Крошечная узловая станция Угловка, название которой знакомо практически каждому, кто хотя бы раз проезжал из Москвы в Санкт-Петербург на поезде, является начальным пунктом небольшого 30-километрового ответвления, связывающего город Боровичи с сетью железных дорог. Эта линия является одной из самых необычных железных дорог России, она была построена одной из первых в стране. В Боровичах и по сей день сохраняется удивительный, старейший в России деревянный вокзал 1876 года, одна из главных достопримечательностей города.
UPD: 9 марта 2015 года поезд отправился с вокзала города Боровичи в последний раз. В качестве причины отмены ОАО "РЖД" называют убыточность перевозок. В настоящее время пассажирское движение по железной дороге до Боровичей не существует, и повторить нижеописанную поездку не представляется возможным.
UPD2: В конце 2018 года пассажирские поезда снова стали ходить в Боровичи. Теперь это не прямой поезд из Москвы, а пригородный Боровичи - Угловка.
Линия была построена в 1874-1877 годах, в период "первого железнодорожного бума" в России. До революции дорога была частной, строилась на средства боровичских промышленников - владельцев завода по производству огнеупорного кирпича. Ровно посередине линии, на 15-м километре, располагалась станция Травково (ударение на второй слог), просуществовавшая до 1994 года; сейчас на ее месте - остановочный пункт. Также в разное время существовали промежуточные станции Корсаковская (10 километр) и Суворовская (2 километр, передаточная с государственной Николаевской дороги на частную Боровичскую). Название последней перекликается с усадьбой великого полководца Александра Суворова "Кончаковское", расположенной в Боровичском районе, но в совсем другом месте. В советское время на линии было развито как грузовое, так и пассажирское движение; курсировали поезда Боровичи - Москва, Боровичи - Санкт-Петербург, Боровичи - Новгород, а также до трех пар пригородных Боровичи - Угловка...
В начале 2012 года началась целенаправленная политика властей Новгородской области по сокращению пригородных пассажирских перевозок. Причина - немыслимые счета по компенсации убытков от этих перевозок в сотни миллионов рублей, выставленные РЖД. Линия Угловка - Боровичи стала первой "жертвой". Впоследствии такая же участь ожидала направления Окуловка - Неболчи, Подборовье - Кабожа - Хвойная, Хвойная - Пестово, Рогавка - Новгород и многие другие. Отменен поезд Боровичи - Санкт-Петербург. Вокзал Боровичей стал принимать не пять поездов ежедневно, а один в неделю - из Москвы. Возможно, что и он под угрозой отмены.
P.S. Спустя почти год после нашей поездки мои опасения подтвердились - поезд был окончательно отменён. Последний поезд Боровичи - Москва отправился 9 марта 2015 года.
P.P.S. Пассажирские поезда покинули Боровичи надолго, но не навсегда. С 24 декабря 2018 года были возрождены пригородные поезда Боровичи - Угловка (одна пара в день), связывающие город с магистралью Москва - Петербург. Жителям Боровичей стало возможным сделать пересадку в Угловке с пригородного поезда на скоростные, а любителям железных дорог - проехать по всей старинной линии в дневное время.
Мы посетили Боровичи во время майских праздников 2014 года и, конечно же, не обошли вниманием железную дорогу. Предупреждаю, что фотографии делались в разное время и даже не в один день.
Вокзал находится на окраине города. Здание состоит из деревянной и кирпичной частей, построенных, что необычно, в одно время. Удивительно - деревянное здание, построенное почти 140 лет назад. Сколько войн, разрух, пожаров оно перестояло и сохранилось почти в первозданном виде! Увы, в 2013 году крыша была заменена на современную черепичную, резко контрастную.
Обратите внимание на резьбу. А ведь станция вначале строилась как исключительно товарная!
Станция является тупиковой (дальше - берег Мсты), пустынная платформа накрыта симпатичным навесом.
Он ровесник здания. Вот дореволюционная фотография. Найдите десять отличий, как говорится.
Уютно сидеть на этих лавочках в ожидании поезда майским вечером...
А в этом здании у самого тупика располагается боровичское линейное ОВД.
