задуманный Герцлем, приезжают идейные, то это или русские писатели, или немецкие профессора. А исторической родине нужны полеводы. Откуда им взяться, если религия запрещает обрабатывать землю изгнания, и народ испокон веков крутился на базарах под фамилиями Усушкин-Утрускин-Обвескин. Уже после Трумпельдора одному умному человеку эта катавасия с ашкеназами надоела, и он вывел теорию, что эфиопы - это одно из потерянных колен Израиля. Должен же кто-то гнуть спину на грядках? Затем кинули взгляд на Индию,- и обалдели. Резерв есть. Про китайских евреев еще Грец писал. Ретивого товарища вовремя остановили. Как сказал Ягода: «Бывают моменты, когда теория начинает попахивать саботажем». В смысле - такого напряга страна может не выдержать.

Еще одна дуальность начиналась с парадокса. В 1912 г. сионизм был выгоден правительству России в том плане, что лишал гиперсионистов революционного хвороста. Чем больше евреев перекинешь в Палестину, тем меньше революционеров, боевиков, террористов, экспроприаторов останется у тебя. Физика и никакого мошенства. Но царское правительство поддерживало эмиграцию евреев исключительно ограничением прав. Что еще больше злило гиперсионистов, способствовало росту кадрового резерва революционных партий и притоку помощи от Шиффа, Кана, Ротшильда и др. Что значит политическое безволие и недальновидность. Впервые этнические депортации стали практиковаться в России после начала 1МВ. Что самое смешное - под раздачу попали евреи в приграничной полосе. А вот до 1МВ участвовать в практическом сионизме царское правительство считало западло. Помогая эмиграции евреев из России в Палестину, как бы усиливаешь своего потенциального врага в лице Османской империи и его армию. Идея прагматических депортаций этносов пришлась по душе Сталину. Он ее развил в практическом плане. Сталина евреи не любили еще больше, чем Столыпина. Это был единственный человек в истории, у которого бы хватило политической воли создать евреям национальный очаг в Биробиджане.

Не успел Трумпельдор собрать в кибуце и пары-тройки урожаев, как началась 1МВ, которую так долго планировали князья мира. Собрать свой профит с мировой бойни планировали как сионисты, так и гиперсионисты. Трумпельдор не лез в большую политику, а то бы они ему сказали: «Иосиф - разрушение империй - это исторический императив, границы изменятся, будет столько евреев, что ты забудешь, какой был клев на Кинерете.»

А.Шульман:
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война разрушила все планы еврейского освоения Святой Земли. Турция, под чьим управлением находилась тогда Эрец Исраэль, оказалась в состоянии войны с Россией, гражданами которой были еврейские поселенцы.

Турки предложили еврейским поселенцам отказаться от российского гражданства и вступить в турецкую армию. Часть из них приняло предложение турок и было мобилизовано в турецкую армию. Моше Черток, в будущем - первым министр иностранных дел Израиля, стал офицером турецкой армии.


Если быть точным, то Россия объявила войну Турции 02.11.1914 г. Но это не умаляет откровенного тупизма царских министров. К этому времени Россия вела войну против трех сильных противников, что противоречит всем канонам стратегии. Князья мира приговорили Россию еще до начала войны. На самом деле России надо было готовить Еврейский легион, или Еврейский экспедиционный корпус, еще в 1912 г., надавить на англичан, чтобы они разрешили воевать Еврейскому легиону на Синайском фронте. (Во 2МВ, кстати, похожим образом перебрасывали польскую армию Андерса, в которой полно было евреев. Насколько Сталин был умнее - только иллюстрирует.) С началом войны необходимо было сосредоточиться на разгроме турок, а не напрягаться на германском и австро-венгерском фронтах за интересы Франции. К сожалению, после убийства П.Столыпина царская бюрократия стала абсолютно импотентной.

