Временами я чувствую себя слоупоком. Купил интересную тактическую пошаговую РПГ. Наиграл в неё достаточное количество часов. Игра понравилась. Решил написать обзор. Пока писал обзор, вышла вторая часть! Графика лучше, разработчик наобещал всего и побольше. Однако что делать с обзором? Видимо, стоит его опубликовать.
Самое главное, что следует знать о Blackguards, это серия игр является компьютерной адаптацией настолки Dark Eye (или Das Schwarze Auge на языке оригинала) . Dark Eye относительно малоизвестный (в России) конкурент Dragons and Dungeons.
Что такое настольная РПГ? Это пухлая книга с правилами, а также обилие кубиков с несметным числом граней. Графика, сюжет и всё остальное являются вторичным продуктом. Поскольку правила Blackguard сильно измениться не могут (игра по настолке), то большая часть того, что я собираюсь рассказать о первой части, будет актуальна и для второй. Получается, мой обзор не потеряет смысла (чем я и намерен себя утешать).
Итак, сегодня я хочу рассказать о Blackguards.
1.Сюжет и глобальная карта.
Героический путь к героизму начинается в Blackguards с побега из тюрьмы. Это баян! И даже не просто баян, а баянище! Но так уж повелось в компьютерных играх. Избранные из «древних свитков» заложили приставучую традицию. Предсказываю, в скором времени титул Избранного будут выдавать только при предъявлении справки об отсидке и успешном побеге. Справку необходимо будет заверить у начальника тюрьмы за минуту до его скорбной и безвременной кончины. Обязательно с печатью! Иначе очередной тайный орден по спасению мира не согласится признать героя Избранным и снабдить его сверх способностями.
Впрочем, допускаю, что в случае с Blackguards я оказался предвзятым. Это же адаптация настолки, а-ля D&D! И никаких сверх способностей здесь иметь не положено. Только прокачка на базе общих правил, по лекалам которых выучились и враги.
Похоже, в Blackguards наши герои взаправду оказались жертвами судебного произвола. Иначе, как объяснить, что в тюрьме маленького городка одновременно оказались аж три ни в чём неповинных человека?! Вернее, двух человек и гнома.
Первый герой - дварф Наурим, стал объектом расовой дискриминации. В тюрьму его посадили только за то, что он чёрный гном. Правда, стражи порядка утверждают, будто упекли его за поджог таверны. Факт своего деятельного участия в поджоге Наурим не отрицает, однако, у гнома имелась веская причина. На таверну должен был напасть злой дракон, поэтому её следовало сжечь заранее, чтобы люди успели спастись. Стражники, как водится, не стали ни в чём разбираться. Да и дракона, кроме Наурима, никто не видел. Скорее всего, крылатый ящер использовал заклинание невидимости.
Второй герой - Зурбаран, также попал под раздачу из-за нелюбви местных расистов к инородцам. Зурбаран - волшебник, искатель высшего знания; а в страну его привела врожденная страсть к путешествиям. Впрочем, стража упекла Зурбарана в тюрьму за чересчур близкое общение с молодой баронессой. Они сошлись на теме взаимного межкультурного обмена. Но влиятельной семье баронессы это не понравилось.
Наконец, третий герой - это созданный игроком персонаж. Стражники обнаружили бедолагу в лесу, рядом с трупом принцессы. Верным слугой погибшей герой и являлся. Обстоятельства случившегося обвиняемый помнит смутно. В лесу он наткнулся на уже мёртвое тело, в которое вцепился зубами огромный волк. Увы, расследование провели по всем правилам средневекового сыска. Вместо того чтобы поискать следы зубов на трупе или сравнить характер полученных ран со следами на оружии, человека немедленно отдали в руки палача. На допрос, помимо заплечных дел мастера, явился алхимик Лисандр, коего герой считал своим другом. К счастью, персонаж потерял сознание раньше, чем успел подписать акт о чистосердечном признании и придумать имена сообщников. А оные имена с него очень активно выпрашивали.
После бегства героев из тюрьмы быстро выясняется, что Лисандр успел уехать из страны. А ещё одна подруга героя, волшебница Аурелия, бесследно исчезла. В итоге главному герою, в чьи основные служебные обязанности ещё недавно входило лишь вальяжное безделье, да выполнение мелких поручений; пришлось пуститься в бега в поисках правды.
Позднее к команде искателей приключений присоединится эльфийка-наркоманка Ниам, задолжавшая серьёзным людям серьёзные деньги за давно использованную дурман-траву.
Вот такую команду «благородных» искателей приключений придётся возглавить игроку. В целом, Вселенная Dark Eye является отдельным проработанным сеттингом не хуже, чем Forgotten Realms в D&D. Желающим ознакомится с миром Dark Eye, его государствами и народами, лучше сделать это самостоятельно. Благо, литературы на эту тему должно хватать. Опять же по Вселенной созданы другие компьютерные игры. Например, Drakensang.
