Византийская философия об универсалиях.

Oct 13, 2011 23:51

Благодаря любезной помощи уважаемого Анонима читаю статью Катерины Иеродиакону "Metaphysics in the Byzantine Tradition: Eustratios of Nicaea on universals ( Read more... )

Ларше, Сущность и ипостась, Бальтазар, Де Любак, Лурье

Leave a comment

birr October 16 2011, 10:54:33 UTC
И кстати я не понял: так Вы согласны с тем, что дискурс Дамаскина в ТИПВ 55 не совпадает, но наоборот противоположен аммониевской парадигме троякого существования универсалий?

Reply

alexandrg October 16 2011, 11:14:13 UTC
+++аммониевской парадигме троякого существования универсалий+++

Дмитрий, а как Вы сами понимаете эту аммониевскую парадигму?

Reply

birr October 16 2011, 11:23:34 UTC
ну, сама-то парадигма еретическая, ясен пень. т.к. она предполагает вечное существование мира. и те, кто ее придерживаются - еретики :) но она может быть понята и по православному.

существуют ли в Божием уме универсалии, или нет, я не знаю. поэтому сам я не знаю, стоит ли разделять православное понимание этой парадигмы. по кр. мере, ничто не обязывает ее принимать (в православном понимании), и ничто не обязывает не принимать.

а Вы как думаете?

Reply

birr October 16 2011, 11:25:36 UTC
в смысле: ничто не обязывает ее (даже в ее православном понимании) принимать, и ничто не обязывает не принимать.

Reply

alexandrg October 16 2011, 11:33:42 UTC
+++ну, сама-то парадигма еретическая, ясен пень.+++

Я спросил, как Вы ее понимаете, а не как Вы ее оцениваете.

+++а Вы как думаете?+++

Как я могу Вам ответить, если пока не понимаю, что Вы имеете в виду под аммониевской парадигмой и ее православной версией? :)

Reply

birr October 16 2011, 11:43:19 UTC
так про это у меня в статье есть :)
аммониевская парадигма такая: общее существует 1) в Боге существует общее (платоновские) идеи, 2) в вещах, и 3) после вещей для нас.
эта парадигма может быть понимаема в разных смыслах по кр. мере по двум измерениям: 1) как мы понимаем общее в виде идей в Боге: а) так что это платоновские идеи (собственно аммониевская парадигма), отсюда следует вечность мира, либо б) идеи понимаемые напр. как логосы в смысле МИ (православное понмиание); 2) как мы понимаем существование общего в вещах: а) в смысле Филопона, б) в смысле ИД, в) в смысле Итала, г) в смысле коллектио, ну и наверное можно можно еще всяких вариантов придумать.

Reply

alexandrg October 16 2011, 15:10:37 UTC
+++так про это у меня в статье есть :) +++

Да, я уже и сам сообразил. :)

+++1) как мы понимаем общее в виде идей в Боге: а) так что это платоновские идеи (собственно аммониевская парадигма), отсюда следует вечность мира,+++

Но если допустить, что эти идеи сотворены, то каким образом "отсюда следует вечность мира"?

+++а) в смысле Филопона, б) в смысле ИД, в) в смысле Итала, г) в смысле коллектио,+++

А можно каждый из этих вариантов кратко объяснить? Или дать ссылку на тот текст, где Вы это уже сделали?

Что касается обязанности принимать учение о существовании универсалий в Божием уме, то, если подходить к православной традиции формально, такой обязанности, насколько я знаю, нет. В то же время отрицание этого учения, на мой взгляд, может очень легко вывести за ее (традиции) пределы.

Reply

birr October 16 2011, 15:26:02 UTC
1. *если допустить, что эти идеи сотворены, то каким образом "отсюда следует вечность мира"?
-------------
ниоткуда, но это уже не будет собственно аммониевская парадигма.

2. что-то я пишу об этом в своей но статье.
Филопон: в каждом единичном существует часть общего; ИД: в каждом единичном - общее в его целостности; Итал: в каждом единичном общее преломляется в соответствии с этим единичным; коллектио: общее это сумма единичных.

3. *В то же время отрицание этого учения, на мой взгляд, может очень легко вывести за ее (традиции) пределы.
-----------
каким образом? вот, Дамаскин отрицал, и ничего :)

Reply

alexandrg October 16 2011, 15:49:11 UTC
+++ниоткуда, но это уже не будет собственно аммониевская парадигма.+++

Т. е. "аммониева парадигма" предполагает, что идеи не только НЕ сотворены, но и, существуя в Боге, НЕ являются какими-то Его проявлениями?

+++Филопон: в каждом единичном существует часть общего;+++

А где же тогда существует общее в его целостности?

+++Итал: в каждом единичном общее преломляется в соответствии с этим единичным;+++

А где оно существует, помимо и до преломления в единичном?

+++коллектио: общее это сумма единичных+++

По-моеум, это скорее целое, чем общее.
А кто, интересно, придерживался такой позиции?

+++ вот, Дамаскин отрицал, и ничего :)+++

А Вы что именно имеете в виду? Я не припомню, чтобы у Дамаскина встречалось такого рода отрицание.

Reply

birr October 16 2011, 16:08:54 UTC
1. Я не специалист в Аммонии, но насколько я понимаю, он не был христианином, и поэтому как-то так, да.

2. Так Филопон, также как и Дамаскин, не признавал общее до единичного, т.е. они не следовали собственно аммониевской парадигме. У них было только общее в единичном. Я ими иллюстрировал, как могло пониматься общее в единичном, но из этого не следует, что они признавали общее до единичного.

3. Может быть, Филопон также и придерживался. Это непонятный вопрос.

4. См. его ТИПВ 55, там ясно говорится.

Reply

alexandrg October 16 2011, 17:03:13 UTC
4. Можете привести цитату из ТИПВ, 55, где "ясно говорится" о том, что в Божием уме нет никаких универсалий?

Reply

birr October 16 2011, 17:40:56 UTC
про "ясно говорится" это я утрировал в запале :)

я имел в виду, что Дамаскин перечислял троякий вид общего: природа сама по себе; природа, усматриваемая во всех ипостасях; и усматриваемая в одной ипостаси. Здесь есть некая аналогия (не полная) с видами общего аммониевской парадигмы. Но когда Дамаскин отрицает существование природы "самой по себе" это и есть в контексте дискурса видов общего на том техническом языке отрицание общего до вещей.
Я понимаю, что это высказывание еще нуждается в обосновании.
С другой стороны, то, о чем Дамаскин говорит постоянно - что не может быть природы не воипостасной (а ипостаси не воприродной) - и есть, на мой взгляд, лучшее подтверждение того, что Дамаскин признавал общее только в единичном, но не до.

Reply

alexandrg October 17 2011, 04:16:30 UTC
+++про "ясно говорится" это я утрировал в запале ( ... )

Reply

birr October 17 2011, 08:02:54 UTC
Разные, но очень близкие, см.: "Святые отцы... низший вид назвали сущностью, природой и формой" (Диалектика 31; см.: 42 и др.). Вид это и есть универсалия ( ... )

Reply

alexandrg October 17 2011, 09:12:20 UTC
+++Разные, но очень близкие, см.: "Святые отцы... низший вид назвали сущностью, природой и формой" (Диалектика 31; см.: 42 и др.). Вид это и есть универсалия ( ... )

Reply

birr October 17 2011, 09:36:39 UTC
*В некоторых значениях они совпадают, а в некоторых - нет. И в ТИПВ, 55 Дамаскин говорит именно о "естестве", но не об "универсалиях ( ... )

Reply


Leave a comment

Up