Я не люблю гендерные праздники.
И уже достаточно давно.
Первый раз я поняла, что с ними что-то не то, когда 8 марта у нас был обычный учебный нет на
вальдорфовском семинаре Лизы Штёклин
в конце 90-х годов прошлого века.
Я прямо спросила, почему мы занимаемся в выходной день?
И Лиза, дама почтенного возраста, которая многое повидала на своём веку, ответила, что это неправильный праздник, особенно в том качестве, котором его понимают русские.
А в этом году вечером 23 февраля был зум-семинар учителей из Узбекистана и Грузии. И стало понятно, что это наш местечковый праздник, он давно утерял связь с реальностью.
Более того, его соседство с 24 февраля теперь окончательно расставило точки над i.
Я надеюсь у Новой России будут новые праздники. С другими смыслами и другими датами.
Но я сейчас не о праздниках.
Я сейчас о своих невыполненных обещаниях.
Тут я обещала написать о Вере Матюх и Саре Хаффнер.
Их сближает то, что они художницы с непростыми детством и юностью.
А
тут обещала написать о картинах Эрмитажа эпохи 30-летней войны. Такая прогулка у меня случилась там в марте 2022, когда в Петербурге был всплеск протестного движения.
Короче, я Международный женский день не люблю. Но именно к этой дате напишу про женщин. Есть у меня такая тема, которая три года назад появилась
https://klarissa45.livejournal.com/212172.html В первый день весны напишу про Аделаиду Котовщикову. Потому что в воскресенье купила две переизданные книжки. И начала читать книгу, от которой сжимается сердце.
«
Кто моя мама»
Началось всё со списка книг для первоклассников
https://klarissa45.livejournal.com/303479.html Я купила ещё две книжки
https://klarissa45.livejournal.com/516375.html и решила наконец купить книгу «Бабушка, будь моей дочкой».
Заказала на Wildberries новое издание и решила почитать отзывы.
Одна мамочка написала, что книжка про Зойку понравилась ей больше.
Переизданную три года назад Зойку уже почти везде раскупили. Но я нашла остатки в «
Белом кролике». Всё равно в воскресенье ехала в Москву по делам, заехала в Строгино, забрала Зойку.
Обратно в Зеленоград ехала долгой часовой электричкой. Успела прочитать. Книжка понравилась. Очень.
Нашла в Википедии биографию писательницы. Очень мало написано. На других сайтах то же самое.
И тут мне попались
эта статья и эта
подборка постов в ЖЖ
https://com-2.livejournal.com/profile Нашла ещё таблицу умножения на девять, про которую писательница написала в одной из своих книг
...Если бы ты знал, до чего я не терплю считать! Таблицу умножения на девять до сих пор не могу как следует запомнить.
-На девять?-воскликнул Матвей.-Но ведь как раз на девять и запоминать не надо. Умножение на девять просто видно.
-Видно? Ты в своем уме?
Давно уже Матвей обежал скамейку и уселся рядом со Стешей. Теперь он протянул руки тыльной стороной кверху, растопырил пальцы.
-На руках десять пальцев, видишь?
-Ну, пальцы твои грязноватые я, конечно, вижу. Не слепая.
-На сколько ты хочешь помножить девятку?
-Ну-у, на пять, например...
-Так вот ты пятый палец опускаешь вниз.-Матвей быстро опустил мизинец на левой руке.-Сколько осталось? Четыре, да? А на другой руке все пять. Значит, пятью девять сорок пять.
-Батюшки мои! А ну-ка, помножь, девять на девять!-с недоумением в голосе потребовала Стеша.
Матвей живо пригнул к ладони девятый палец и объявил:
-Восемьдесят один!-Он радостно засмеялся.-Видишь? Слева остается восемь, а справа только один палец.
-Значит, слева десятки, а справа единицы... И загибать надо тот по счету палец, на сколько помножаешь девять... Ма-атвей!-изумленно пропела Стеша.-Ты... ты выдумал это сам?
-Не сам. Папа мне показал. Давно. Когда еще...-Матвей вздохнул, весь сжался...
Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?: Повести/ Предисл. Г.Антоновой, Рис. В.Дроздова.-Л.: Дет.лит., 1987.-222с.: ил.
Есть также некоторая информация на сайте Ленинградской областной детской библиотеки
https://www.deti.spb.ru/writers_rus/a_id98/ И воспоминания племянницы и подшефной девочки из детдома города Мышкина, ставшей заслуженной учительницей
http://www.baltkon.ru/fund/news/detail.php?ELEMENT_ID=1599 Чтобы прочитать эти воспоминания надо идти в Историческую библиотеку или в РГБ и брать книгу там.
( И записаться заодно, а то в РГБ я была ещё в аспирантские годы, тогда записывали только по диплому о высшем образовании.)
Дом действительно легендарный
https://www.citywalls.ru/house10691.html Всей правды о жизни писательницы мы никогда не узнаем. Революция 1917 года, репрессии 30-х годов отразились на семействе Котовщиковых.
Потом блокада Ленинграда, болезнь матери. Журналистская работа в военные годы была смертельно опасной. Критиковать действия партии и правительства нельзя, о пороках советского общества писать тоже надо было осторожно.
Почему Аделаида не взяла из детского дома ту самую девочку из Мышкина, хотя помогала ей материально?
То, что писатели помогали Котовщиковой в творчестве можно понять по дарственным надписям на книжках. Сейчас потомки Гернет, Погодина и других писателей эти книжки распродают. В интернете можно найти на различных аукционах. Какая в них нынче ценность?
Только денежная!
Для некоторых книга - это только товар, который можно обменять на деньги.
PS фотографии сравнивать очень интересно.
Аделаида на фото в Википедии - дама в мехах с дворянскими корнями, названная в честь бабушки-англичанки.
И домашняя фотография - женщина СССР с мужской стрижкой, в странных кофтах.
PPS
Взяла в РГБ толстенную книжку.
Сфотографировала заднюю обложку и странички про Котовщикову