На снимке - архитектор и монументальный живописец Анатолий Алексеевич Смирнов. Он является автором замечательных мозаик ИГЭУ, рассмотренных в
первой части моего исследования. Позади него панно с портретом Г. М. Кржижановского, который был не только революционером и ближайшим сподвижником Ленина, но и талантливым ученым-энергетиком, руководителем работ и автором плана ГОЭЛРО. Именно Глебу Максимилиановичу обязана своим существованием Единая Энергетическая Система нашей страны. Ну, а Игоря Васильевича Курчатова, надеюсь, узнали все. Я решил расспросить Анатолия Алексеевича об истории создания этих произведений искусства.
- Расскажите, как в советские времена проходил процесс создания подобных работ. Не мог же художник просто так, по собственной инициативе, взять и выложить мозаику на стене?
Конечно, не мог. Была серьёзная организация под названием Художественный фонд. У СССР был свой Художественный фонд, у РСФСР - свой. В ивановском отделении Худфонда художники работали либо в списочном составе, либо по договорам. При фонде существовала комиссия по распределению заказов, которая решала, кто будет выполнять работу. Автор делал эскизы, согласовывал их с заказчиком, но вначале показывал работу на художественном Совете. Совет состоял из известных, авторитетных художников, которые определяли качество и стоимость работы.
Мне очень повезло. Получив этот заказ, я отправился на творческую дачу, в так называемую Сенежскую студию, где два месяца работал над эскизами. Эти эскизы высоко оценила Монументальная комиссия Союза художников РСФСР и рекомендовала их для участия на ретроспективной выставке монументальной живописи. Заказчику моя работа тоже понравилась.
Следующей стадией стал "картон", так художники называют рисунок на бумаге в натуральную величину. Рисунок затем переносится на стену и дальше начинается выкладка мозаики. Чтобы справиться с таким объемом, пришлось привлечь целую бригаду помощников, которых комиссия по распределению закрепила за каждой из мозаик. Но работали они под моим руководством.
- Вы помните их имена?
К сожалению, некоторые из них уже ушли из жизни. Например, Олег Мясцов, замечательный акварелист и исполнитель мозаик, Иван Круглов, Геральд Иванов. Иван Смирнов и Александр Петров, к счастью, здравствуют.
Но часть мозаик я выполнил сам, и помогал мне в свободное от работы время мой сын Алексей.
- Кто оплачивал работу, снабжал материалами?
Деньги выделял заказчик. Новый корпус института проектировал московский архитектор Алексей Голощапов, он даже еще не был до конца построен, когда ректор Энергоинститута Юрий Бородулин обратился в худфонд с просьбой помочь в оформлении. Мне пришлось изрядно потрудиться на творческой даче при работе над эскизами.
- Кто подбирал героев для мозаик?
Ректор, это его инициатива. Он дал мне готовый список имен. Пришлось досконально изучить их жизнь и деятельность, это оказалось довольно интересным.
- А не удивило, что среди героев нет Владимира Ленина, чье имя носил институт?
Институт имени Ленина? Честно говоря, я только сейчас узнал об этом. Мы всегда называли его просто энергоинститут.
- Где брали смальту?
За смальтой, в основном, ездили в Ростов-на-Дону, на небольшой заводик. Она варится из стекла с добавлением множества элементов. В моей коллекции есть образцы очень красивой дореволюционной смальты с царскими вензелями. Говорят, в ней есть и серебро, и золото.
После завершения эскизов, мы определяли количество необходимого материала и его оттенков. Этот этап называется "подбор палитры". Если на нашем складе смальты не хватало, в Ростов отправлялся автор с выкрасками. Затем ее привозили на грузовике.
Для этих мозаик потребовалось более пятидесяти различных оттенков.
- Кто из героев Ваш любимый персонаж?
Они все мои дети, я затратил на них много сил и энергии. Они рождались у меня сначала в голове, потом на бумаге и т.д. Не знаю, может быть, Ньютон.
- Почему яблоко в руках Ньютона изображено так, что сразу и не поймешь, то ли он подбросил его в воздух, то ли это сердце ученого?
