Окончание; начало
тут Психотехника спонтанности и современное общество.
Мы утверждаем, что арт-терапия не является всего лишь инструментом терапии или ее разновидностью, это есть способ общения и мышления, не сводящийся к таким традиционным средствам и представлениям как: аминазин, “эдипов комплекс” или “родовая травма”. Это, прежде всего, способ со-общаться с территориями измененных областей сознания, причем, позволяющий на равных общаться психотерапевту и ребенку-аутисту или дауну. И потому, если говорить о проекте развития арт-терапии в России, то ее стоит, в первую очередь, проводить не с клиентами, а с психотерапевтами.
Арт-терапия служит своего рода мостом для вхождения в психологию и психотерапию “содержаний” современного искусства (круг идей, язык описания, социальные связи, образ жизни и т.д.), тем самым делая возможным становление этих психо-практик в качестве, собственно, современных. Арт-терапия, кроме того, есть выражение и определенной тенденции в образе жизни, становящейся с 70-х годов ХХ в. все боле массовой в смысле многочисленности.
Эта тенденция заключается в обострении внимания к индивидуальному и персональному стилю и образу жизни, - от стремления носить сугубо индивидуальную, пусть и подчеркнуто недорогую, одежду авторской или собственной работы, до стремления выработать свой индивидуальный стиль отдыха, путешествий, домашней жизни.
Подчеркнем: речь идет не только о богатых или очень богатых гражданах, поведение которых рассматривается иногда как своего рода каприз или, по крайней мере, как нечто явно “избыточное”. Речь идет об огромных массах студентов, мелких служащих и бизнесменах, наконец, о лицах без определенных систематических профессиональных занятий.
Стремление к стандартной одежде, стандартному отдыху (“не хуже, чем у Смитов”), стандартному быту и т.п. вызывает у таких людей насмешку и неприязнь.
В странах же “третьего мира” “международный стандарт потребления” выступает куда более жестким императивом, непосредственно символизирующим социальный статус и достоинство граждан. Отсюда - стремление покупать дорогие и не приспособленные к местным условиям автомобили, дорогую, но абсолютно стандартизированную (т.е. - “солидную”) одежду, желание проводить время в максимально разрекламированных отелях и казино. Для обеспеченных россиян эта тенденция не менее, а, может быть, - и более - характерна, как и для арабских шейхов и африканских племенных царьков. Эту тенденцию можно было бы назвать тенденцией потребительского конформизма.
Важно подчеркнуть, что индивидуация в потреблении и образе жизни не есть что-то более “модное” или свойственное “обеспеченным” людям и странам, и, тем более, не есть нечто более “эффективное” или “полезное”. Просто, это - неотъемлемая часть современной культуры. Петровские указы, вводившие ношение коротких камзолов, бритье бород и обязательное питие кофия были, разумеется, довольно нелепы в исторической перспективе, но направлены они были вовсе не на большую эффективность пищеварения (кофе), потоотделения (камзолы) или меж-щечных контактов (бритье). Это была судорожная попытка одним прыжком оказаться в современности. Попытка была неосуществима, но направление ее ясно. Аналогично, нет ни малейшего смысла рассуждать об арт-терапии как об “эффективном”, “полезном” и “прогрессивном” “методе” (тем более - в отсутствие “эффективных” арт-терапевтов”). Просто арт-терапия - неотъемлемая часть современной культуры, а вовсе не некое полезное приспособление для благополучных клиентов.
“Образ человека” имплицитно содержащийся в арт-терапии есть не только представление о “нормальном” или “здоровом” человеке, но и весьма конкретная система требований также и к арт-терапевту. Кроме вопроса о методическом арсенале и концептуальной осведомленности в области арт-терапии и современной психотерапии, есть также весьма серьезный вопрос и о системе ценностей психотерапевта, и о его стилистике работы. Понятно, что человек, не ориентирующийся в искусстве, может быть арт-терапевтом с большим трудом. Арт-терапия, таким образом, есть образ жизни в самом прямом смысле этого слова, причем не только идеальный или желаемый для клиентов, но и образ жизни для арт-терапевтов.
Литература:
1. Андреев В. Очерки из истории образования и литературы в России. - СПб, 1872.
2. Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека / Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - С. 418-439.
3. Беннетт Д.Г. Общины нового века (New Age Community) / Пер. с анг. - М., 2001.
