Ликбез в деталях: Муглы

Mar 16, 2014 22:33


«О, ты действительно много знаешь, брат!» - «О да, я знаю…»
(Могстер и его брат. Qu's Marsh, Final Fantasy IX)

Маскот - штука архетипическая, как, скажем, либерализм. Сколько ни пыжатся одни разглядеть всю её меркантильную сущность, сколько ни используют другие её в своих корыстных интересах - ты понимаешь, что эта штука (как маскот, так и либерализм) всегда, зараза, остаётся выше, глубже и больше, чем вся эта идеологическая и коммерческая возня. Хоть и придумали её люди, но есть в ней что-то такое… вечное. Бездна, которая вглядывается в тебя. Добрая бездна.



Сегодня мы поговорим как раз о такой бездне. Кавайной, пушистой, с красным помпоном на ниточке. Поговорим о бездне, без которой невозможно представить мультивселенную Final Fantasy. Сегодня у нас муглы, друзья!


От истории к истории, от мира к миру, муглы участвуют в перипетиях Последних Фантазий с разной интенсивностью и степенью вовлечённости, но никто так не связан узами ассоциаций с игрой, как они. Разве что, старина Сид да чокобо, но о них как-нибудь в другой раз. Мы говорим партия, подразумеваем - Ленин. Мы говорим муглы, подразумеваем - Финалка. Даже несмотря на то, что в самой первой игре никаких муглов не было и в помине. И даже во второй! В набросках фигурирует загадочный народец клайоны, заселяющий холодные, северные земли Final Fantasy II. Однако клайоны, вместе с многими другими существами, остались только в эскизах: вместо них в игру попали бобры, позаимствовавшие у будущих муглов историю и спрайты.




Впервые полноценные муглы появляются в Final Fantasy III как телохранители древнего колдуна Доги, умные, расторопные и с небывалой магической мощью. В те далёкие времена муглы ещё не научились говорить «Купо!» и просто мяукали (някали! Самураи не мяучат, а някают!), как бы намекая нам на свои кошачьи корни. Кстати, несмотря на внешнее сходство с котятами, этимологически муглы совсем иной природы: считается, что японское слово モーグリ (Mōguri) - это комбинация крота (mogura) и летучей мыши (koumori). От последней ребята явно заполучили лиловые крылышки, а вот для рытья подземных нор белая шуба, пожалуй, не лучший вариант. Миллерам и Проппам будущих лет придётся изрядно поломать голову над этими вопросами.




Так или иначе, муглы, совершив уверенный дебют, внезапно пропускают четвёртую Финалку, чтобы появиться в пятой части. Здесь у них пока ещё неканоничные, вертикально-голубые глаза, но зато их уже целая деревня, затерявшаяся в зелёной листве! Здесь муглы наконец-то начинают говорить «Купо!», правда… только «Купо!» и ничего больше, предпочитая в основном телепатию. И здесь герои игры впервые примеряют костюмы муглов на себя, чтобы добраться до сундука с сокровищами в этой самой деревне.




В шестой части муглы заявляют о себе в серьёз. Они живут в шахтах Нарше, стараются прятаться от людей, однако, в трудную минуту приходят непутёвым человекам на помощь. И наконец-то за муглов здесь можно играть!



Великолепный и неподражаемый Мог - для своего народа практически как Моисей. Путём усердных медитаций и сновиденческого общения с громовержцем Раму, он освоил человеческую речь и оказывается не только единственным муглом, разговаривающим с людьми и не сторонящимся их, но и единственным муглом, который остаётся в живых после Конца Света. Мог по профессии Танцор и могущественный Геомант, у него самые высокие показатели защиты в игре и он ловко фехтует копьями и кинжалами. Впервые у Мога и его соплеменников здесь появляется новая физиогномическая черта, которая впоследствии станет характерной для муглов: кавайно прищуренные глаза ^_^



Культурное наследие Мога оказывается таким мощным, что в Final Fantasy VII все муглы называются могами. Правда роль их здесь крайне незначительна по сравнению с предыдущей частью игры: чаще всего, моги здесь - это непосредственно маскоты, рекламные куклы, маячащие то тут, то там, при аттракционах или игорных заведениях. Красные помпоны исчезли с макушек, видимо, чтобы посетители заведений их не отдирали. Кэт Сит, один из протагонистов игры (морально противоречивый, но мне чрезвычайно симпатичный), путешествует верхом на громадном шагающем автомате для гадания, выполненном в виде сильно растолстевшего мога.