Для Blackguards следует отметить относительную нелинейность сюжета. В момент написания настоящего обзора я ещё не успел пройти игру до конца, но судя по всему, альтернативных концовок сюжет не предусматривает. В начале игры события развиваются линейно, с минимумом второстепенных заданий. Однако с началом третьей главы игра раскрывается. Второстепенные задания не то, чтобы сыплются из рога изобилия, но их хватает. Глобальная карта в игре служит не только в качестве красивой декорации.
В отличие от большинства партийных тактических РПГ в Blackguards игрок может увидеть своих персонажей только в режиме боя. Ну, или в меню выбора инвентаря. Игра состоит из двух фаз: тактический бой и путешествие по глобальной карте.
Прибыв в любой населенный пункт, игрок увидит не здания с высоты птичьего полёта, а что-то на подобии интерактивного рисунка, в который можно «потыкать» мышкой, как в каком-нибудь квесте.
Как ни странно, мне данная система понравилась. В играх, вроде, Baldurs Gate или Dragon Age много времени занимают постоянные «кругаля» по рыночной площади. Пришёл к торговцу волшебными стрелами, затем через пол карты идёшь к алхимику, затем к кожевнику и т.д. Здесь никуда ходить не надо. Ткнул в персонажа курсором и начал разговор. Все жители деревни как на ладони. Так же принимаются и сдаются квесты. Выглядит неказисто, но по факту удобно. Игрок, либо сражается на тактической карте, либо разговаривает с NPC. Переход из одного состояния в другое занимает минимум времени. Только опробовав систему, понимаешь, насколько сомнительным удовольствием является процесс, вида: «А теперь нам надо перейти за край локации». Выход на глобальную карту (если ограничение не установлено сюжетом) осуществляется мгновенно через иконку «дверь» вверху экрана.
2. Тактические сражения.
Фактически каждая битва представляет собой своеобразную мини-миссию. Игрок получает квест, и на глобальной карте появляется новая точка. После прибытия на место искателям приключений, вероятно, попытаются настучать по зубам, т.е. будет загружена карта боя.
Здесь всё стандартно для пошаговых РПГ или стратегий. Со-партийцы и их противники появляются на небольшой покрытой гексами локации. Персонажи совершают действия в порядке своей инициативы. С помощью кнопки «space» персонаж может перейти в режим ожидания, тогда его очередь ходить сдвинется в конец шкалы инициативы. Кнопка «enter» позволяет полностью пропустить ход. Всё просто и интуитивно понятно. По большому счёту тактические бои в Blackguards напоминают сражения в том же Heroes 5 или
Эадор.
Битвы в Blackguards добротные и интересные. Искусственный интеллект действует вполне адекватно. Противники активно используют заклинания и спец. способности, часто применяют волшебные зелья. Однако боевая система в Blackguards имеет ряд особенностей. Я бы хотел отметить следующее:
- Любое действие может быть выполнено с определенным шансом. Даже произнесение заклинаний. Чем выше уровень навыка, тем лучше; но шанс успеха никогда не равен 100%. То есть даже самый опытный волшебник может совершить ошибку в произнесении самого простого заклинания. Воины регулярно мажут по противнику при шансе попасть в 95%.
- Аналогично урон. Так как Blackguards - это адаптация настолки, то в расчёте повреждений не обошлось без кубиков. Надпись - «1D6+3» на оружии означает, что показатель урона равен броску шестигранного кубика плюс три единицы. Итого: урон варьируется от 4 до 9 очков. Соответственно, периодически грозный воин с двуручным топором наносит меньше урона, нежели хрупкая эльфийка перочинным ножиком. Играя в подобные игры (например, посмотрите
мой обзор на Shadowrun Retuns) я даже разработал концепцию альтернативной теории вероятностей, с которой можно ознакомиться
тут. К сожалению, признавая «гениальность» моих научных выводов, читатели не спешат переходить от стадии «признания» к стадии «спонсорская поддержка молодого таланта». Ну, да я отвлекся. Вернемся к игре.
- Разнообразие в бой привносят интерактивные объекты. На врага (или себе на голову) можно уронить ящики, бочки и даже осиное гнездо, сбив последнее метким выстрелом из лука. Чтобы подсветить интерактивные объекты необходимо нажать клавишу «V». К сожалению, временами непонятно, в какую именно сторону обвалится гора бочек. Узнать что-то конкретно можно только методом «научного тыка». Учитывая, что во время боя нельзя сохраняться (да-да! Метода: сохраниться - нанести удар - перезагрузиться; здесь не канает) временами рисковать просто не хочется!