4. Беннетт Д. Г. Свидетель или история поиска / Пер. с анг. - М., 1999.
5. Бурлачук Л.Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами // Бессознательное, Тбилиси, издательство Мецниереба, 1978, т. III/
6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
7. Буров А. Петербургские «русские» школы и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII века. - Л., 1957.
8. Ванье Ж. Место слабых в душе современного мира // Наука и жизнь, - 1990, №8, - С. 111-115.
9. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы. - М., 1896.
10.Венгер А. Психотерапия: западная теория и российская практика // Московский психотерапевтический журнал, - 2004, №1 (40). - С. 5-18.
11.Воспоминания о серебряном веке / Под ред. В. Крейда. - М.: Республика, 1993.
12.Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
13.Выготский Л.С., Лурия А. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» / Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 1989. - С. 29-36.
14.Гительзон Р. Жан Ванье и его последователи // Наука и жизнь. - 1990. №8. - С. 110-111.
15.Голдмен Дж. Целительные звуки / Пер. с анг. - М.: София, 2003.
16.Головачева-Панаева А.Я. Русские писатели и артисты. СПб., 1890.
17. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Пер. с нем. - СПб.: Питер, 2003.
18. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М.: Педагогика, 1978.
19. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. - М.: ООО «Вопросы психологии», 2002.
20.Ивенина Т.А. Культурно-просветительные организации и учреждения общей и частной инициативы в дореволюционной России (1900-1916гг.). - М.: Московский пед. гос. ун-т, 2003.
21.2004 Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки: Роман / Пер. с анг. - СПб.: Азбука-классика, 2004.
22.Константинов Н.А., История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.
23.Копытин А.И., Теория и практика арт-терапии - С.Пб.: Питер, 2002.
24.Корди Х., Кэхеле Х., Изучение результатов психотерапии // Психологический журнал. - Т. 16. №3. 1995. - С. 103-107.
25.Кривцун О.А., Эстетика. - М.: Аспект Пресс, 2000.
26.Луначарский А. / Революция - Искусство - Дети: Мат. и док. В 2 ч. - Ч.1. 1923-1927. - М., 1987.
27.Лэйнг Р. Я и другие / Пер. с анг. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
28. Минакова В.П., Фомичева И.В., Общественно-педагогическое движение в России в годы первой мировой войны. - Воронеж: ИММиФ, 2003.
29.Михайлова М.В., Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (середина XIX - начало ХХ вв.): Монография / Российская академия обр. Ин-т теор. педагогики и мир. исслед. в обр. - М., 1993.
30.Никитин В.Н., Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. - М.: Когито-Центр, 2003.
31.Пархоменко Т.А., Культура России и просвещение народа во второй половине XIX - начале ХХ вв. / Рос. Ин-т культурологии. - М., 2001. - С. 229-256.
32.Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю.«Шаг навстречу». Программа творческого развития детей с «проблемами» в условиях художественного музея. - СПб.: Санкт-Петербург, - 1997.
33.Практикум по арт-терапии / Под общ. ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2001.
34.Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., Политиздат, 1990.
35.Рудестам К., Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с анг. - М.: Прогресс, 1993.
36.Соколова Е.Т.,Психотерапия: Теория и практика. - М.: Изд. центр Академия, 2002.
37.Столяров Б.А., Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб: Специальная Литература, 1999.
38.Федоров Н.Ф., 1982 Музей, его смысл и назначение / Федоров Н.Ф. Соч. - М.: Прогресс, 1982.
39.Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. - СПб.: Университетская книга, 1997.
40.Хайкин Р.Б., Лечить рисованием // Наука и жизнь. - 1990. №1. - С. 38-41.
41.Хайкин Р., Художественное творчество глазами врача. М.: Наука, 1992.
42.Шевелев А.И., Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 60-80 гг. XIX в. Автореф. дис. канд. пед. Наук / СПб. гос. ун-т пед. м-ва. - СПб, 1996.
43.Штейнер Р., Очерк тайноведения / Пер. с нем. - Л.: Эго, 1991.
44.Эллис А., Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с анг. - СПб.: Изд-во Сова; М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
45.Эткинд А.М., Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. - М.: Гнозис; Прогресс - Комплекс, 1994.
46.Case C., Dally T. The handbook of art therapy. - London and New York: Tavistok/Routledge, 1992.
47.Chace M. Dans as an adjunctive therapy with hospitalized children // Bulletin of the Menninger Clinic. - 1953. N17. - P. 219-255.
