Продолжаю разбирать героев «Войны и Мир». В прошлый раз писала
про Бориса, теперь на очереди Наташа Ростова.
Актриса Лилли Джеймс в роли Наташи Ростовой
"Война и Мир", 2016 г., ВВС
Наверное, никогда не пойму, почему ей досталось от Толстого больше всех в романе.
Не так давно прочитала в одной статье, что Лев Николаевич был противником женского положительного сексуального образа в литературе. В таком ключе, конечно, становится понятно, почему он сделал Наташу толстой и «опустившейся» в конце романа - там, где должен был быть расцвет её как женщины.
Раньше, в школе, я считала Наташу Ростову идеалом женственности, а сейчас с удивлением обнаружила, что она даже не главный персонаж. В романе прекрасно описываются тщеславные душевные метания Андрея Болконского, честолюбивые порывы Бориса, катарсис Пьера Безухова, появление зачатков характера у Николая… А Наташа - так, побочная линия сюжета, объединяющая всех этих блистательных мужчин от главы к главе. Той же княжной Марьей Толстой больше любуется, больше ей красивых, благородных порывов души добавляет.
Какая Наташа в романе? Не очень умная, но впечатлительная и весёлая, эмоциональная, живая. Она просто говорит, что думает, плачет, когда плачется, смеётся, когда смешно и постоянно носится по комнатам, хлопая дверями. Хорошо, это сейчас смотрится забавно и мило должно быть, но что такое поведение было тогда? Плохим воспитанием. Наташа росла избалованной и распущенной, когда всё можно и любая дурь принимается с умилением. Она ничем серьёзным не занимается, ничего выдающегося не делает, ни о чём сложном и умном не думает. Перечитывая роман, нашла то место, где написано, что Ростовых в обществе считали деревенщинами, что совсем не удивительно. Отец её не прочь поразвлекать гостей шутовскими танцами, маман, как и миссис Беннет, мечтает повыгоднее женить своих детей.
С точки зрения Толстого - вот они, самые что ни на есть настоящие, подлинно русские люди, а не эти, вылизанные обитатели салонов, разговаривающие на французском. В наши дни графиня Ростова наверняка посиживала бы в «Одноклассниках», комментируя фотографии располневших и постаревших приятельниц, поглядывая одним глазом «Давай поженимся» и «Пусть говорят». Наташа сморела бы каждую пятницу передачу «Голос» или «Танцы», представляя себя потом участницей проекта в своей комнате перед зеркалом с расчёской в руках. Николай болтался бы по клубам с дружками, стараясь придумать, как бы так половчее сказать отцу, что его вот-вот отчислят из универа за прогулы. А граф, вернувшись вечером с работы, залазил бы в любимые уютные треники и усаживался на диване с тарелкой жаренной картошечки, чтоб спокойно посмотреть «Уральских пельменей» и почитать местные газеты.
Но вернёмся к Наташе в романе. Можно с моей точкой зрения поспорить, что, мол, как же так, Наташа же так любила Болконского, а потом так переживала, так страдала, а потом до самой его смерти была с ним… Вот мне, например, упорно кажется, что всё, что с ней в романе происходит, это происходит от её, Наташиной, скуки. Захотелось перемен - придумала занятие, захотелось любви - влюбилась, захотелось отказать кавалеру - отказала, захотелось побыть взрослой - помолвилась с князем Андреем. Как она восприняла Анатоля? Как новое, интересное, запретное. Как она восприняла несостоявшийся побег? Обиделась смертельно, даже заболела. Переживала ли она в этот момент о чувствах Андрея и своих близких и друзей? Нет, конечно. У неё отняли игрушку, приключение, все плохие, а она хочет на ручки и печенек.
Это потом Толстой немного сжалился над Наташей и дал ей глубоких чувств и немного ума.
Когда окружающие 100500 раз сказали ей, что Анатоль плохой и идея с ним уехать была плохой, она это наконец поняла и оценила размер ущерба, нанесённого мимолётным приключением. Друзья стали прохладнее, поклонники исчезли, Андрей обижен, помолвки нет, мама расстроена… Игры кончились. В общем, здесь начался Наташин расцвет как личности и женщины, который Толстой с таким смаком зарубил. Мы не видим в конце романа поумневшую молодую женщину (около 30 лет), с наконец-то округлившейся женственной фигурой, горящими глазами, любящую мужа и детей, которая обрела смысл жизни и своё поле деятельности - свой дом и семью. Мы не видим как она приветлива с друзьями, добра с родными, вдохновлена детьми, обожает мужа, дом, как она ценит качество впечатлений больше, чем количество. Нет, мы видим непонятно что.
Лилли Джеймс - неудачный образ для Наташи в кино, на мой взгляд.
Тут я готова прям очень-очень Толстому возразить. Не верю я в волшебные перевоплощения нежной сильфиды в распущенную толстую бабу. Уверена, что если молодая симпатичная женщина становится неопрятной бабой, значит, она и была свиньёй, только хорошо и умело это скрывала. Наташа же весь роман подчёркнуто утончённая, нежная, эмоциональная. Она видит и чувствует красоту, она воплощение грации, она творит, вдохновляется. Ей всё нравится, во всём она видит что-то особенно прекрасное - и в красивом человеке, и в благородном поступке, и в песне, и в танце, и в деревенской пляске, и в природе… Куда же это всё делось? Не могло же ей начисто отшибить память? Не понимаю. Это, наверное, самый спорный, на мой взгляд, момент в романе. Не могу его принять.
Совсем другая Лилли Джеймс в удачном для себя образе - кузины Роуз
Downton Abbey, 2010-2015 г., Carnival Films
А вам нравилась Наташа в романе? Хотели быть похожей на неё?
Продолжение следует, в следующий раз напишу сразу про троих героев - Соню, Андрея и Марью Болконских.