TERRA EROTICA. МУЖСКОЕ НАЧАЛО (ЧАСТЬ II, ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Эрот, Амур, Купидон
В Древней Греции - Эрот (Эрос), в Древнем Риме - Амур, Купидон - божество любви, спутник и помощник Афродиты, символизирует любовное влечение и обеспечивает продолжение жизни на Земле. Эрот в разные эпохи вдохновлял философов, поэтов, художников и скульпторов, как знак вечного движения жизни и порабощения этой силой.
Антерос
Антерос (Антерот, Антэрот) - один из наиболее загадочных мифических существ. Согласно одной из греческой версий, родителями Эроса были Арес и Афродита. Эрос по какой-то причине не рос, как его сверстники, а оставался как «путти» - пухленьким малышом, баловавшимся с луком и стрелами. Афродита проконсультировалась о причине у мудрой Фетиды, и та ей ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита и Арес родили Эросу братика - Антероса, видимо, решив, что тот и станет его страстью. И действительно, когда братья были вместе, Эрос быстро рос, превращаясь в прекрасного юношу, но как только младший брат покидал его, Эрос вновь становился «Питером Пеном». Антерос считался богом «безответной любви», наказывающий тех, кто не отвечает взаимностью на любовь.
Антерос в целом был похож на Эроса, однако крылья у Антероса были больше, как у бабочки. Эроса и Антероса иногда изображали в виде двух крылатых мальчиков, борющихся за пальмовую ветвь. В Петербурге братьев можно увидеть на барельефах доходного дома Кирилловых на улице Б. Пушкарской, построенного в греческом духе (1908, архитектор Д. Г. Фомичёв). Здесь, видимо, маленькие Эрос и Антерос стоят в окружении своих родителей - сидящих Ареса (в характерном шлеме) и Афродиты (с зеркалом).
Путти
В искусстве ренессанса, барокко и рококо получили широкое распространение путти - маленькие мальчики, представляющие Амура в детстве. В Петербурге эти крылатые мальчики, как змеи и львы - возможно, самый распространённый пластический образ.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/611607/611607_600.jpg)
Марс
Марс у древних римлян изначально был божеством плодородия, затем слился с эллинским Аресом и стал богом войны. В Риме было создан плац для военных упражнений - Марсово поле, с храмом, посвященным Марсу. Его знак - «щит и копьё Марса» ♂ символизирует мужской пол, планету Марс и понятия, связанные с мужским в ботанике и зоологии.
В Петербурге у Марсова поля находится памятник Суворову (М. И. Козловский, 1801 г). На тот момент Суворов был далеко не в молодом возрасте и совсем не похож на этого бронзового величественного, мужественного бога Марса, изображённого здесь в расцвете сил и с поднятым мечом (шпагой) в правой руке и со щитом в левой. Однако памятник - замечательный образец метафоры, когда победоносный русский герой, не проигравший ни одного сражения, и сражавшийся часто на территории врага в неравном бою, возвеличивается до уровня бога.
Гений
Гений (лат. genius «дух») - в древнеримской мифологии - преданный дух, хранитель человека или местности, и определяющий характер этого человека или местности. Во многом аналогичен ангелу. Считался прародителем рода, олицетворением репродуктивной силы человека. У каждого мужчины или женщины был свой персональный гений. В искусстве иногда изображался в виде крылатого обнажённого юноши - для мужчин, для женщин - в виде девушки.
Перед входом в здание Двенадцати коллегий в 2007 г. была установлена статуя «Крылатый гений» (проект скульптора М. В. Белова и др.), представляющая бронзовую фигуру летящего духа (символ студента или гения места) с факелом в руках (символ знаний).
Геракл
Геракл - настоящий мужчина, герой, полубог. Широко известны его многочисленные подвиги, однако его сексуальные подвиги не так хорошо освещены. Когда ему ещё было только 18 лет, он отправился сразиться со львом, который нападал на стада. Местный царёк Феспий был очень гостеприимным, и гость прожил у него пятьдесят дней. Геракл убил льва, содрал его шкуру и с тех пор всегда носил её на себе. В благодарность за освобождение от напасти Феспий каждую ночь посылал к Гераклу своих дочерей, коих было пятьдесят, причём каждая из них впоследствии родила по сыну. По другой версии Геракл переспал со всеми девицами сразу, за одну ночь.
