Все говорят: нет правды на земле - Музыка и гений - Моцарт и Сальери

Feb 16, 2014 11:41



Орест Адамович Кипренский (1782-1836) - Портрет Александра Сергеевича Пушкина


         Все говорят: нет правды на земле.
                                          Но правды нет и выше. Для меня
                                          Так это ясно, как простая гамма.

"Маленькие трагедии - Моцарт и Сальери"

А.С.Пушкин





Имя великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на протяжении более ста лет связывали с именем итальянского композитора Антонио Сальери, который якобы Моцарта отравил. Легенда эта стала поводом для написания разных художественных и даже музыкальных произведений. У нас в стране самой известной стала одна из небольших пьес Александра Сергеевича Пушкина, входящая в цикл "Маленькие трагедии". Она называется очень просто: "Моцарт и Сальери".



Трагедия "Моцарт и Сальери" - фрагмент 3-х серийного телевизионного фильма "Маленькие трагедии", снятого в 1979-ом году по произведениям Александра Сергеевича Пушкина
Моцарт - Валерий Золотухин
Сальери - Иннокентий Смоктуновский





Моцарт и Сальери - опера Николая Андреевича Римского-Корсакова - Фильм-опера, снятый на Рижской киностудии в 1962-ом году
Моцарт - Иннокентий Смоктуновский (поёт Сергей Лемешев)
Сальери - Пётр Глебов (поёт Александр Пирогов)

Оба эти фильма - экранизация оперы Римского-Корсакова и экранизация пьесы Пушкина интересны ещё и тем, что в более раннем, фильме-опере, Иннокентий Смоктуновский играет Моцарта, а в более позднем - Сальери.


          
          


Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт, родился 27 января 1756-го года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии, - австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист.
По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет.

С 176-го по 1769-й годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "Мнимая простушка".

1770-1774 - эти годы Моцарт провёл в Италии.

В 1779-ом году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано).

С 1786-го года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья.

После смерти императора Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.

В мае 1791-го года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана.

Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (1791) и величественно-горестный Реквием , над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни.

Умер Моцарт 5 декабря 1791-го года в Вене. Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров.

Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка.
Похороны Моцарта проходили по третьему разряду. Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы были рассчитаны на 5-6 человек. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были "похороны нищего".

image Click to view



Вольфганг Амадей Моцарт - Соната для фортепиано N12 - Адажио



image Click to view



Wolfgang Amadeus Mozart - Gala from Salzburg
Венский филармонический оркестр - дирижёр Даниэль Хардинг

Музыка Моцарта звучит в Зальцбурге, родном городе великого композитора.

Зальцбургский фестиваль, который приурочен к дате рождения Моцарта, обычно собрает самых ярких звезд современного оперного небосклона.
В программу входят арии из опер и симфонические произведения Моцарта.



image Click to view



Вольфганг Амадей Моцарт - Рондо - Турецкий марш
Самоиграющий рояль





Документальный фильм из серии "Знаменитые композиторы" о Вольфганге Амадее Моцарте


          
          



Амадей - художественный фильм о жизни и творчестве великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, поставленный знаменитым чешским режиссёром Милошем Форманом по пьесе современного английского драматурга Питера Шеффера и снятый кинокомпанией "The Saul Zaentz Company" (США) в 1984-ом году

Пьеса была написана в 1979 году под впечатлением от трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" и одноимённой оперы Римского-Корсакова.


          
          


Антонио Сальери, родился 18 августа 1750-го года в городе Леньяго(Венецианская республика), - итальянский композитор, дирижёр и педагог. С шестнадцати лет жил и работал в Вене.

Антонио Сальери происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Затем изучал композицию в Падуе и Венеции.
По приглашению Флориана Леопольда Гассмана в 1766-ом году приехал в Вену и благодаря урокам Гассмана, введшего его в музыкальный круг и познакомившего с либреттистом Пьетро Метастазио, композитором Глюком и другими, был принят на императорскую службу.
В 1774-ом году, после смерти Гассмана, Сальери получил должности придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы в Вене, а в 1788-ом году был назначен придворным капельмейстером. Этот высший пост в музыкальной Вене Сальери занимал при трех императорах -
до 1824-го года.
С 1813-го года он входил в комитет по организации Венской консерватории, которая первое время называлась Певческой школой, и возглавил её в 1817-ом году.

Сальери написал более сорок опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью "Данаиды", "Тарар" (1787), либретто Бомарше, и "Фальстаф" (1799).
Специально для открытия театра "Ла Скала" им была написана опера "Признанная Европа" (1786), которая и по сей день идёт на этой сцене.

Сальери был выдающимся музыкальным педагогом. Его учениками были: Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель, Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (сын Вольфганга Амадея Моцарта) и другие видные композиторы начала XIX века.
По свидетельству современников, отношения Сальери со своими учениками были очень тёплыми и эмоциональными (считается, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери в 1824-ом году). Однако, это тоже из области легенд, как и большинство того, что мы знаеи об этом выдающемся музыканте и композиторе.

Умер Сальери 7 мая 1825-го года в Вене.



image Click to view



Антонио Сальери - Финал Концерта для флейты и гобоя
Флейта - Ольга Ивушейкова
Гобой - Станислав ТОКАРЕВ

Никому не дано предугадать, как история обойдётся с его именем. Многие годы имя замечательного композитора Антонио Сальери было оболганым. Судьба была к нему несправедлива не только после смерти, но и при жизни. На старости лет его дочери, о которых он заботился и ради которых в прежнее время работал и зарабатывал деньги, отдали отца в дом для престарелых, а точнее, в приют для умалишённых, не имея к тому никаких оснований. Условия содержания в таком приюте были весьма далеки в худшую сторону от сегодняшних домов для психически больных людей.



image Click to view



Сальери - Аллегро из Венецианской симфонии
Capella Cracoviensis - ансамбль старинной музыки из Кракова

Давняя легенда соединяет имя Сальери с именем Моцарта, называя Сальери его предполагаемым убийцей, - имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти неталантливого человека к талантливому.

Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери, принадлежащих самому Моцарту и его отцу. Однако высказывания эти, по большей части, относятся к началу 1780-х годов и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантах-конкурентах. В то же время в последнем письме Моцарта жене (14 октября 1791 года) Моцарт уделяет большое внимание посещению Сальери представления моцартовской "Волшебной флейты", описывая восторженную реакцию Сальери как нечто весьма важное для себя.
Известно, что во второй половине 1780-х годов Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 году прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта "Свадьба Фигаро".

В целом нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери когда-либо существовала особенная вражда. Нет никаких документальных подтверждений тому.
Выдающийся итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своей книге "Гениальность и помешательство" писал, что Моцарт страдал манией преследования, считая, что итальянские композиторы завидуют ему и желают его убить.

В Милане в 1997 году состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить с неясностью. "В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности - слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. Через двести лет Антонио Сальери оправдан".





Телевизионная передача из цикла "Партитуры не горят" - Загадка смерти Моцарта
Ведущий - Артём Варгафтик



поэзия, Римский-Корсаков, Сальери, блоги mail.ru, "Амадей", Пушкин, "Моцарт и Сальери", опера, кино документальное, кино, композиторы, "Хрустальная гармония", Моцарт

Previous post Next post
Up