Наметившийся в Семёрке закат мугловой цивилизации усугубляется в следующей серии игры. Муглы здесь вообще становятся художественным вымыслом и поэтическим пассажем. Единственный мугл, появляющийся здесь, так сказать, в натуре - это МиниМог, псевдохранитель. Он не только лишён красного помпона, но и совсем уж становится похожим на котёнка.



Но самая тёмная ночь - перед рассветом: этот исторический спад предвосхитил самый мощный и пышный праздник муглов за всё существование Последний Фантазии.



Final Fantasy IX - это, вне всякого сомнения, золотой век муглового общества. Культурным центром в Девятке является деревня суммонеров Мадайн Сари (да, друзья, это почти украинское название!), где муглы помогают шестилетней девочке не только призывать высшие силы, но и писать любовные послания хвостатым героям.



Помимо столицы, муглов теперь можно встретить повсюду: они исследуют древние развалины, размышляют о судьбах мира в бочках и горшках, постигают сложные техники на болотах Ку и даже подрабатывают сейв-поинтами, скрупулёзно записывая игровой прогресс пером в здоровенный фолиант.



Это настоящий Ренессанс. У муглов даже имеется собственная, опутывающая своими щупальцами всю Гайю, почтовая сеть Могнет (правда, в связи с глобальной поломкой центральной почтовой машины, письма муглов друг от друга доставлять временно приходится главным героям игры).



Красные помпоны, как гусарские султаны, снова горделиво реют над мимимишечными мордашками, а самих муглов теперь много - и они разные, как никогда. Наиболее значимых для истории имеет смысл вспомнить поимённо.



Имя великого Мога на этот раз носит мугл-девочка, лучшая подруга Эйко. У неё большой мохнатый воротник и оранжевый помпон вместо красного. В критический момент, когда злобные клоуны Зорн и Трон похищают Эйко и утаскивают её на гору Гулуг, замыслив недоброе и практически педобирское извлечение из девочки эйдолонов, Мог входит в транс, превращается в гневного зверя Мадина, самого могучего из Эйковых хранителей, и даёт негодяям отпор.



Артемисион одержим красотой своего меха, который у него фиолетовый и полосатый. Чтобы щеголять ещё пуще, он набриолинил себя маслом, которое использовалось в главной почтовой машине Могнета, израсходовал всё масло без остатка, сломал машину и переложил ответственную миссию по доставке мугловой почты на Зидана.



Стильцкин (судя по всему, названный в честь Румпельштильцкена, но мало имеющий общего с мифологическим трикстером) - знаменитый путешественник. У него золотистый мех, леопардовая бандана на голове и рюкзак-колобок за плечами, набитый припасами и картами до отказа. Он исходил всю Гайю, герои постоянно встречают Стильцкина в самых неожиданных местах, и всякий раз у него есть, что рассказать и что предложить.



В муглах Девятой Финалки, в их подаче, в их обществе есть что-то свифтианское, а скорее даже антисвифтианское. Если Джонатан наш Свифт преподносит фантастические свои народы в сатирическом ключе, то Итахана Тосиюки рисует в своих муглах то, каким должно быть человеческое общество. Муглы Девятки - это, в своём роде, люди Возрождения: пытливые, любознательные, верные, храбрые, свободные, умелые, разносторонние, но лишённые угрюмого имперского пафоса и не боящиеся смеяться над собой.