Кстати, «культ» Геракла возрождается в России. Например, в Евпатории (древнегреческом городе Керкинитида), где часто встречаются его изображения, он, согласно античным скульптурам, якобы любил принимать ванны и отдыхать, и теперь становится символом туризма. В Петербурге Геракл - излюбленная тема со времён Петра Первого.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/328036/328036_600.jpg)
Атланты
Атлант в мифологии Эллады - титан, который участвовал в битве с олимпийскими богами, но был бит, а Зевс в наказанье водрузил ему на плечи небесный свод, другим в острастку. В архитектуре атланты - важные композиционные столпы. Им досталось настоящее мужское дело - «Их тяжкая работа Важней иных работ: Из них ослабни кто-то - И небо упадет».
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/344614/344614_600.jpg)
Пан
Древнегреческий бог пастухов, плодородия и дикой природы, с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, делал то, что и положено настоящему самцу, рождённому в идиллии - скакал, смеялся и играл на флейте в окружении прекрасных нимф. Кстати, слово «паника» произошло именно от этого божества - считалось, что, когда он входил в свой плясовой раж, овцы в панике убегали.
Любвеобильный Пан - излюбленный образ в искусстве, и развёрнуто представлен в скульптуре Петербурга. В одном из «языческих» уголков Петербурга Пана можно увидеть на барельефе Летнего дворца, где он обнимает куст, в который обратилась нимфа, чтобы избежать его объятий.
Трезубец Нептуна
Трезубец - оружие, из длинного древка и боевой части в виде тремя зубцами, в разных культурах имеет разные значения. В Древней Греции и Риме - символ власти над морем и атрибут бога Посейдона (Нептуна). Этот знак часто встречается в облике Петербурга.
На горельефе Адмиралтейства Нептун в окружении свиты торжественно вручает трезубец, как символ морского владычества, Петру I.
По образцу этого оружия в Петербурге создан основной костяк города - система из основных магистралей Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, расположенных в виде трёх лучей, расходящихся от Адмиралтейства (архитектор П. М. Еропкин, 1730-е гг).
Змей как фаллический символ
Во многих культурах змей символизирует оплодотворяющую мужскую силу, присутствие змея связывали с беременностью. Петербург всегда нёс в себе огромный мужской потенциал, и архитекторы и скульпторы часто сознательно и бессознательно использовали этот образ. Табуированные предписания жёстко действуют на территории города, но символы остаются тысячелетиями. Можно с уверенностью сказать, что из всех животных в камне и металле на петербургских улицах чаще всего можно встретить именно змей.
Змей-искуситель - один из популярнейших образов в искусстве. Как известно, юная Ева была соблазнена змеем и вкусила запретный плод от Древа познания добра и зла и дала его Адаму. Один из примеров этого сюжета - фреска Ф. Бруни «Адам и Ева в Раю» в Исаакиевском соборе. В том же соборе на воротах этот самый змей попирается Михаилом Архангелом.
«Медный змий» - другое древнейшее явление. После долгих лет странствий иудейский народ, ведомый из Египта Моисеем, стал роптать, за что на людей был наслан «дождь из змеев огненных». Люди раскаялись, Моисей изготовил медного змея и закрепил его на шесте. Змей обладал магической силой и теперь всякий ужаленный, взглянув на медного змея, исцелялся, что явно отдаёт каким-то культом. В Петербурге известное воплощение этого сюжета - одноимённая картина Ф. Бруни (1841 г., в Русском музее) и барельеф «Воздвижение Медного змия Моисеем» на фасаде Казанского собора.
Самый главный серпентарий Петербурга - Невский проспект, который, как известно, был средоточием купеческой и банковской жизни, одним из символов которых является кадуцей бога торговли Меркурия, увитый двумя змеями. В одном из лучших произведений модерна, построенном напротив задорного памятника Екатерине II - Елисеевском магазине (скульптор А. Г. Адамсон), Меркурий держит свой кадуцей со змеями так, что это несёт весьма неоднозначный посыл.
