Южные границы 2012. Таджикистан.

Mar 09, 2012 12:47

Назад -  Содержание - Вперед

День 11й

Утро началось со стука пограничника в окно. Отметились, проехали первый шлагбаум, встали у второго. Второй шлагбаум открываться, мягко говоря, не торопился. Пешеходы по-немногу шли, а автомобили стояли. Пока "загорали" у шлагбаума, познакомились с парнем из Таджикистана. В Москву ездил на своем авто (с таджикскими номерами). Говорит, что менты особо не трогали. В Таджикистане машины существенно дешевле, чем в России, но ввозить, даже на иностранных номерах, надолго не получится - свыше какого-то срока нужно растамаживать. Поэтому, если кто-то из работающих в России таджиков ездит на своем авто, то ненадолго.

Парень рассказал, что семья у него живет в Таджикистане - в России дети часто болеют. Работает он, как я понял, инженером-строителем (специалист с высшим образованием). Кстати, в дороге попадалось очень много высококвалифицированных людей с высшим образованием, которые едут в Россию именно потому, что их специальность не востребована на Родине, а если и востребована, то с мизерной зарплатой.

Также он рассказал, что: "В Таджикистане люди живут побогаче, а государство бедное. В Узбекистане же, наоборот, государство богатое, а люди бедные." Мне же за несколько дней окунуться в местную специфику, конечно, не удалось, но, в принципе, очень похоже на правду.

Шлагбаум не открывался несколько часов. Двигаться вперед мы начали уже, наверное, в полдень. Ни узбеки, ни таджики ни куда не торопились. Медленно оформляли бумаги, не торопясь осматривали машину. Пока сидел и ждал какого-то начальника, таджикский пограничник угостил бараниной, которую захватил с собой из дома на обед :)


Вообще, ребята тоже очень гостеприимные, и даже, не смотря на тягомотину с оформлением бумаг, отрицательных эмоций не было. Все рассказывали про Таджикистан и удивлялись, что мы издалека едем своим ходом.

Бумага на ввоз автомобиля стоила около 800 рублей. Еще около 200 рублей ушло на другие красивые бумажки - о прохождении санитарного контроля и еще какого-то контроля. Был еще ларек с врачом, который предлагал измерить температуру мне и пассажирам, как я понял, не бесплатно :) Будка называлась "эпидемиологический контроль" или как-то так… На что я ответил, мол, делай что хочешь - все здоровы. Мерить никто ни чего не стал, денег тоже не попрослили - может показалось.

Пассажиры все таможенные процедуры проходят отдельно, но у них особых проблем не возникает. Зато проблемы возникли у нашего дорожного товарища из Таджикистана. На въезде в Узбекистан ему не дали бумагу о временном ввозе авто (а сам он за ней не обратился), поэтому он отстал от нас и на оставшиеся полдня вынос мозга ему был обеспечен.

Перед нами же последний шлагбаум таджикской таможни был открыт в 16:00. Таким образом, не считая ночевки, мы провели на таможне 7 часов ее рабочего времени. А ведь это еще не было очереди… Дальнобойщики, я так понимаю, живут на таможнях неделями.

И вот мы в Таджикистане!

Машины

Основная масса автомобилей - не очень новые европейцы. БМВ, Мерседесы, Ауди, Вольксвагены… Попадаются и Тойоты, но исключительно леворульные. Кстати, эксплуатация праворульных авто в Таджикистане запрещена! Для поездки придется выбрать что-то леворульное.

Деньги

Валюта таджикистана - Сомони. Курс сомони выше курса рубля. Посмотреть можно тут.



Люди

Очень приветливые, как и в Узбекистане. За первые полчаса-час пребывания на территории Таджикистана, мы успели получить приглашение на свадьбу. А самое первое приглашение мы получили еще на границе Узбекистан-Казахстан от Таджикской семьи, пересекавшей границу вместе снами (но, к сожалению, они жили несколько дальше Душанбе). Жаль, что у нас совсем не было времени, чтобы заехать к кому-либо из приглашавших в гости. Время отпуска ограничено, а маршрут еще был далек от завершения.

Еда

Вполне вкусная! Название того, что ел, не запомнил, но, как и в Узбекистане, все по высшему разряду.

Климат

За ночь до нашего приезда Душанбе завалило снегом. Причем основательно так. Но воздух днем прогрелся до +8 градусов, плюс яркое весеннее солнце - чудесная погода. Поэтому на улицах и в парках было достаточно много молодежи, гуляющей или кидающейся снежками.

Дороги

Таджикских дорог мы объехали достаточно мало. Так что единственный вывод, который могу сделать лично - дороги есть. Зимой многие перевалы закрыты. Например, прямая дорога на Ташкент, проходящая по перевалам, или Памирский тракт.

Вообще, так мало времени мы уделили Таджикистану лишь потому, что форумы и прочие интернет-ресурсы убедили нас в том, что за Душанбе горы и снег - дороги заканчиваются. Поэтому мы были рады хотя бы тому, что смогли побывать в Душанбе. Но по приезду в Новосибирск, я прочитал отчет о путешествии в доль границы с Афганистаном, проходившем практически одновременно с нашей поездкой, так что, вполне вероятно, можно было посмотреть и побольше достопримечательностей, не ограничивая себя только поездкой в Душанбе.

Ну сожалеть особо не о чем - у нас есть повод навестить Таджикистан еще раз :) Тем более, что есть одна дорога, которая тянет к себе, как магнит - Памирский Тракт. Правда не уверен, можно ли по нему проползти на нашем танке, но как показала практика, танк с легкостью выдерживает любые испытания!