Яблоко падало с дерева. Я запечатлел тот исторический момент, когда оно пролетало мимо сердца ученого. В результате родился закон всемирного тяготения.
- Откройте главную тайну. До сих пор ведутся споры о том, кто сидит в ногах у Архимеда: Фалес или Пифагор?
На самом деле это Эвклид с неким безымянным учеником. Но если вы видите в нем Пифагора с Архимедом, так тому и быть. Живопись нужно воспринимать как поэзию.
- Я отснял все наружные мозаики, сохранившиеся в нашем городе и хочу сказать, что Вашим повезло больше остальных.
Потери все равно есть. Бесконечные ремонты и модернизации здания съели края многих мозаик, протечка уничтожила кусок композиции с Галилеем. Но в целом я рад, что они пока еще живы.
- А какие другие Ваши работы сохранились в Иванове?
Сохранились мои росписи в магазине Экстра на площади Победы. Я член Союза художников, член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, член союза архитекторов. Специализировался на витражах, мозаиках и цветных левкасах. К сожалению, практически ничего не осталось. Последний мой витраж на проспекте Энгельса в бывшем магазине "Керамика" был посвящен Золотому Кольцу. Когда-то там находилось туристическое агентство, для них я и сделал эти витражи. Но несколько лет назад туда переехал областной суд и выбросил их на свалку. Мне хотелось бы, чтобы руководители организаций придерживались элементарной культуры, и в случае, когда сами не понимают ценности тех или иных произведений искусства, обращались бы за помощью к специалистам. Сломать или закрыть - проще простого. Кстати наш Президент недавно высказал мысль о том, что если работа художника не нравится чиновнику, то он все равно не имеет права вмешиваться в творческий процесс.
- Сейчас в Иванове ведутся дискуссии, являются ли мозаики объектами культуры и стоит ли их охранять. Каково Ваше мнение?
Всякую творческую работу надо беречь и охранять! А в данном случае, кроме прочего, были затрачены большие деньги государства. Конечно, в советское время с мозаиками был некоторый перебор и не все они были высокого художественного уровня. До наших дней дошло немало интересных образцов, которые мы обязаны сохранить. Нигде в мире не было такого количества гигантских мозаик, как в нашей стране. Я до сих пор считаю, что их было неоправданно много. Но раз сделали, потратили на это силы и средства - надо беречь!
Смирнов Анатолий Алексеевич
Родился 24 мая 1937 года в учительской семье в городе Балта Одесской области. После окончания средней школы, приезжает в Москву. Поступает на работу в мастерскую реставрации памятников архитектуры института МосПроект. Выполняет обмеры, зарисовки. В 1956 году поступает, а в 1962 году заканчивает Московский архитектурный институт. Учился у Дейнеки А.А., Милюкова Б.П., Кринского В.Ф., Ламцова И.В., профессора Синявского. Дипломный проект - гостиница Националь в центре Москвы. В 1962-65 гг. работал над созданием проектов интерьеров, малых архитектурных форм и выставок в комбинате художественных работ Худфонда. Автор проекта (совместно с Лораном Б.Ю.) зональной художественной выставки “В едином строю” (1964г.) на ВДНХ. Участник и главный художник по разделу декоративно-прикладное искусство.
В 1964 г. - кандидат Союза Художников.
В 1965 г. переезжает в г. Иваново и работает в ивановских мастерских Худфонда РСФСР.
В 1966-69 гг. - главный архитектор г. Иваново. Работа над генеральным планом г. Иваново, и утверждение его правительством.
Является автором большого количества работ монументальной живописи.
В 1968 г. - член Союза Архитекторов СССР
В 1989 г. - член Союза Художников СССР
Участник республиканских и российских выставок монументального искусства:
Казань 1976 г., Сочи 1978 г., Липецк 1981 г., Ярославль 1988г., Ярославль 2008г.
В 2012 г. награжден почетной грамотой министерства культуры Российской Федерации.
Оглавление:
часть I часть I, дополнение часть I, дополнение 2 часть II часть II, дополнение часть III часть III, дополнение часть IV часть V часть V, дополнение Post Scriptum Post Mortem Что имеем, не храним Новые находки Новое и кое-что из старого Пополнение списка