В Русском музее находится изящная скульптура, воплощающая извечное укрощение женщиной мужского начала - «Повелительница змей» (вторая половина XIX века).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/356622/356622_600.jpg)
В Институте экспериментальной медицины по проекту Н. Е. Лансере (который был архитектором ряда корпусов института в 1930-е годы) и А. А. Рассадина, скульптор И. Ф. Безпалов, 1935 год, во дворе был установлен фонтан-поилка для подопытных собак. Круг ковша фонтана обосновали четыре змеи, здесь они несут большую смысловую нагрузку: змей - символ мужского начала, из пасти которого выливается вода - символ потока - снова мужского начала. Хотя, конечно, тут есть и другие трактовки - символ медицины и т.д.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/403655/403655_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/403792/403792_600.jpg)
Быки
Бык - один из основных мужских принципов, олицетворяющий солярную возрождающую силу, плодовитость. Ещё в бронзовом веке на Крите и в Египте поклонялись Солнечному быку, он часто позднее отождествлялся с греческим Зевсом.
Демут-Малиновский для оформления главного фасада Скотопригонного двора создал Бронзовых быков- они должны были не только «охранять» вход, но и также символизировать приплод и успешность дела.
Замечательная скульптура быка, полного мощной экспрессии, установлена перед рестораном на улице Кемской.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/344875/344875_600.jpg)
Кентавры
Согласно эллинским представлениям, кентавры - дикие человекокони, иногда сопровождали бога Диониса и отличались необузданным нравом и сладострастием. Известен миф, как Несс подрабатывал паромщиком и на своей спине перевозил желающих через бурную реку. Когда Геракл с женой Деянирой подошли к реке, кентавр предложил перевести её на другой берег. Геракл переплыл реку и услышал жалобный крик - это Несс уносил девушку, покорённый ей прелестями. Но Геракл успел смертельно ранить того стрелой из лука. Благодаря кентаврам-мудрецам Хирону и Фолу, это существо стало ещё и символом мудрости и единения с природой. Как правило, кентавры изображаются в виде обнажённого существа с торсом и головой мужчины и с телом коня. Кентавры представляют определённый срез мужского общества и могли бы рассматриваться как хранители Петербурга.
В Павловском парке можно увидеть созданных по античным оригиналам кентавров на мосту.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/612267/612267_600.jpg)
А на лестнице Дома Кино укрылся бронзовый мальчик-кентаврёнок (скульптор Д. Пахомов по рисунку юной художницы Нади Рушевой).
Наказание за чрезмерную любовь к женской красоте отображают барельеф «Похищение Деяниры Кентавром Нессом" (1721-1723) в Нижнем парке Петергофа, барельеф на особняке С. Н. Чаева (1906-1907, архитектор В. П. Апышков) и на доходном доме на Литейном проспекте.
Единорог
Мифическое существо, известное с древнейших времён в разных культурах мира, описывалось обычно как конь с одним длинным спиралевидным рогом. В Европе со времён Средневековья часто представлялся как дикий белый конь, иногда с козлиной бородкой, он одиноко жил в лесу, считался символом чистоты и изящества, а попасть в руки он мог только девственнице. Несмотря на многочисленные трактовки образа, единорог, конечно, в первую очередь благодаря своему рогу, остаётся символом мужского начала. Часто изображался в искусстве, литературе и гербах. В Петербурге единорогов можно встретить во многих местах, например, на гербе особняка на Английской наб., 24 (архитектор А. Ф. Занфтлебен, 1866), крылатый единорожка на мосту Ломоносова, на портале Библиотеки Института экспериментальной медицины (1911 г, художник-архитектор В. А. Покровский, мастерская П. К. Ваулина).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/404884/404884_600.jpg)
Демон, Мефистофель…
Демоны (др.-греч. «дух», «божество») -сверхъестественные существ, духи, которые изначально играли как положительную (тогда им соответствовали гении), так и отрицательную роль. В последующем в русской традиции им дали название «бесы», а в английских переводах - «дьяволы», помимо этого существует множество других имён. Образ злого духа широко использовался в искусстве в разные века. Часто изображался в виде обнажённой мужской особи в самых разных ипостасях - от благородных страдающих юношей (Врубель) до чёрных, волосатых, рогатых, хвостатых человекоподобных существ на козлиных ногах, изрыгающих дым, с мордами на груди и гениталиях.
