Логико-психологическая задачка

Feb 03, 2009 18:51


В книге P.Medawar “Advice to a Young Scientist” я вычитал такой тест на "наличие интеллекта".

"Многие полагают, что на картинах Эль Греко некоторые фигуры (особенно фигуры святых) неестественно высокие и худые. Один офтальмолог, имя которого я не хочу называть, высказал предположение, что Эль Греко страдал дефектом зрения, из-за которого он именно ( Read more... )

Leave a comment

Comments 39

chele_sta February 3 2009, 16:39:36 UTC
В ответ на Ваш вопрос - думаю, что нет. Его рисунки не будут перевёрнутыми, разве что ему взбредёт нарисовать картинку его нового видения мира. Но он будет знать, что картинка перевёрнута.
Я не очень понимаю, какая связь между Вашим велосипедистом в переворачивающих мир очках и Эль-Греко? Ведь велосипедист изначально знал, как выглядит мир, а если Эль-Греко родился с дефектом зрения, то для него вытянутые фигуры - норма.
Мне же кажется, что ничем он не страдал, а просто так видел мир, таков был его стиль. Кубистов почему-то не подозревают, что у них дефект зрения.. :)

Reply

kamchatnov February 3 2009, 16:56:57 UTC
Но ведь дальтоник может перепутать краски и нарисовать зелёное солнце. Почему же Эль Греко не может ошибаться в пропорциях из-за какого-то своего дефекта?

Насчёт же кубистов, я думаю, никто не сомневается, что со зрением-то у них всё в порядке... :)

Reply

kamchatnov February 4 2009, 08:45:32 UTC
Не могу не украсть комментарий юзера acrolect из продолжения обсуждения этой задачки у psilogic'а (http://psilogic.livejournal.com/301402.html):
"А если смотреть на женщину с ОЧЕНЬ близкого расстояния - получается картина Пикассо."

Reply

chele_sta February 4 2009, 11:26:28 UTC
Пусть нарисует, посмотрим... :)

Reply


anonymous February 3 2009, 17:06:02 UTC
Как-то чересчур смело товарищ бросается словом "чепуха". Заметьте, что человек с таким дефектом, если голову набок повернёт, будет людей видеть, вероятнее всего, низенькими и толстенькими.

Reply

kamchatnov February 3 2009, 17:11:24 UTC
А с повёрнутой набок головой рисовать людей он тоже будет низенькими и толстенькими?

Reply

anonymous February 3 2009, 18:37:30 UTC
Представьте такой алгоритм рисования портрета: художник смотрит на человека, закрывает глаза, ложится на бок перед вертикальным мольбертом (удобнее ему так), открывает глаза и рисует по памяти. (Он знает, что лежит на боку, поэтому голову рисуемого изобразит вверху мольберта). Какими будут пропорции рисунка с нашей (нормальной) точки зрения?

Reply

kamchatnov February 4 2009, 08:21:58 UTC
Если бы Эль Греко никогда в жизни не лежал с открытыми глазами, то Ваше рассуждение было бы верным и таким способом можно было бы установить этот дефект зрения. Но поскольку предполагается, что Эль Греко с младенчества жил обычной жизнью, то его мозг научился пересчитывать деформированное изображение в правильное при любом ракурсе зрения, так что задача не сводится к построению оптического изображения на сетчатке глаза (которое, кстати, и так перевёрнуто вверх ногами). Поэтому и при рисовании лёжа пропорции должны быть правильными. Но Ваш вопрос вплотную подводит к другому: раз изображение на сетчатке интерпретируется мозгом с учётом всех искажений, то как можно установить такой дефект зрения по рисованию изображений?

Reply


psilogic February 3 2009, 17:26:35 UTC
Без всякой философии и знания психофизиологии чувак должен был изображать короткими и толстыми тех, кто лежит горизонтально ну или отклоняется от вертикали :)

А мне вот интересно, у людей, страдающих косоглазием, картинка двоится или нет? :)

Reply

kamchatnov February 3 2009, 17:32:45 UTC
> А мне вот интересно, у людей, страдающих косоглазием, картинка двоится или нет? :)

Хороший вопрос! Если в глазах двоится, то рисовать он тоже будет двойную? А увидит тогда какую?

Reply

psilogic February 3 2009, 17:54:52 UTC
Да уж, если двоится, то после рисования картины он увидит на картине уже по четыре штуки всего :)

Кстати, отсюда возникает еще одно соображение на вашу первоначальную задачку. Допустим, художник видит натурщицу вертикально вытянутой в 2 раза. Если он нарисует картину, исказив пропорции в два раза, он увидит ее на картине вытянутой уже в 4 раза! Так что при рисовании он должен компенсировать свой дефект зрения ровно в 2 раза, чтобы увидеть на картине изображение, похожее на натурщицу. А тогда он нарисует правильную натурщицу, без искажений.

Reply

kamchatnov February 3 2009, 18:07:06 UTC
Железная логика, спасающая натурщицу от риска быть обезображенной! :)

Reply


kdv2005 February 3 2009, 17:35:50 UTC
Мне кажется, что если его рисунок соответствует тому, что видит он, то он тогда в наших глазах он должен соответствать и тому, что видим мы, ведь и предметы которые он видел, и нарисованные им изображения его глаз искажал (в первом приближении) одинаково.

Reply

kdv2005 February 3 2009, 17:36:51 UTC
Что-то я сложно сказал. Я имел в виду, что если рисуешь действительно как видишь, то все пропорции должны выйти правильно. Это же очевидно, нет?

Reply

kamchatnov February 3 2009, 17:42:15 UTC
Да, как всегда, когда поймёшь, то кажется очевидным. Но сначала задумываешься. К тому же авторитет офтальмолога давит :)

Reply

kdv2005 February 3 2009, 18:24:10 UTC
Более интересным является следующий вопрос. Предположим, что Эль Греко действительно страдал дефектом зрения, но рисовал фигуры так, потому что хотел, чтобы они вызывали определенное впечатление у зрителей. Вызывают ли они у нас именно то впечатление, которого он хотел добиться, или другое?

Reply


chva February 3 2009, 18:02:11 UTC
После привыкания к очкам фигуры будут нарисованы неперевёрнутыми, ведь человек, привыкший к очкам знает где настоящий низ и настоящий верх. Что касается Эль Греко, то объяснение мне с самого начала показалось неверным. Если он изображает людей нарочито вытяннутыми, то для его зрения в таком случае они также были бы искажены.

Reply

kamchatnov February 3 2009, 18:26:04 UTC
Насчёт Эль Греко всё верно.
А вот с очками, как мне кажется, есть тонкость. Ведь известно, что изображение на сетчатке тоже формируется хрусталиком глаза "вверх ногами", и лишь мозг создаёт "правильную" картину того, что мы видим. Так что, привыкнув к очкам, испытуемый опять "знает" где "настоящий верх и низ". В принципе, он может полностью забыть про очки, жить обычной жизнью и даже стать художником :)

Reply


Leave a comment

Up