Где-то под кожей современного искусства - Часть 3 (О внутреннем противоречии)

Dec 22, 2015 11:05

Раз уж завёл тему про современное искусство, надо подводить её к какому-то завершению. Мой тезис предельно прост: люди, именующие себя актуальными художниками, акционистами и прочими представителями нетрадиционного искусства, словом, все они - игнорируют содержание современности в том самом искусстве, к которому тянут свои жадные самолюбивые руки.



Современность - вообще трудное понятие, неразрывно связанное с целой эпохой развития Европы, длившейся века так с семнадцатого и до недавнего времени. До создания Советского Союза, до окончания его существования, до бомбёжек Югославии, до взрыва Международного торгового центра в США… есть разные точки зрения на этот счёт.

Я же говорю, что в современном искусстве (по-настоящему современном в простом смысле этого слова) есть реальное внутреннее противоречие, да ещё и не одно. И игнорирование противоречий не делает никакого одолжения чутью акционистов. Это третий пост, в котором я буду говорить о рынке, о художественном конвейере и об игре в бисер. Первый пост был о Павленском по преимуществу. Второй - о первом противоречии, которое я назвал, вслед за Пушкиным, проблемой Поэта и черни.


Современность чертовски не осмыслена, не имеет определённых очертаний, если не считать такими очертаниями постоянное «ПутинПутинПутин» по любому поводу буквально.

Между тем, акционизм, я настаиваю, предельно рационален. Собственно, это процесс создания чего угодно, взятый сам по себе, без целей, без содержания, без глубины. Да, при этом демонстрация художественной «кухни», вполне способна преследовать собственные цели. Например, политические. И, в основном, только их она и преследует, не будем лукавить.

По определению, «кухня» (или мастерская) может быть любопытна другим художникам. Подглядеть, подсмотреть, сравнить и т.д. Искусствоведение - было и остаётся таким способом всмотреться в эту мастерскую, затем вполне резонно изучать биографию художника, этапы «его жизненного и творческого пути», осмыслять символизм его произведений… И, конечно, имеет место борьба художника с теми, кто за ним пытается подглядеть. На мой сугубо личный взгляд, произведения вроде «Чёрного квадрата» возникают не в последнюю очередь именно в результате такой борьбы.

Борьбы с публикой, разумеется. Публика, если бы мы посмотрели на неё, как на явление, всегда статична, инертна, она жаждет развлечений, увлекательных историй, сочных, но уже отработанных схем, мастерства исполнения. И, соответственно, чем проще публика, тем проще требуемое мастерство.

Искусство, как принципиально - только мастерская - это интересный ход, действительно свежий для своего времени. Однако, согласитесь, что не всякая мастерская будет интересна. Во-первых, потому что не ясно, что именно тут происходит. Творческий беспорядок совсем не способствует пониманию задумки. А во-вторых… во-вторых, «когда б вы знали, из какого сора…» К чему демонстрировать именно сор, если умеешь показать то, что ты вырастил? Если только и правда вырастил, если только…

Но в том-то и дело, что возможность «выращивать» теперь даётся поразительно легко. Однако же, качества выращенного нет, как нет. Потому что нет чутья, нет ощущения современности (или вообще действительного мира), в то время, как на пороге новейший соцреализм. Радикальный, подчеркну я. Просто потому что разнообразное фэнтэзи уже в печёнках сидит.

Рынок, на который работают акционисты, - это нечто совсем неприглядное. Алчный, жадный, горделивый - всё это можно сказать одновременно и про «творца», и про «зрителя». Искусство теперь официально удовлетворяет потребность в чванстве. И какой-нибудь очередной искусствовед заявляет между делом, что люди делятся на противных мух, которые не понимают ничего, и прекрасных пчёл, которые рассуждают о высоком.

Почему «высокое» подразумевает регулярное поджигание чего-нибудь и систематическое нарушение общественного порядка не понятно, но только лишь мухам.

И понятно, для того, чтобы всерьёз рассуждать обо всех этих акциях, разгадывать их смысл и спорить об их символизме, нужно быть какой-то невероятной пчелой. Потому что нормальным людям это не должно быть интересно. Потому что нормальные люди - не часть публики 24 часа в сутки и не ждут только развлечений. Они иногда ещё и работают. А ещё у них есть родные и близкие - вообще другие люди, которыми они, нормальные люди, реально занимаются.

А ведь доступность технических и программных средств создания и фиксации разного вида творчества должна была бы создать вообще иной конфликт. Уж точно не между мухами и пчёлами (они же «ватники» и «либералы», они же «быдло» и «активные граждане», они же большинство и меньшинство), а между творцами и исполнителями.

Да-да, это и есть основное внутреннее противоречие современного искусства, на мой взгляд.

Впервые в истории этот спор (а он не нов) мог бы получить такое воплощение, что его разрешение вообще не было бы предрешено. То есть, конечно же, я надеюсь, что спор этот решился бы в пользу творчества, но это надежда, вера (любовь?), а не точное знание.

Мастерство исполнения реально могло быть доведено до невероятных пределов - до таких, когда исполнитель способен был затыкать сочинителей своими интерпретациями. Своей «игрой в бисер» - весьма удачное название, между прочим.

Да, Гессе не писал о технических новшествах новой эпохи, но определённо он предчувствовал этот конфликт, уже существовавший в течение истории человечества, но накалившийся невероятно именно в двадцатом столетии, как никогда прежде.

И это нужно было постараться, чтобы похерить весь этот конфликт в череде бессмысленных акций, инсталяций и перформансов, где куда важнее болезненная личность треклятого художника, чем содержание нашего времени.

И есть ещё одна важнейшая вещь, связанная с нетрадиционным искусством, которую я оставлю на закуску, и тем, думаю, завершу этот свой сериал, и без того основательно затянувшийся.

Война с культурой, Критические заметки, Ценности, Болото белых лент

Previous post Next post
Up