В Петербурге существует довольно много изображений разновидностей этих существ, например, скульптура обнажённого Мефистофеля М. М. Антокольского в Русском музее (этот дух для скульптора стал символом XIX века), горельеф на фасаде собственного доходного дома архитектора А. Л. Лишневского на Лахтинской улице (1910-1911 гг); демоны камина в здании Петроградского губернского кредитного общества (1914-1916), архитекторы К. С. Бобровский и Б. Я. Боткин, скульпторы-художники А. Е. Громов и П. К. Ваулин.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/345210/345210_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/463061/463061_600.jpg)
Углы
Угол - конечно, мужское начало. Пять углов, знаменитую площадь Петербурга, можно объявить самой мужской - ещё бы, целых пять активных выступов! Да ещё и с таким доминантным сооружением, ставшим также одним из символов города - фаллоподобной башней дома Иоффа. Дом построен по проекту А. Л. Лишневского в 1913-14 гг в стиле модернизирующего неоклассицизма, если хорошенько задрать голову, вокруг башни можно увидеть, как вьются многочисленные полуобнажённые девушки (кариатиды и Ники), причём некоторые уже обнажились полностью и возлежат в ожидании на фронтонах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/454556/454556_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/455109/455109_600.jpg)
Своими выдающиеся острыми углами наиболее известны также «дом-утюг» на Фонтанке и великолепное остриё Главного штаба со стороны набережной Мойки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/352729/352729_600.jpg)
Академия железнодорожного транспорта имени товарища Сталина выделяется своим экспрессионистическим носом в стиле конструктивизма (Кронверкский пр., 9, архитектор Г. А. Симонов и др., 1931-1933).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/437839/437839_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/438742/438742_600.jpg)
Носы
Нос - самый выдающийся физиогномический элемент. Наравне с другими признаками мужчины - галстуком и оружием в разных культурах и в европейском психоанализе, это украшение лица мужчины может ассоциироваться с фаллосом. Параллель носа и фаллоса, например, прослеживается в приписываемой петербургскому эротическому поэту Ивану Баркову пародии «Дурносов и Фарнос». Возможно, эта связь и была причиной отказа печати произведения Гоголя «Нос» - здесь издатели усмотрели «грязный» намёк. К тому же ещё по рукам ходили картинки с изображением разгуливающего по улицам пениса. И действительно, нос, ушедший гулять, один из важнейших метафизических символов Петербурга. Он символизировал здесь некое достоинство маленького человека, ничтожного мужчины, которое оставило его. Надо учесть, что Гоголь страдал, по мнению некоторых исследователей, эректальной дисфункцией, поэтому это лишь усиливает значительность данного образа. Собственно, на языке психоанализа нос майора Ковалёва - это мужское достоинство самого Гоголя.
Нос Ковалёва гуляет в разных местах Петербурга - например, во дворе филфака СПБГУ и на Вознесенском проспекте.
В архитектуре Петербурга этот символ запечатлён в «Доме с носами» на Васильевском острове - одном из лучших памятников биоморфического модерна. В этом особняке Форостовского (1900 - 1901) архитектор К.К. Шмидт добивается необычайной силы экспрессии, где каменные «носы», то ли вышедшие погулять по-гоголевски, то ли изображающие ростры кораблей, словно вырастают из стен на фоне буйного растительного орнамента.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/471846/471846_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/491690/491690_600.jpg)
Индейские боги
Во дворе Кунсткамеры, закрытые от зевак, приютились древние индейские существа, копии южноамериканских первого тысячелетия нашей эры. Устрашающие и поражающие, каменные идолы выстроились по кругу, образуя древнее языческое капище. Видимо, это были стражи, охраняющие гробницы вождей. Скульптуры носили символический характер и часто изображали различных тотемных животных или сверхъестественных существ в масках, например, обезьяна отвечала за плодородие. Некоторые идолы держат в руках неясные фалломорфные предметы (возможно, оружие).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/345467/345467_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/345735/345735_600.jpg)
Салют, фейерверк, взрыв
Взрыв может символизировать как вскрытие огромного потенциала природных или милитаристских сил. Как известно, в научной среде наиболее вероятной гипотезой рождения Вселенной является теория Большого взрыва, так что взрыв может символизировать происхождение всего. А также эякуляцию, высшую степень сладострастного, любовного ощущения, и вообще всякую быстротекущую кульминацию деятельности и творчества.
