Из серии -
Приполярный Урал. Продолжение.
Истоки реки Народы берут начало в самой высокой части Приполярного Урала и всего Урала в целом тоже. Здесь сосредоточены наиболее значительные вершины, во главе с Народной - 1895 метров над уровнем моря. Есть также и ледники. Этот горный массив лишь только в 1927 году был открыт официальной географией. Горы в истоках реки Народа редко дают возможность лицезреть себя во всём величии, всё больше прячутся в облаках. Да и практически невозможно их застать без свежего снега на вершинах. Вот и в самом начале августа они с седой головой. Кстати, по поводу названия горы Народной(ударение нужно ставить на первом слоге, также как и в названии реки) не всё так просто. Вершина, открытая в канун 10-летия Ок¬тябрьской революции, вроде была названа Народной в честь советского народа, но на выбор названия явно повлияло созвучное наименование реки Народа, которая носила это имя ещё до открытия самой горы.
Истоки Народы с видом на Мансинёр.
Народная - самая высокая гора Урала.
На дальнем плане Мансинёр.
Где-то тут внизу стоит моя палатка.
Карта района.
После ночёвки в компании на Хобею продолжил путь дальше на север, к новой долине, теперь к долине Народной. На пути такая же, как Пирамида, гребнеобразная гора Большой Чёндер. И эту гору можно обойти и справа по склону и слева через перевал. На этот раз выбрал перевал, что даёт возможность выйти на Народную несколько выше и ближе к границе леса. Ох уж это полярноуральское лето, на перевале показалось, что уже зима наступает, такие мощные заряды снежной крупы, со встречным ветром пытались заставить повернуть обратно. Но нет, дошёл таки до реки, встал в укромном месте, чуть выше притока под названием Близнецы.
Пару дней провёл в долине Народной. Никак не хотело солнышко осветить суровую землю, дабы проявила она красоту свою. Зато проблема с продуктами решилась неожиданным образом. Выше по реке набрёл на кучку из нескольких пластиковых бутылок, а в них расфасована крупа. Видно оставил кто-то излишки. Вот оно воздаяние, не заставило ждать, поделился на Хобею, получил на Народной. Тут ещё как-то мою стоянку гости навестили, восходители на гору Народную зашли чайку попить. Сами они из Тюмени, их лагерь ниже по реке километров десять. Но не дала им погода совершить задуманное, спустя несколько часов опять поил чаем, уже на обратном пути.
За эти два дня только один раз ненадолго проглянуло солнце, а на третий после обеда отправился вниз по реке, так сказать, на выход. Дальше путь лежит сначала вниз по Народе, потом по левому притоку под названием Северная Народа и далее опять вдоль гребнеобразной горы называемой Малый Чёндер. Она замыкает собой цепочку из трёх гребнеобразных гор, протягивающихся с юга на север.
Эта ночёвка была последней с азиатской стороны, неподалёку перевал, за которым Европа. Вот оно настоящее окно в Европу, не там Пётр Первый искал. На этот раз перевал уже традиционно окропил прохождение снежной крупой. А на спуске встретился пастух с большим стадом оленей. Не совсем ещё вымер этот вид хозяйственной деятельности. Ещё ниже не порадовала неприглядная картина - разруха оставленная функционирующим когда-то золотым прииском, разбросанный вокруг мусор и ржавое железо. А ведь это уже территория заповедника Югыд-Ва. Интересно, куда идут значительные поборы со всех посетителей заповедника, если даже такой заметный бардак не могут прибрать. Мне ещё предстоит проходить кордон и неизвестно чем дело закончится.
От прииска вниз ведёт уже нормальная грунтовая дорога, которая через некоторое время привела к выходу в долину реки Балбанью. Выход слева и справа охраняют две горы - Старуха-Из и Старик-Из. Чуть ниже по Балбанью, ниже второго озера, в противовес реке называемым Балбанты, есть действующий посёлок Желанный. В Желанном добывают горный хрусталь и он соединён автомобильной дорогой с Интой. Вот туда-то мне и нужно, но пока зашёл в гости к группе туристов, их лагерь заметил на берегу реки. В это время здесь полно туристов, популярный район, да и дорога способствует. Эта дорога, правда, проходима только для таких машин как «Урал». И кто-то ушлый, там в Инте, пользуется ситуацией, занимается частным извозом, обслуживает туристические группы. Вот вроде и сегодня должна быть машина. От туристов ушёл окрылённый надеждой.
И машина действительно была в этот день, даже видел её, удалявшуюся по дороге в сторону Инты, когда подходил к посёлку. Опоздал всего минут на пять. Так и стоял удручённый неудачей на краю посёлка, но не долго. В это время в окно крайнего балка высунулась любопытная, лохматая голова в очках со стёклами пуленепробиваемой толщины. Так нашёл я приют, в ожидании следующего рейса. Неподалёку, на реке в это время стояли ещё две группы свежеприбывших туристов, они и обнадёжили перспективой на завтра. Неуверенно, но заявили, что вроде ещё должны группу завтра подвести.
Машина действительно приехала на следующий день, но только после обеда. А дальше шесть часов мучительной тряски в кунге автомобиля, тёзке этих гор. И вот она железная дорога, рельсами соединяющая с домом.
Предыдущая часть. Продолжение следует.