Как часто вы слышали от людей о том, что у них есть «желание отомстить»? А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что стоит за этими словами сильнейшего желания отомстить, испортить жизнь другому человеку? А о том, чем грозит это стремление самому желающему мести?
Недавно, идя по улицам родного города, я едва не споткнулась о небольшой холмик, оказавшийся… человеком. Это был мирно сидящий на краю тротуара человек с молотком для укладки плитки в руках. И всё бы ничего, если бы этим человеком не оказался мой бывший одноклассник. И не просто одноклассник, а некогда гордость класса. Самый способный ученик, самый целеустремлённый, с большими планами на будущее и возможностями эти планы осуществить.
В школе никто не сомневался в том, что «у этого мальчика всё получится». У него было всё - светлая голова, хорошие друзья, всегда поддерживающие и гордящиеся его успехами родители. Родители у него вообще были образцово-показательными. Они всегда приходили на родительские собрания вдвоём, задавали вопросов больше остальных, интересовались успехами сына, смотрели его оценки. Было заметно, как они горды сыном и какое значение придавали его учебе. Он же, со своей стороны, старался их не подводить, не позорить и каждый раз давать им новый повод для гордости. При всём при этом он был достаточно хорошо социализирован, сверстники к нему относились позитивно. Но такая его жизнь продолжалась недолго… класса до 7-го.
Желание отомстить: и жизни не жалко
Примерно в середине учебного года мы все - его одноклассники, а среди них и друзья - начали замечать серьёзные изменения в нем. Он стал прогуливать уроки, наплевательски относиться к учебе, не выполнял домашнее задание. Каждый день его можно было увидеть в местном интернет-кафе. Позже мы узнали, что там он не в «игрушки играл», как это называли взрослые, а… работал. Для нашего маленького городка было необычным, чтобы ребёнок сам работал. Да и к чему ему это? Родители его были пусть не богатыми, но на должном уровне обеспечивали семью материально.
Он стал заносчивым, начал грубить учителям, чего раньше себе не позволял, так как преподаватели всегда пользовались у него уважением. Абстрагировался от учеников. На вопросы не отвечал, всё говорил, что малы мы ещё для его проблем (он был на год старше нас). В конце концов, сверстники от него отвернулись, учителя махнули рукой, а родители… родители были заняты устройством своей личной жизни. Как оказалось, в этот период отец ушёл из семьи. Да не просто ушел, а тут же обзавёлся новыми детьми.
Сейчас я понимаю, что именно это и стало причиной того, что Павел (так зовут героя этой истории) буквально пустил свою жизнь под откос. Ведь тогда в его голове и появилась мысль - желание отомстить!
В отличие от других наших одноклассников, я на него не злилась за хамское поведение, но жалела его, старалась с ним сблизиться и, если это возможно, оказать какую-то поддержку. Но это было невозможно… На сближение он шёл, даже начал делиться своими «взрослыми проблемами». Как оказалось, всё, что он делал, он делал «ради семьи». Он отказывался от материальной помощи отца, ибо - в своем желании отомстить, он был уверен, что - «от предателя ничего брать нельзя».
А посему он решил сам обеспечивать свою мать и младшего брата. Ради этого он забросил учебу, устроился на работу и взял на себя роль кормильца. Хотя, по большому счету, никто его об этом не просил и никто в его помощи не нуждался.
Об отце он всегда говорил с желчью.
Желание отомстить светилось неистовой ненавистью в его глазах, и при всём при этом смаковал каждую свою двоечку в журнале и запись в дневнике о прогулах и хамстве.
Такое специфическое отношение к учебе, вдруг резко изменившее свой знак с плюса на минус, меня на тот момент очень удивляло. Я продолжала его жалеть, пытаться понять, до тех пор пока он не решил перевести наши дружеские отношения в разряд личных… Тогда-то нашему близкому общению и пришёл конец.
Я ещё долго наблюдала за тем, как он опускается всё ниже, пыталась понять, почему он так стремится испортить отношение учителей к себе - он явно этого желал, но по окончании 9-го класса наши пути разошлись. Я перешла в другую школу, он и вовсе бросил учебу, и много лет мы с ним не виделись. Но я часто его вспоминала. И вопрос, зачем ему это всё было нужно, так и оставался для меня открытым. И только недавно, случайно столкнувшись с ним на улице, увидев его тяжелый взгляд и след глубочайшей обиды на лице, я поняла, что стало причиной его странного стремления испортить свою жизнь, в которой были такие светлые перспективы.
Желание отомстить: особенности психики
Обида на отца - вот что стало причиной всех странностей в его поведении. Отец всегда пытался выработать у него любовь к учебе, прививал ему мысль, что самое главное в жизни - хорошо учиться, ведь тогда он станет умным человеком и сможет найти своё место в жизни.
Он любил сына, действительно любил. Уделял ему много внимания. До сих пор помню, как аккуратно были сделаны его руками обложки для книжек с тонким переплётом - чтобы не истирались уголки.
Хорошие оценки всегда были поводом для гордости отца. Павел знал, что для отца важно, чтобы сын «стал человеком», был лучшим учеником в классе, а по окончании школы поступил в заграничный вуз. А потому, когда отец бросил семью, и
у Павла появилась обида на него и, как стремление выровнять квадрат внутреннего равновесия - желание отомстить. Объектом мести стало самое ценное для отца - учеба, отношение учителей и некогда сулящее быть светлым будущее.
Всему виной - особенность психики Павла. Анальный вектор, который когда-то наделял его способностью усердно учиться, старательностью, усидчивостью, перфекционизмом, перенёсший обиду, теперь заставлял его выровнять своё состояние местью. Все светлые ценности и устремления тут же перечеркнулись черной жаждой мести.
Из желания отомстить он так яро стремился испортить отношения учителей и свой табель с оценками. Конечно, он не осознавал, что всё, что он делает со своей учебой и жизнью, он делает из жажды мести. Он был уверен в правильности своих рационализаций, в том, что ему непременно надо зарабатывать, чтобы обеспечить семью, а потому на учебу времени просто не остаётся. Но истинные причины его поведения скрывались в другом.
Желание отомстить стало руководить им, его жизнь начала развиваться по негативному сценарию, в конце концов, приведя его на обочину тротуара…
Это всего лишь один из возможных примеров того, как плохие состояния наших векторов управляют нами и пишут негативные сценарии наших жизней. А ведь в каждом векторе есть свои плохие состояния, и все они негативно влияют на нашу жизнь. Мы не осознаём, почему она развивается не так, как нам бы того хотелось, почему мы совершаем ошибки, оставляющие глубокий отпечаток на всей нашей жизни, а ведь всему виной - непонимание самих себя, своих свойств, желаний, состояний. И сегодня, когда есть точнейшее знание, позволяющее понимать себя и причины тех или иных устремлений, четко видеть, куда нас ведут наши желания и почему появляются желания, реализация которых способна разрушить нашу жизнь, просто непростительно этим знанием не воспользоваться.
Статья написана с использованием материалов
тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Автор: Алёна Николаева.
Читать также:
Филиппинский фигурист Кристиан Мартинес. Как из болезненного мальчика вырастить спортсмена олимпийца Майдан над Украиной: отравленные колодцы Европы для Иванушки дурачка Осторожно, инфантил! Чем опасны взрослые дети?
Google