Салюты и фейерверки с их огненными цветастыми представлениями, в чём-то перекликаются со взрывом и стали частью торжественных и увеселительных мероприятий в Петербурге ещё со времён Петра I.
В Петербурге есть несколько памятников, посвящённых взрывам. Неспешно прохаживаясь по Петроградской набережной, можно неожиданно остановиться от сумасшедшего бронзового выброса. Так трактовали своё видение деятельности Альфреда Нобеля, великого изобретателя динамита и учредителя Нобелевской премии, скульпторы С. Ю. Алипов и П.О. Шевченко (1991 г).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/352861/352861_600.jpg)
Фонтан
Фонтаны Петербурга и Петергофа - также равноправные символы Северной столицы. В фонтане проявляется не только базисный принцип космогонического эротизма Вселенной, когда дождь оплодотворяет землю, но и более буквальная схожесть с мужской репродуктивной особенностью.
Апофеозом искромётности и всеохватывающей мужеской силы является знаменитый петергофский фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Изначально Пётр в честь победы над Швецией хотел установить фонтан с изображением Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но замыслу не суждено было воплотиться.
При Анне Иоанновне, при подготовке в 1734 году к празднованию 25-летия Полтавской победы, решили изменить идею. Вспомнили, что битва состоялась 27 июня по ст. ст. 1709 г., в день святого Самсона Странноприимца, покровителя бедных и целителя, жившего в Византии в IV в. и решили учесть этот факт (кстати, в честь этой же битвы и святого в Петербурге был построен Сампсониевский собор). Решили сыграть на игре имён - Сампсоний был, вероятно, назван в честь ветхозаветного Самсона, героя, громившего врагов иудеев - филистимлян и известный своей могучей силой, например, был эпизод, когда герой схватил набросившегося на него льва и разорвал его руками как козлёнка.
Поэтому Геракла поменяли на Сампсония, который трансформировался в Самсона. Далее, в связи с тем, что лев символизировал Швецию, решили гидру тоже заменить - на льва. Окончательный вариант, который мы наблюдаем сегодня, исполнен по скульпторе Козловского (к сожалению, копия, вместо утраченного оригинала). Здесь мы видим некоего могучего богатыря, в титанически напряженном усилии разверзающего руками пасть льву, у которого из пасти высовывается язык, отчего к небу мощно выбрасывается столб воды. Если не знать названия памятника - «Самсон, раздирающий пасть льву», то можно подумать, что Козловский изобразил знаменитый подвиг Геракла, когда он собственными руками задушил немейского льва (о чём есть свидетельство - копия древнегреческой статуи Лисиппа, например, в Эрмитаже). Однако главная особенность Самсона - была в его силе, которая, как известно, скрывалась в его длинных волосах, которые он никогда не постригал. Здесь же изображён борец с короткими волосами, как у Геракла.
Эта скульптурная группа - уникальна, это не только гениальный памятник истории, культуры и искусства, но и памятник подсознанию и фантазии авторов этих метаморфоз. Так что же означает этот памятник на языке символов? Здесь можно было бы сказать, что сначала Самсон победил Геракла, а потом наоборот. Но в сути происходит следующее. Богатырь, который символизирует Сампсония, которой символизирует Самсона, которые трансформировались от Геракла, который символизировал Россию и одновременно Петра. Лев, который трансформировался из гидры, символизирует Швецию и одновременно её короля Карла XII.
Таким образом этот памятник символизирует поединок Петра и Карла, в результате которого Пётр доминирует над Карлом и от этого происходит мощная эякуляция. Остаётся открытым вопрос - чья? Петра, Карла, общая?
