Пишет
kalakazo(kalakazo)
2008-03-07
«ЗАГАДОЧНАЯ МЕТАМОРФОЗА
Иногда мне кажется, что с катастрофой 1917-го
и сам Павел Филонов превратился
в одну из своих "человеко-машин",
когда набожнейший по жизни
и усвоивший не только иконописный канон,
но сам мастеровой старинщик-иконописец
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12999852/преображается вдруг в богоборца и воинствующего афеиста:
"Выброси эту мерзость, - указав на иконы в красном углу,
Павел Николаевич заорал на одну из своих учениц, -
ты нас всех ею позоришь!"
Что-то не совсем объяснимое таится
в его двадцать пяти последующих постреволюционных годах
одержимого и неистового, на износ, творчества:
жизнь впроголодь на убогую зарплату жены-поломойки;
писание каждого полотна,
растягивавшееся на добрыя десятилетия;
категоричный отказ хоть что-то
продать из своих шедевров
и неминуче голодная смерть
в своей мастерской на Карповке
http://kalakazo.livejournal.com/25548.htmlс ещё не засохшей кистью в руке
под "Пиром королей" -
работой, какую он продолжал ваять, не переставая,
с 1913-го по 13 декабря 1941-го.
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12816726/"Да, он гений, - нехотя согласился со мной где-то в 1986-м
в приватном разговоре Илья Глазунов. -
Да, художник нумер Один русского авангарду,
но ведь он в 1918-м в расстрельных командах ЧК
по подвалам ещё как шуровал -
добровольцем, понимаешь,
немудрено было после этого и свихнуться!"...»
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12999857/ https://kalakazo.livejournal.com/222387.html https://kalakazo-archiv.livejournal.com/11818.htmlhttps://kalakazo-archiv.livejournal.com/35471.html P.S. Текст из цикла "Русский музей" включен в книгу "Столица русского Апокалипсиса".