В Непал приехала после четырёх недель восстановления от травмы и
недели тяжёлой дороги. Фактически, тренироваться начала заново.
1) Тренировки - опять «восстановительные» и «объёмные». Пульс высокий. Новая акклиматизация. Конечно, я занималась ОФП, даже когда почти не ходила. Но этого не достаточно, чтобы удерживать форму. Потом, в Непале, я три недели непрерывно болела расстройством пищеварения. Это заставляло сильно ограничивать себя. Да что там, я просто лежала не вставая некоторые дни, так что... Учитывая особенности дорог, получился некоторый объём нагрузок в «анаэробной» зоне.
2) Дороги в Непале - отдельная тема. Они появились в стране только в середине 20 века. До этого люди ходили тропами, грузы возили быками. Видимо, опыта дорожного строительства и представления о том, какими должны быть дороги, до сих пор не хватает. Шоссе - замечательные, с хорошим асфальтом и довольно логично спроектированы, но их в стране всего 3. Локальные дороги к деревням - сплошное удивление. Во-первых, они часто идут в гору «в лоб», с сумасшедшими углами наклона. Даже если ничто не мешает сделать пару-тройку витков. Местные по этим дорогам по-прежнему ходят - ездить, видимо, не на чем. Мало что по таким дорогам проедет. Велосипед проезжает, да. Но нигде так часто, как в Непале, мне не казалось, что я сдохну - на подъёме, а на спуске - оторвутся тормоза. Грунтовое катание - охренительное. Каталась просто по грунтовым дорогам, где только возможно, и это было очень интересное, разнообразное и сложное катание. Невероятно довольна! Вокруг Покхары было хорошо тренироваться, потому что каждый раз можно было выбрать новый маршрут, не повторяясь, подобрать разные условия.
НО. Чтобы доехать куда-либо, надо было ехать по городу. И здесь я столкнулась с чем-то, что перевернуло мои представления о мире. Обычно опасность на дороге откуда? От попутного транспорта - частных машин, автобусов, таксистов, мотоциклистов, рикш и повозок (если говорить об Индии, то еще от коров, которые стоят поперёк дороги). Но в Непале опасность была от встречных. Причем реальная опасность. Автобус заходит в лоб, обгоняя повозку на мосту, как будто тебя на дороге вообще не существует. Мотоциклист обгоняет автобус, выезжая ровно на твою траекторию. (Мотоциклист, автобус и повозка запросто могут заниматься взаимным обгоном и одновременно, все вместе.) Легковые часто при виде тебя на пустой дороге занимают её середину, хотя прежде мирно ехали по своей полосе. Остроты ощущениям прибавляет то, что в черте города дороги часто бывают ограничены по краю бетонным рвом (открытая канализация - бетонный желоб глубиной до метра и шириной около метра), так что съезд на обочину невозможен. Съезд в бетонный ров, думаю, мы не рассматриваем.
Но самое неприятное встречное явление - это велосипедисты. У подростков и взрослых (мужчин, конечно - женщины очень мало ездят) это, похоже, национальное развлечение - «брать на испуг». То есть если навстречу едет непалец на велосипеде (а на велосипедах ездят многие, как и в Индии), то 90% вероятности, что он зайдёт тебе в лоб. Остальные 10% приходятся на те случаи, когда он был занят чем-то посторонним и просто не успел тебя заметить. Это было для меня неожиданно. Неожиданно было также для непальцев, что я не сворачиваю и не торможу в таких случаях. В 100%. Поэтому первый же день катания был ознаменован столкновением с подростком на велосипеде. Подростков было пятеро, они перекрыли дорогу шахматным порядком 2 спереди - 3 сзади, и впилилась я в правого переднего, т.е. того, кто ехал по моей - левой для меня - половине дороги. Чего они явно не ожидали. Я была в бешенстве, пинала его ногами, когда встала, и еще минут 10 орала на них на всех. Потому что мне было жалко велосипед, который стоил мне стольких трудов в дороге и так важен для дальнейших тренировок. Таких вещей непальцы не понимают. Потому что они бедные и несчастные, а белым достаётся всё даром и ничего не стоит. Впоследствии была выработана превентивная мера: вилять рулём в сторону велосипедистов (а также мотоциклистов), когда они еще только собираются выехать навстречу. Работало очень хорошо. Но мне это было неприятно.
3) Непальцы, в отличие от индусов, не озабочены сексуально. Пару раз дрочили на меня на дороге, но довольно несмело и смущенно. У них другая фишка - им кажется, что все кругом должны дать им денег. Просто за то, что они несчастны и живут в такой бедной стране (что, если внимательно посмотреть, не правда. Нормальная сельскохозяйственная страна с громадным туристическим потенциалом. Никто не голодает.). По моему мнению, их к этой мысли приучили европейцы, которые под видом разных фондов и полусект-полуфондов делали подачки с целью получения выгод. Непальцы постоянно ждут новых вливаний, без конца бастуют, требуют дотаций от правительства, а в быту - клянчат. Даже взрослые, не говоря о детях. И это кажется им нормой. Мамы учат детей фразам для попрошайничества по -английски. Может быть, они их и в школе на уроках хором заучивают. Слегка напрягает, когда едешь через очередную деревню, и отовсюду сбегаются дети, убежденно требующие денег. Выработала тактику требовать от них чего-то на опережение.
4) Результат - около 600 км, 60 часов, по охренительным дорогам. У меня, наконец, есть дневник. Пульс показателен - во-первых, растренированное сердце в начале. Из дома я выходила, как будто уже еду в подъём. ОФП происходила на крыше дома. Примерно час, две трети которого занимают упражнения для разминки суставов, позвоночника и растяжка (ноги и главным образом мышцы спины), оставшееся время - силовые упражнения для мышц корпуса и внутренней поверхности бедра, удерживающих суставы вместе со связками.
5) Яркие воспоминания от катания - каждый день. Очень красивые горы, интересные дороги.
Общий итог. Накрутила около 2000 км объёма. Это нормальная база для дальнейших тренировок. Особенностью «тренировок» было то, что они выстраивались в значительной мере исходя из местности и обстоятельств.
Опубликовано на сайте redBike 16 июля 2013