- Интересной особенностью является то, что персонажи мешают друг другу. Т.е. лучник или маг могут атаковать противника, только если он находится в зоне видимости. Если обзор перекрывает спина союзника, то совершить атаку нельзя. Однако есть одно исключение - это гном! Т.к. Наурим невысокого роста, то стрелять поверх него можно! С остальными со-партийцами такой номер не пройдёт. Указанное обстоятельство делает гнома идеальным танком. Выражение: «Пули Стрелы свистели над головой!» подходит ему, как нельзя лучше.
- На поле боя можно расставлять ловушки. Враги тоже активно этим занимаются, причём заранее! Зачастую поле боя «заминировано», поэтому навык «проницательность» полезно прокачать хотя бы одному со-партийцу.
3. Экипировка и прокачка.
Развитие своего персонажа, т.е. превращение «маленького карапуза» в «эпичного полубога» способного гнуть подковы одним взглядом, есть то, ради чего люди играют в РПГ.
Следует признать, прокачка в Blackguards разнообразная и… сложная! Людям незнакомым с системой Dark Eye я рекомендую, при первом запуске игры не парится с настройками персонажа, а выбрать одну из трёх специализаций: воин, маг или лучник (охотник); позволив игре самой распределить очки опыта. «Запороть» прокачку персонажа в Blackguards легко. В отличие от системы D&D персонажи здесь не растут в уровнях. За выполнение квестов и победы над врагами юниты получают очки опыта. От разнообразия, куда можно вложить данные очки, разбегаются глаза:
Во-первых, за опыт можно поднимать базовые характеристики: сила, ловкость, храбрость и т.д.
Во-вторых, очки опыта тратятся на владение оружием. При этом следует определиться с балансом между атакой и защитой. Играясь с ползунками, можно настроить стиль боя для каждого типа оружия.
В-третьих, очки опыта необходимы для улучшения заклинаний. Всего в игре имеется 24 базовых заклинания. Однако каждое заклинание имеет четыре уровня улучшения. Уровень не только усиливает, но и преобразовывает некоторые чары. Например, огненная стрела до 3-ого уровня лишь поднимает урон, зато на 4-ом уровне маг получает возможность атаковать не одиночную цель, а бить по площади. Анимация заклинаний при этом тоже меняется.
В-четвертых, в игре есть навыки. Не следует их путать с пунктом «во-вторых». К навыкам относятся спец. способности, вроде: «мощный удар» (больший урон при меньшем шансе попадания»), «финт», «прицельный выстрел» и т.д. Выучить навыки можно, только найдя соответствующего учителя.
В-пятых, в игре есть умения. Не следует путать их с «во-вторых» и с «в-четвертых». К умениям относятся «первая помощь» (обращение с бинтами) и «проницательность».
И на всё вышеуказанное тратятся одни и те же очки обучения! С прокачкой в Blackguards явно перемудрили. В D&D гораздо проще. Выбор класса автоматически ставит персонажа на заранее проложенные «рельсы». Дальше можно отклониться на полградуса влево или вправо, выбирая, на посохе или праще будет специализироваться персонаж. Здесь же никто не мешает магу учиться стрелять из лука или ставить капканы. Но если базовое понимание того, что чародею не нужны доспехи, наличествует в головах большинства геймеров, то, как понять, что лучше: «огненная стрела» или «ядовитый плевок»? Здесь помогает только метод «научного тыка». К сожалению, применение метода требует изрядного количества очков опыта (необходимость которых растет в геометрической прогрессии), а растраченные очки опыта игроку никто не вернет. Пройдя большую часть игры, я нигде не обнаружил персонажа, сбрасывающего за деньги навыки.
Отдельно следует поговорить о волшебниках. Заклинания в Blackguards требуют маны. Много маны! Очень много маны!!! Фактически маги в игре представляют собой эдакое двуствольное ружье. Аккурат на два патрона. Два сильных заклинания практически гарантировано уничтожат средней руки противника. А вот дальше, маг стоит и хлопает глазами, регенерируя ману по одной единице за ход. Массовый слив очков обучения в астральную энергию позволяет два выстрела превратить в три. Максимум в четыре. Без мага группе, разумеется, не обойтись. Приходится тратить уйму денег на зелья или наблюдать, как твой чародей с важным видом ковыряет в носу. Можно, конечно, бросить юнита в рукопашную, но это редко заканчивается чем-либо хорошим. К счастью, описанное относится только к «чистым магам». Я (помучившись немного) предпочёл вложить часть очков опыта в развитие лука и стрел. Просто, чтобы персонаж не стоял без дела. Сам удивился, но получилось неплохо! Разнообразие вариантов прокачки пошло игре на пользу. Волшебник, изучивший навыки стрельбы не сравнится с охотником; но выбивать вредную мелочь, когда воины разбираются с сильными врагами, самое оно! Попутно мана восстанавливается.