А.Шульман о мобилизации евреев в турецкую армию:
Для Трумпельдора, как русского офицера и гражданина, также как и для многих еврейских поселенцев, такое предложение было абсолютно неприемлемым. Тогда турки выслали всех мужчин-поселенцев, имевших русское гражданство, из Палестины в Египет. 11 тысяч еврейских поселенцев российского происхождения оказались таким образом в Египте, находившемся под властью союзной России Великобритании.
«Народы обретают свободу на поле боя. Без «Еврейских батальонов» сионизм невозможен», - говорил Владимир-Зеев Жаботинский, сионистский лидер и друг Трумпельдора. У них возникает план создания еврейской воинской части из российских евреев, оказавшихся в Египте, которая бы сражалась в рядах Британской армии против общего врага и они с жаром принимаются за воплощение этой идеи в жизнь.


Опять-таки уточню: турки депортировали из Палестины в Александрию 12 000 евреев с российскими паспортами. Англичане к инициативе Жаботинского и Трумпельдора отнеслись с прохладцей, они тогда все большое делали ставку на арабов, создали Сионский отряд погонщиков мулов под командованием полковника Паттерсона, в котором воевало 650 евреев. Трумпельдор дослужился до звания капитана британской армии. Он принимал участие в десантной операции на полуострове Галлиполи и был ранен в плечо. После поражения союзников в Дарданеллах отряд вернулся, где и был 26.05.1916 г. расформирован. Закат таласократии. Огневая мощь береговой обороны возросла, соответственно понизив шансы на успех десантных операций. С другой стороны, англичане и не думали таскать каштаны из огня для русских на этом фронте.

Жаботинский проталкивал идею созодания Еврейского легиона под британской эгидой. И встречал сопротивление британцев и сионистского руководства:
Следует отметить, что руководство официальных сионистских кругов, включая Е. В. Членова и Н. Соколова и руководителей российских сионистов, которые придерживались нейтральной линии в войне, было не только настроено против против плана Жаботинского, но и пыталось помешать его реализации, используя свои связи среди европейских политиков. А после заседания Исполнительного комитета Всемирной сионистской организации в 1915 году в Копенгагене, принявшем резолюцию против создания еврейских подразделений в английской армии[10], по словам Жаботинского, он «внезапно оказался на военном положении, почти один против всей сионистской организации». Тем не менее, он получал моральную поддержку как со стороны Х. Вейцмана, бывшего сторонником Легиона, но не желавшим идти на конфликт с сионистским руководством, так и от других сионистов и неевреев. Жаботинскому удалось пробить лишь батальон.

В феврале 1917-го в России усилиями военной ложи генералов, действий различных разведок и активизации революционных партий рушится самодержавие. В армии под ружьем более полумиллиона солдат-евреев. В июне Трумпельдор приезжает в Россию и встречается с А.Керенским.



А.Керенский в Ревеле 09.04.1917 г.

Накал ненависти к этому типу в России был таков, что его иначе как «Арон Кирбис, сын Геси Гельфман» не называли. Трумпельдор обратился к А.Керенскому с гениальной идеей: создать Еврейский экспедиционный корпус для удара в зоне Кавказского фронта по Турции и дальнейшему наступлению в направлении Палестины. Масон А.Керенский догадался, что перед ним идейный сионист не в теме. Естественно, все делает с точностью до наоборот. В июне по приказу А.Керенского предпринимается безумное наступление в Галиции. Усиленно печатаются фантики - керенки,- и разгоняется гиперинфляция. Все по знакомому плану. В эту схему Трумпельдор не вписывается.