Жезл и скипетр
Жезл - наряду со скипетром - древнейший символ духовной, государственной и военной власти. Мужской атрибут, воплощающий намек на управление (пастушеский посох), угрозу (как оружие) и направление (как указка).
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/221519/221519_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/354273/354273_300.jpg)
Пальметта
Решетка Летнего сада со стороны Невы - одно из чудес света. Какое-то время северная часть Летнего сада не была архитектурно оформлена и, наконец, в 1784 г. по проекту архитектора Ю. М. Фельтена и его помощника П. Е. Егорова её облекли в необыкновенно совершенную ограду с изумительной решёткой. Вход в сад был оформлен в виде центральных (Больших) и боковых (Малых) - левых и правых ворот. Ворота увенчали металлическими «коронами», причём малые ворота выделяются энергичными, явно фаллоподобными навершиями, напоминающими то ли вазу с пальметтой и расходящимися спиралью растениями, то ли фонтанчик. Рисунок был заимствован и разработан под влиянием древнегреческого искусства, где пальметта - стилизованное веерообразное изображение пальмового листа - излюбленный мотив, который использовался архитекторами и сопровождался завитками, напоминающими виноградные усики.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/458889/458889_600.jpg)
«Мужские» растения
Несмотря на то, что с биологической точки зрения есть классическое разделение полов у растений с мужскими, женскими и обоеполыми генеративными органами, есть ещё и символическое, эзотерическое их значение.
Городская флора - не только «лёгкие» Петербурга, но и составная часть ландшафтной архитектуры. «Мужские» деревья носят более твёрдый, жёсткий (по сравнению с «женскими») характер с отчётливо видным стволом, особенно те, которые широко использовались в строительстве - дуб, сосна, лиственница. Кстати, дуб в традиционной культуре славян - одно из культовых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало. Также в декоре можно найти и плодовые тела грибов, которые имеют признаки как растений, так и животных. Грибы имеют невероятное количество толкований, часто они означают мужские гениталии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/409125/409125_300.jpg)
Шишка
Этот хвойный побег - общепринятый мужской символ - он прямо напоминает фаллос, а также выполняет чисто «мужскую» функцию - распространяет созревшие семена, следовательно, это и символ мужской плодовитости.
Изображения шишек встречаются в Петербурге часто - например, в Царском Селе они изящно свисают под чугунными вазами, отлитыми в виде античных жертвенников в 1826 г. на Пандусе Камероновой галереи по рисунку архитектора В.П. Стасова.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/462457/462457_600.jpg)
Чижик-пыжик
«Чижик-пыжик, где ты был?» - на основе этой древней песенки была создана городская легенда о том, что она посвящена студентам Училища правоведения (в нём учился, кстати и П. Чайковский), которых называли, якобы, «чижиками-пыжиками». В результате на Фонтанке, неподалёку от бывшего Училища, в 1994 году был установлен памятник «Чижик-Пыжик» скульптором Резо Габриадзе (по совместительству знаменитый сценарист). В народной традиции чижик ассоциируется с мужчинкой, также формой скульптура напоминает мужской половой орган. Согласно поверью, определённые ритуалы с сей птичкой принесут счастье молодожёнам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/346000/346000_600.jpg)
Козёл
Многозначный образ, в разных культурах помимо прочего ассоциируется с мужской силой и похотью. Экзальтированный вариант козла установлен в 2004 году в Парке современной скульптуры - «Hircus Facultatis» - «Факультетский козел» (скульптор П.О. Шевченко). Крылья, гротескно закреплённые на хвосте этого самца намекают на крылья Пегаса и предлагают таким образом возвысить сниженный образ этого существа, а открытый рот и «одухотворённая» поза намекают на «козлиную песнь» (по-гречески - «трагедия»).
Пётр Великий и прорубание «окна в Европу»
Имя Пётр переводится с греческого как «камень» - ещё одна ипостась его мужского образа. Этот титан, великий во всех смыслах, при его росте в 203 см, возвышающийся над людьми более чем на голову, обладал всеми признаками царственного альфа-мужчины. Архетипично великий и властный, брутальный и изощрённый, прогрессивный и гениальный, иногда милосердный и до безумия жестокий, припадочно-гневливый и отходчивый… Современница писала о нём: «Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной; в нравственном отношении он полный представитель своей страны. Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».