48.Corsini R.J., Historic background of group psychotherapy: A critique // Group psychotherapy. - 1955, N8. - P. 219-225.
49.Dally T., (Ed.). Art as therapy - London and New York: Tavistok/Routledge, 1994.
50.Donnenberg D., Art therapy in a drug community // Confin. Psychiat. - 1978. Vol. 21. N1-3. - P. 37-44.
51.Landgarten H.B., Clinical Art therapy: A Comprehensive Guide. - N.Y.: Brunner/ Mazel, 1981.
52.Murstein, B, Pryer, R.S., The concept of projection: a review. I.: Psychol. Bull., 1959
53.Naumburg M., An introduction to art therapy: studies of the «Free» art expression of behavior problem children and adolescents as a means of diagnosis and therapy. - New York and London: Teachers College, Columbia University, 1973.
54.Richardson T.Q. & Molinaro K.L. White counselor self-awereness: A prerequisite for multicultural competence // Journal of Counseling and Development. - 1996. N74(3). - P. 238-242.
55.Waller D., Group interactive art therapy. - London and New York: Tavistok/Routledge, 1993.
Сучилин Андрей Анатольевич
В 1982г. закончил факультет психологии МГУ, в 1985г. - аспирантуру при кафедре психологии ГЦОЛИФК. Занимался частным психологическим консультированием. В 1987 - 1991гг. работал на Московском Телефоне Доверия (205-05-50). В 1990-1991гг стажировался в Институте Беннета (Society for Continuous Education) в области музыки и психотерапии. С 1996г. систематически работает как психолог-консультант и политтехнолог в избирательных процессах, участвовал в многочисленных парламентских, губернаторских и президентских кампаниях в России и странах СНГ. Занимается музыкой как автор и продюсер.
Тихонович Лидия Андреевна.
В 1994г. закончила психолого-педагогический факультет Красноярского гос. Университета, в 1999г. - философский факультет МГУ. В 2003г. - аспирантуру философского факультета МГУ, кафедра ИТМК. В 2005г. защитила кандидатскую диссертацию по философии на тему «Опыт исследования практики арт-терапии в ХХ в. Игровой контекст современного искусства». Доцент кафедры философии МАРХИ. Также работает психологом в гимназии «Утро», занимается арт-терапией. Сотрудничает с «CAF» (Charities Aid Foundation - Британский благотворительный фонд).
[1] Именно Германия была пионером европейской музейной педагогики, впервые введя в обиход и сам термин «музейная педагогика», начав издавать журнал «Музеумкунде» и сделав образовательную деятельность музея «объектом научного исследования».
[2] С конца XIX века в США начинается превращение музеев в «образовательные центры». Основанные сначала на представлениях о «практической полезности» («внедрение искусства в жизнь» как средство улучшения качества индустриальных предметов, благоустройства города и т.п.), они со временем пришли к идее «эстетического воспитания», и трансформировались к 30-40-м гг. в «свободные неформальные арт-колледжи» (Т.Лоу, цит. по Столяров Б.А., 1999, с.21).
[3] Государственный Русский музей первым в стране разработал экспериментальную программу творческого развития детей «с проблемами» в условиях художественного музея, получившую название «Шаг навстречу» (Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. 1997). Толчком к развитию этой программы послужили выставка творчества детей с «особенностями развития», организованная в 1991г. и проведенная в ее контексте международная конференция по вопросам социальной адаптации и творческой реабилитации детей «с проблемами», в которой приняли участие педагоги, художники, психологи, психиатры различных стран.
3 Братья были так близки, что Лев Выготский в начале 20-х годов даже изменил “д” в своей фамилии на “т”, «чтобы как-то различаться с Давидом Исааковичем» (Эткинд А.М., 1996, с.282) Биографию Д.И. Выгодского см.: «О Давиде Выгодском - переводчике “Голема”», (Шаглина Р., 2000).
[5]Александер работал непосредственно с Беннетом, сейчас с Институтом сотрудничают его ученики.
[6]Фельденкрайс и по сей день принимает участие в институтских учебных программах.
[7] Рассмотрение проекции исключительно в качестве механизма защиты “Я” было в дальнейшем определено как “классическое” (Murstein, B, Pryer, R.S., The concept of projection: a review. I.: Psychol. Bull., 1959, 25, 353-374).