Свежий снег. По сибирским меркам это и не снег вовсе, а так, изморозь. Хотя в этом году и в Новосибирске снега совсем мало.




Пока фотографировались у таблички, два товарища из машины спереди устремились к нам.


В процессе разговора выяснилось, что один из них живет и работает в Новосибирске, поэтому мы, как земляки, были приглашены на свадьбу :) К сожалению, от приглашения пришлось отказаться (1000 раз зря!), и мы, под теплые напутственные слова, двинулись в центр города.

Душанбе показался городом с довольно спокойным движением и водителями. Город небольшой, улицы прямые и длинные, поэтому ориентироваться с навигатором было совсем не сложно (чего не скажешь про Баку, о чем позднее).

Солнце и тепло в декабре - это кайф! +8 градусов и мокрый снег на улицах. Молодежь на центральной площади весело  бьется снежками.

Центральная площадь - Площадь Сомони:




Все без изысков, но приятно ухожено. Центральная елка более чем скромна:


Государственный флаг.


Еще немного парка на центральной площади:








Не уверен, но думаю, что это "президентский дворец" 


Для того чтобы выглядеть иностранцем, достаточно таскать с собой зеркальную фотокамеру - такое правило работает и в Узбекистане, и в Таджикистане. Местные жители и приезжие россияне ходят в основном с мыльницами и телефонами, поэтому мы выглядели, пожалуй, какими-то немцами или другими европейцами. Этот факт порождал неподдельный интерес и желание общения у местной молодежи. Несколько раз к нам подбегали ребята, начинавшие разговор с фраз типа "Hello, my friend!" или "What a nice weather today!" :-D Узнав, что мы из России и вполне-таки хорошо говорим на русском языке, ребята не теряли хорошего настроения, расспрашивали про Новосибирск, рассказывали про Душанбе, подчеркивали, что новосибирцы - друзья душанбинцев :)

В окрестностях центральной площади было обнаружено несколько люков производства КНР :)


Чувствуется билзость с Китаем - вот такие пепяки трудятся на уборке улиц (нечто среднее между трактором, окой и грузовичком)


Красивый шпиль рядом с площадью. Наверное что-то символизирует… А вообще, просто симпатичная конструкция:


Все-таки расположение города в предгорьях значительно повышает живописность и притягательность города.




Сим-карту купить не вышло (тут, как в России или Узбекистане, требуется регистрация для покупки сим-карты - крайне неудобное требование). Поэтому вечером долго гуляли по городу в поисках "халявного" беспроводного интернета. Точек доступа достаточно много, но все они защищены паролями. Макдональдсов и прочих вай-файных общепитов не нашли, поэтому решили плюнуть на связь с внешним миром до возвращения в Узбекистан.

В процессе вечерней прогулки обнаружили работающий фонтан. В декабре. Класс!


Во время нашего путешествия мы периодически пользовались картой Visa от одного из крупных российских банков. Напуганные историями о блокировке карт при поездках за границу, основную массу расходов планировали покрывать наличностью, но, как оказалось в результате, карта вполне принимается во всех странах. Правда платежные терминалы не многочисленны.

День 12й

Днем, немного прокатившись по городу еще раз, поехали обратно к границе. Впереди нас ждал гордый Кавказ, до которого еще нужно было доехать.

Местных денег обменяли совсем немного, впритык, чтобы пробыть один день в Таджикистане, поэтому на выезде столкнулись с проблемой: бензин стоит почти 40 рублей за литр, а местных денег у нас всего на несколько литров. Вспомнили, что на въезде видели заправку Газпромнефть с табличкой Visa, поэтому решили заправиться по карте. Как оказалось, зря решили - табличка там висит просто так и рассчитывать по картам там не умеют (видимо, стенды делают для России, где расчет по картам есть практически везде). Заправили 5 литров на оставшиеся таджикские Сомони.

Опять таможня. Таджикистан выпустил достаточно быстро, Узбекистан встретил с недоверием :) Конечно у них такая работа, но какой смысл переворачивать вещи в немногочисленных легковушках, пропуская с минимальным осмотром огромные фуры?! Как сказали таможенники, фуры принадлежат крупным уважаемым компаниям, а нас они первый раз видят. Будь я наркоторговцем - вез бы тонны дури прямо фурами "уважаемых компаний". Перевозить граммы легковушками явно невыгодно и опасно. Ну это их работа. Нужно - пусть проверяют. Грозились проверять часов 12, но, видимо, мы оказались не столь подозрительными, как москвичи на жигулях 99й модели, заночевавшие на таможне. В процессе досмотра вытряхнули все из багажника, сумок, сняли обшивку с дверей, заднее сиденье, воздушный фильтр, заднее правое колесо и еще немного по мелочи. Снятое колесо и запаску отнесли на рентген вместе с огнетушителем.

Насчет огнетушителя я конечно ржал от души. Он ведь порошковый :) Суровые взгляды и растерянность таможенников отразил предложением махнуться на аналогичный аппарат из машины кого-нибудь из присутствовавших. Вполне вероятно, что возить огнетушители у них вообще не принято, но, выслушав мое негодование по поводу стоимости прибора и опасности езды без оного, огнетушитель вернули :)

Не прошло и пяти часов, как мы покинули узбекско-таджикские таможенные пункты.
Назад -  Содержание -  Вперед

Previous post Next post
Up