«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор», созданный им, издевался над псевдорелигиозной моралью на Руси. Хотя Пётр был христианином, он был не только веротерпим, но, одновременно, и совершенно восхищался античностью. При Петре же произошли и коренные изменения в половом вопросе в высшем обществе России, как и в искусстве.
Пётр всю сознательную жизнь боролся с ненавистной ему зажатой в плену традиций России. Фраза «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно» символически может трактоваться как Пётр лишает невинности засидевшуюся в девках Русь, то есть, создавая Петербург, он освобождает её от вековой мерзлоты замкнутости и закомплексованности, из-за которых она не могла развиваться дальше.
Кстати, стоит вспомнить о недюжинных мужских способностях императора. От двух жён и нескольких фавориток он имел множество детей, подтверждённых и не подтверждённых, подсчитать количество которых довольно трудно.
Показателен гротескный вид Петра в памятнике Шемякина в Петропавловской крепости. Удлинённое тело, лысая голова - несмотря на многозначность образа, скульптор явно указывал на рафинированную квинтэссенцию мужественности в облике царя.
Иван Барков
В этом сочинении никак нельзя обойти петербургского поэта Ивана Семёновича Баркова (1732-1768), имя которого стало нарицательным и символизировало поэтов и писателей, погружавшихся в табуированную эротическую область творчества. Ученик Ломоносова, переводчик Петербургской Академии наук, в своей манере он воспевал античные ценности - культ плодородия бога Приапа, вакханалии. Его перу принадлежат «Девическая игрушка, или Собрание сочинений г. Баркова», а также ему приписывают пародии на трагедии Ломоносова и Сумарокова «Ебихуд» и «Дурносов и Фарнос».
Никто бы не удивлялся его творчеству, будь он современником Овидия. Если обнажённая натура античного наследства с лёгкой руки Петра I была разрешена для публичного обзора, то с эпистолярным искусством дело обстояло сложнее - его легче было запретить.
Барков также сравнивал разные элементы города с человеческими:
Торжественным воротам
Нерукотворный труд, создание Природы,
Грядут тобой во все концы земли народы,
Стоишь, как свет, и пасть не придет череда,
Ты цель всех наших дум и путь в живот, п….
Монумент
Из самой вечности и в бесконечны годы
Ко истечению живот дающих струй
От щедрыя нам ты поставлен, столп, Природы,
Ея ты нам даров знак лучший, твердой х…
Александр Пушкин
Пушкин - это действительно солнце (мужской символ) нашей поэзии, да и вообще русской культуры и искусства. Он как критский Солнечный бык оплодотворял своим светом ткань своих произведений. По созидательности, глубине, позитивности и масштабу его творчества найти ему равных в литературе практически невозможно. Ему соразмерны - в своих сферах - Моцарт, Бах, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рубенс…
Это «наш кормилец» (т.е. «отец») для пушкиноведов и экскурсоводов, «наше всё». Имя его переводится с греческого как «защитник мужчин», фамилия - от его предка по звучному прозвищу Пушка, и ещё надо помнить про его «дикое» африканское происхождение. Долли Фикельмон писала в своём дневнике о нём: «Невозможно быть более некрасивым - это смесь наружности обезьяны и тигра».
Однажды он признался в письме «Mon mariage avec Natalie (qui par parenthèse est mon cent-treizième amour) est décidé» («Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена». Донжуанский список Пушкина впечатляет, а его бурные романы были предметом обсуждения высшего света всей России. Почти все из них вдохновили поэта на великолепные стихи - от откровенных эротических коннотаций («Гавриилиада», «Кобылица молодая») до образов духовной поэзии любви («Я вас любил»). Воистину, Пушкин может считаться в рейтинге «главным мужчиной Петербурга».
Именно Пушкин одним из первых придал антропоморфные черты Петербургу:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…»
В СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ (МУЖСКОЕ НАЧАЛО. ЧАСТЬ III)