Можно даже облачить колдуна в кольчужные доспехи, но здесь всё же сделали ограничение. Металлические предметы снижают шанс произнесения заклинаний. Иначе серьёзную группу искателей приключений нельзя было бы отличить от выстроенных в ряд консервных банок.
Что касается экипировки, то нельзя не отметить, что Blackguards - игра жадная до эпичных вещей. Абсолютное большинство предметов являются стандартизированными военными образцами. Такими вещами полагается снабжать солдат-новобранцев, а не команду искателей приключений. Волшебные предметы в игре попадаются редко, и ценятся высоко.
Ещё одна мудреная особенность - это броня, которая не имеет общего показателя защиты. Броня увеличивает сопротивляемость. Например, к колющему, а не дробящему урону. Получается, если персонажа будут бить не копьём, а дубиной, то брони у него нет. Идея здравая; но зачастую сложно понять, какой доспех лучше? Например, рубящим или дробящим уроном бьёт гигантская гусеница?
Важный совет! Сказанное относится не только к персонажам игрока, но и к противникам. Поэтому каждому воину целесообразно вложить очки опыта минимум в два вида оружия. Некоторых монстров гном может «ковырять» своим фамильным топором до бесконечности, без всякого вреда для вражины. Узкая специализация - это здорово, но обидно, когда от персонажа разом пропадает всякая польза!
Это ещё не всё. Броня в Blackguards эффективно играет только, если собрать комплект. Кольчуга хорошо сочетается с кольчужными же сапогами, шлемом и перчатками. Сбор комплекта даёт общий бонус к броне. Поэтому одеваться по принципу «с миру по нитке» глупо.
Ещё одно ограничение связано с использованием зелий. Брать их из инвентаря нельзя, по причине отсутствия в тактической фазе доступа к инвентарю. Зелья персонажи достают из карманов пояса. Самый лучший пояс имеет четыре кармана. Также не следует забывать добавлять стрелы в колчан в минуты отдыха. Сделать это в битве не получится.
При куцем выборе эпичных предметов, денег периодически не хватает. Сами предметы не слишком дорогие, но волшебные книги и зелья стоят, как крыло от самолета. Гильдию алхимиков явно пора де-монополизировать, начав процесс с массового раскулачивания.
4. Итоги
В целом, Blackguards мне понравилась. Хорошая игра! Не дотягивает по уровню до Dragon Age или Divinity Original Sin, но своих денег точно стоит. Blackguards - это продуманная (так как сделана по настолке) тактическая пошаговая РПГ, с относительно нелинейной манерой прохождения.
Из недостатков следует отметить:
- Довольно непритязательная, даже на мой отнюдь не изысканный вкус, графика. Игра довольно бедна в плане изысков. Постоянно попадаются одинаковые портреты среди NPC. В игре есть квест про двух враждующих братьев-близнецов, но портретов оных «близнецов» я по мере игры насчитал гораздо больше, нежели два. Грустно дело обстоит и с созданием своего персонажа. Навыков и характеристик - море бескрайнее, а вот вариантов лица всего пять на выбор, и все шахиды бородатые. Видимо, лозунг разработчиков игры: «Борода - это честь, а усы и у многих баб есть!».
- Корявенький интерфейс. Если в тактической боях всё сделано по уму - для каждого сопартийца имеется панель быстро доступа, куда можно добавлять необходимые заклинания и умения; то вот с торговлей дело не заладилось. Постоянно нужно переключаться с экрана на экран, дабы удостоверится, что покупаемая броня лучше имеющейся.
Помимо всего, хочется отметить ещё одну особенность игры (кто-то может счесть её недостатком, но это на любителя). Дело в том, что Blackguards отличается неравномерной сложностью. Если обычно разработчики стараются повышать сложность постепенно, то здесь полный рандом. Трудные битвы сменяются невероятно лёгкими. Сначала можно крошить врагов в капусту, а затем внезапно завернуть на глобальной карте куда-то не туда и позорно слиться. Как ни странно, мне подобное нравится. Терпеть не могу схему: «ты спишь, а драуг качается», «ты разговариваешь, а драуг качается», «ты взламываешь замки, а драуг качается». Здесь сила монстров является константой. Если рановато взялись за сложный квест, то упс! Особенно это относится к волшебникам. За время прохождения игры персонажам не раз и не два придётся выдержать несколько битв подряд. Без возможности передохнуть. Маги в этом случае быстро сливают все бутыли с маной и превращаются из умелых бойцов в статистов.
Однако всё это мелочи. Если Вы поклонник добротных пошаговых РПГ, то обязательно уделите время Blackguards. Сейчас вышла уже вторая часть, но Вы ничего не потеряете, если начнёте играть с первой.