Отсюда вышла строгая женщина в форме и сказала стандартную фразу, что железная дорога - стратегический объект, и поэтому фотографировать пути и вагоны запрещено. Требование удалить снимки,
как в московском Новопеределкино, не последовало, и я спорить с ней не стал. Этот странный запрет, не прописанный ни в одном законном документе (касательно любительской фотосъемки), стал для меня лишь сигналом снимать более осторожно.
Пакгауз и водонапорная башня того же времени. Готовый музей железнодорожной архитектуры XIX века! На крайнем пути стоит состав поезда Боровичи - Москва.
Башня крупным планом:
Единственная горловина станции.
Такие ручные стрелки с фонарем, показывающим положение рельсов, можно встретить разве что в железнодорожных музеях и на немногочисленных станциях (в частности, все станции Бологое-Полоцкой железной дороги, некоторые - на линии Москва - Великие Луки - Рига за пределами Московской области). Каждый вечер они зажигаются, создавая неповторимую атмосферу железной дороги. Правда, фонари уже не керосиновые, а электрические (видите тонкий черный провод?). К слову, стрелки с керосиновыми фонарями тоже кое-где на РЖД еще встречаются.
Станция Боровичи уникальна тем, что частично расположена на строго охраняемой территории завода, не имеющего отношения к железной дороге (Боровичский комбинат огнеупоров), проходя через него насквозь. Где-то дальше места на фотографии есть разрыв забора с табличкой "Проход запрещен". Если я не ошибаюсь, что-то подобное имеется в городе Серов на Урале.
Вид на территорию завода с путепровода над железной дорогой.
Спустя некоторое время поезд из семи вагонов подается под тепловозом ДМ62, который проведет его лишь 30 километров - до Угловки. Такое оживление на платформе бывает теперь лишь один раз в неделю.
При этом местных в поезде почти нет, основной контингент - туристы-водники, возвращающиеся в Москву после сплава по Мсте через знаменитые боровичские пороги. Вагоны были заполенены примерно на 80 процентов. Топились, как в старину, углем (ночью температура опускалась до -1 градуса), в них было очень тепло и уютно.
Но подходит время отправления, и поезд трогается в путь.
Click to view
Click to view
Несмотря на достаточно густонаселенную (по меркам севера) местность, линия практически не проходит через населенные пункты. Кругом лишь леса и болота. В большом количестве имеются насыпи и выемки - сказывается рельеф местности, близость Валдайской возвышенности. Поезд движется на крайне малой скорости (по ощущениям - 20 километров в час), периодически резко увеличивая и вскоре уменьшая. Но это не самый медленный поезд РЖД :-)
Стемнело. Поезд делает остановку на бывшей станции Травково и спустя мгновение отправляется дальше, потому что никто не садился и не выходил. Теоретически можно приобрести билет от Травково до Москвы.
Мы посетили Травково за день до этого. Здесь сохранилось станционное здание, платформа и шпалы от второго пути.
Мы вскоре прибываем в Угловку, где меняют тепловоз на электровоз, после чего продолжаем движение уже по скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург...
На станции Лихославль к нашему поезду подцепили группу вагонов Осташков - Москва, и в Москву мы прибыли уже в полном составе. А когда-то этот поезд состоял целиком из прицепных вагонов (Москва - Боровичи, Москва - Осташков через Торжок, Москва - Андреаполь через Бологое, Москва - Бежецк через Бологое). Интересно, что вагоны Москва - Осташков и Москва - Андреаполь отцеплялись на разных станциях и затем встречались на станции Соблаго, следуя в разных направлениях. Но еще более интересная ситуация в расписаниях происходит в настоящее время.
Вагоны Осташков - Москва проходили через Торжок, но были временно отменены на зиму 2013/2014 года. В это время поезд Москва - Боровичи - Москва заходил в Торжок, где локомотив обгонялся, прицеплялся в другой конец поезда, после чего состав отправлялся дальше. Перед майскими праздниками 2014 года осташковские вагоны возобновили. Логично, что боровичскому поезду должны были отменить заезд в Торжок. Но этого почему-то не произошло. В результате этого мы имеем странную ситуацию, когда из Торжка в Москву отправляются два состава в разное время, которые сцепляются в Лихославле и прибывают в Москву уже вместе, а боровичский поезд тратит дополнительное время на заезд и смену направления движения.