На этой возвышенной ноте давайте отвлечёмся от генеральной линии нумерных, так сказать, Финалок и посмотрим, что происходит с муглами на побочных ветках разлапистой, как акация, франшизы. Оказывается, и эти ветки муглы облюбовали, как толстые карастели.


В серии игр Final Fantasy Tactics они проходят победоносный путь от одиночного суммона, призываемого в оригнальной игре для лечения соратников при помощи заклинания: «Kupo! Round and round you go! Moogle!», до вполне себе играбельных персонажей в Tactics Advance и Tactics Advance 2. Здесь муглы особенно хороши в инженерном деле и эквилибристике, поэтому и профессии выбирают подстать: например, Специалист по Кремневым Замкам или Жонглёр. События серии разворачиваются в мире Ивалис, и потому здешние муглы (начиная с Tactics Advance) обладают уникальной физиологией: уши их длинные, как у зайцев, помпоны - увесистые и мохнатые, и сами ребята - постройнее. Многих из них (например, Монблана) мы ещё встретим.



А в серии Final Fantasy Crystal Cronicles муглы, наоборот, толстые, румяные, похожи на объевшихся коал и… зачастую безрукие. Они обитают здесь в различных подземельях и всячески оказывают героям посильную помощь: обеспечивают подземную логистику, открывают миниигры, возводят сооружения и (те, что с руками) приторговывают в магазине.



Торговлей промышляют и муглы в первой и второй играх Dissidia Final Fantasy, поставляя необузданным файтерам Космоса и Хаоса снаряжение и способности. Только выглядят они здесь блекловато: мелкие, с огромным клоунским носом.



Но вернёмся к основной линии Финалок. Конечно, повторить величественный успех девятой части цивилизация муглов уже не смогла. В Final Fantasy X муглы вновь - несуществующие порождения народного мифотворчества. Волшебница Лулу, модная чуть более, чем загадочная, использует в бою драчливые игрушки, некоторые из которых - куклы-муглы.



В онлайновой одиннадцатой части муглы - хоть внешностью своей очень напоминают о золотом веке муглового царства - закоренелые домоседы. Здесь они налаживают быт, садовничают, завхозят по-немногу, а по праздникам координируют внутриигровые ивенты.



Двенадцатая Финалка вновь отправляет нас во вселенную Ивалиса, и муглы здесь вновь похожи на Степашку, из Спокойной ночи, малыши!, особенно Ноно, брат того самого Монблана.



Вполне в духе остальных жителей Ивалиса, муглы очень любят многослойные и разнообразные наряды, равно как и затейливые атрибуты.



Пожалуй, после своих собратьев с Гайи, муглы Ивалиса - самая высокоразвитая цивилизация красных помпонов. Они держат ранчо чокобо, работают механиками на воздушных кораблях и телепортационных системах, а Монблан даже возглавляет один из охотничьих кланов.



Ивалийские муглы на сегодняшний день - последняя яркая вспышка в истории народа. К сожалению, тринадцатая часть Final Fantasy во всём своём троекратном воплощении превращает когда-то блистательный этнос в шутку.



Сначала - это просто вывеска на магазине, очертаниями отдалённо напоминающая нам о Crystal Cronicles, потом это странный спутник Сэры, превращающийся в многофункциональный перочинный нож, а потом вот это…



Грустно, очень грустно…

Есть муглы и в последней онлайновой Финалке, там даже есть Добрый Король Муглов Мог XII-й, выступающий в качестве босса.



Но все они кажутся здесь уже немного того… generic, как это принято называть. Вершинами развития краснопомпонных пушистиков по-прежнему остаются шестая, девятая и двенадцатая части основной серии. Но я по-прежнему верю (хоть и громоздко нависающая на сериалом тень Тецуи Номуры силится убедить нас в обратном), что рано или поздно муглы вернут себе былое величие и можно будет снова, как в детстве, погрузиться в добрую ренессансную сказку, купо.

Купо.

____________

Прошлые выпуски:
Ликбез в деталях: Бархатная комната

ps3, art, игры, anime, дизайн, ps2

Previous post Next post
Up