Бывшие солдаты РИА уже давно вступают в этнические формирования. Этим процессом лихо руководит английская разведка. Вот, например, генерал-лейтенант П.Скоропадский, будущий гетман, обалдело внимает Л.Корнилову, который в теме:
" Корнилов встретил мнея любезно и принял со словами: " Я от Вас требую украинизации Вашего корпуса . Я видел Вашу 56-ю дивизию, которую в 8-й армии частью украинизировал, она прекрасно дралась в последнем наступлении. Вы украинизируйте Ваши остальные дивизии, я Вам верну 56-ю, и у Вас будет прекрасный корпус ". Эта 56- я дивизия была временно от меня оторвана и придана 8-й армии Корнилова , я же был с двумя дивизиями в 7-й армии. Корнилову я ответил, что только что был в Киеве, где наблюдал украинских деятелей, и на меня они произвели впечатление скорее неблагоприятное, что корпус впоследствии может стать серьезной данной для развития украинства в нежелательном для России смысле и т. д. На это мне Корнилов сказал , прекрасно помню его слова, они меня поразили: "Все это пустяки, главное война. Все, что в такую критическую минуту может усилить нашу мощь, мы должны брать. Что же касается Украинской Рады, впоследствии мы ее выясним. Украинизируйте корпус "... Легкомысленное... отношение Корнилова к этому вопросу показало мне его неосведомленность или непонимание. Я старался обратить его внимание на серьезность вопроса, понимая, что к такому национальному чувству, какое было у украинцев, надо относится с тактом и без эксплуатации его искренности... На прощание Корнилов мне еще раз сказал : " Корпус Ваш будет украинизироваться, а теперь спешите к нему, он сегодня, вероятно, вступил в бой"". Скоропадский П. Спогади. Киев-Филадельфия, 1995. С. 64.

Понимание пришло к Трумпельдору в ноябре 17-го. Авангард гиперсионистов взял Эрмитаж. Параллельно была опубликована декларация Бальфура.

А.Шульман:
Большевистский переворот в октябре 1917 года нанес тяжелейший удар по планам сионизма в России. Большевики всегда считали сионизм своим врагом и уже в январе организация еврейской самообороны была объявлена вне закона.

Какой может быть сионизм, если большевики уравняли евреев в правах, объявили антисемитизм вне закона, и любой, нарисовавшийся в Смольном еврей, получал портфель и маузер? Зачем еще какой-то Израиль на Ближнем Востоке, если теперь в России все принадлежит большевикам?

Все усилия Трумпельдора по големизации ашкеназов, т.е. лепке из них ивритоязычных колхозников, пошли прахом. Последние попытки в Крыму создать на территориях белых перевалочные пункты. Отъезд в Израиль, организация обороны поселений. Последний бой 01.03.1920 г. с арабами у поселения Тель-Хай.

А.Шульман:
Перед смертью он успел сказать своим товарищам слова, ставшие легендой: «Хорошо умереть за Родину!»

Очень напоминает слова П.Столыпина перед смертью.

Мнения:
Официальная версия гласит "Тов Ламут БеадАрцейну"(Хорошо умереть за Родину) - скептрики утвержают что столь сложной фразу он на иврите загнуть не мог ибо практически им не владел, а злые языки договорились до того что он выдал "... вашу мать".

А по мне так никакой разницы и нет - для русско-еврейскаого героя-бойца и зашитника удаленных поселений русский мат вполне адекватен для выражения его мыслей об арабских погромшиках и вполне может нести в себе призыв "Хорошо умереть за Родину"


И.Легкодух:
Вот такой документик - письмо Трумпельдора брату (публикация А. Канторовича), и этим письмом Трумпеля косвенно подтверждается, что его знаменитая предсмертная фраза - "хорошо умереть за Родину" все таки не легенда,- хотя она и не экспромт, а давняя заготовка, - но все же, по-видимому, он ее реально произнес.
Фраза латинская, из оды Горация. Высечена на русском в Снвастополе, на памятнике адмиралу Корнилову, который также произнес ее перед смертью.
Видимо, фраза эта была Трумпелем заранее старательно переведена на иврит, и прибережена для особого случая, точно так, как люди для этого случая приготовляют и хранят белую чистую рубаху.


Мнения:
"Тов Ламут Беад Арцейну" - дословно переводится: «Хорошо умереть за нашу землю!» Мифология сделала из Трумпельдора христианина. Т.е. oн погиб, получается, за други своя. Самопожертвование - это не философия иудаизма.

сионизм

Previous post Next post
Up