TERRA EROTICA

Feb 14, 2020 19:05


TERRA EROTICA
ЭРОТИКА ПЕТЕРБУРГА

Феномен мужского и женского начала в архитектурном теле города

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Основные термины. Краткая история развития искусства эротики в России и Петербурге
Мужское начало
Женское начало
Гармония мужского и женского начала
Архитектура Петербурга (в двух частях)
Хранители города
Половые аспекты и метаморфозы Петербурга (под запрос)
Сексуальный религиозно-мистический символизм
Шутки мастеров
Эмблематика (под запрос)
Советские боги и герои. Заключение. Литература

***
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
А. Пушкин

…лишь ты одна, архитектура,
избранница, невеста, перл
пространства, чья губа не дура,
как Тассо пел,
И.Бродский

Красота в глазах смотрящего
Древняя пословица

Эрос ведет за руку по своим садам Психею, планетную душу человека.
Вячеслав Иванов

ВВЕДЕНИЕ
Петербург - одна из духовных и культурных столиц мира. С одной стороны, город формировался под действием разных сил природных, климатических, географических. Но также можно и признать, что принимал участие в этом загадочный дух места - Genius loci, направлявший эту созидательную энергию. Но в основном культура создаётся людьми, исходя из их возможностей и представлений со всеми их человеческими пристрастиями. И, конечно, Петербург создавался по образу и подобию человека и был пропитан не только высшими эманациями культуры и духа, но и эротизма. По богатству эротической коллекции в искусстве город не уступает Риму и Парижу, поэтому можно признать, что Петербург - мировая столица эротики. Это необыкновенный, вечно развивающийся, сложный и простой, прекрасный и иногда ужасный, но притягательный организм.
    Здесь всё переплетено из мужских и женских образов - плотная застройка перемежается с разряжённой, небоскрёбы контрастируют с малоэтажными конструкциями, эмоциональная барочная архитектура со строгим, часто «военизированным» классицизмом, активная часть пространства - с пассивной, кариатиды с атлантами, боги с богинями, львы со львицами… Вообще - часто ощущения от любых изображений или архитектурных, скульптурных и  орнаментальных  воплощений можно разбить на «женские» и «мужские» составляющие и их переплетения. Свет и тень, чёрное и белое, горизонтали и вертикали, мягкое и твёрдое, прямизна и кривизна, жёсткость и гладкость фактуры, тёплые и холодные тона, резкость и нежность текстуры, рельефы и барельефы, тяжёлый гранит и лёгкая сосна, левый и правый, «женские» и «мужские» рифмы... Но, как говорится, красота - в глазах смотрящего.
    Здесь предлагается некий культурный код, с помощью которого можно читать по-новому «текст» послания Духа места. И тогда открывается новое измерение, и архитектура оживает. И если научиться задирать высоко голову и прислушиваться к многоголосице города - в его улицах и фасадах мы почувствуем особую романтическую атмосферу и услышим чудесную полифонию, которую исполняют хоры и дуэты мужских и женских голосов под руководством волшебника-маэстро Genius Loci. В лучших произведениях этого искусства мы докажем, что архитектура - не застывшая музыка, а исполненная чуда воплощённая в камне и металле красота Вселенной. Надо только научиться «открывать глаза и уши».
    В городе находится самая величайшая коллекция эротических произведений в мире. И не только в классических обителях искусств - Эрмитаже, Русском музее, Академии художеств и т.д. Целые «оазисы» этих творений находятся в Летнем Саду, Парке современной скульптуры во дворике филфака СПбГУ. Они группами и поодиночке разбросаны, как животворные брызги по всему телу города. И, конечно, не зря Петербург называют музеем под открытым небом.
    Материал предназначен для всех, кто готов непредвзято, глубоко постигнуть этот бесконечный город, заглянуть в его бесконечные колодцы символов и подсознания, понять его космогоническую структуру и гармонию, узнать про гендерность архитектуры, кардинально расширить свой взгляд. И для всех тех, кто просто любит Петербург. Во время прогулок по городу в хмурую погоду, новый ракурс добавит остроты восприятия, и даст почувствовать, что часто в этих, вроде бы, серых фасадах кроются удивительно животворные силы мироздания. И тогда, быть может, на лице появится удивление или улыбка.
    Здесь есть над чем поразмыслить философу, зодчий найдёт много идей для своих проектов, историк увидит развитие города в новом ракурсе, музыкант «услышит», как звучит та самая окаменевшая музыка архитектуры в глубинах подсознания, поэты почерпнут новые темы для вдохновения, краеведы-экскурсоводы - для сочинения новых маршрутов, культурологи и религиоведы - для своих разработок.
    Интересен будет материал и чисто практически. Например, социологам и тем, кто отвечает за демографическую политику - ведь понимание этой сущности Петербурга напрямую связано с гендерными сложностями города. Один философ как-то сказал, что если в городе выключить свет, то рождаемость сразу повысится. То же можно сказать и здесь, если люди будут понимать эти концепции, то это будет напрямую связано с пониманием роли мужчины и женщины, их интереса друг к другу и их взаимоотношений в городском пространстве.     Особенно в наше время унификации полов и эмансипации это актуально для молодых горожан, испытывающих трудности с самоидентификацией.
    Наверное, некоторые могут засомневаться, читать или не читать этот материал. Ещё бы, тема является частично табуированной. Однако, можно заметить, что во время путешествия автора по Вене, яркой рекламой в одном из путеводителей, предлагалась экскурсия «Эротика Вены». Другим аргументом в пользу «читать» - будет осознание того, что постижение Петербурга невозможно без некоторых философских аспектов, связанных с этой темой.

ВНИМАНИЕ:
    Данный научно-популярный материал служит для расширения представлений о культуре городского пространства и предназначен только для тех, кому больше 18 лет. Также не рекомендуется к просмотру ортодоксальным верующим и всем неподготовленным к данной теме. Помимо прочего желательно иметь хотя бы скромное художественное воображение и чувство юмора, абстрактное мышление, понятие о сути символики и сексологии.

Слово для издателей
    Автор предлагает сотрудничество по публикации данного интернет-издания.Предлагаемые проекты относятся к широкому спектру профессиональной литературы (искусство, архитектура, скульптура, философия, психология, психиатрия, сексология), могу скорректировать текст под специальный проект. Некоторые издания подойдут как для профессионалов самого широкого спектра деятельности, так и для студентов. Универсальность нашего города Петербурга, общие оригинальные искусствоведческие, психологические, философские идеи, заложенные в текстах, отлично подойдут для подготовки проекта для иностранного книжного рынка. По всем вопросам обращаться по адресу: bagigor@narod.ru

В материале используются фотографии автора и из свободных интернет-ресурсов - Wikipedia и Citywalls. При использовании данного материала ссылка на автора обязательна.

Отзывы:
Анна Пиотровская, петербургский искусствовед, историк
«Как только выдалось время, прочитала всю книгу, что называется, залпом, и осталась под очень приятным впечатлением, даже, не побоюсь этого слова, в восторге! Видно, что Вы изучили большой корпус хорошей литературы, что уже радует. А, главное, текст написан легко и с юмором, читается быстро. Спасибо большое, что дали возможность ознакомиться с этой книгой. Книга получилась качественной, полезной и, главное, понятной широкому кругу людей, да и тема весьма интересная. Мне, правда, не хватило Вашего личного отношения к тем или иным вещам (понятно, что местами оно читается «между строк»). Книга написана замечательно, у Вас очень внимательный взгляд, а это большая редкость».
Петербургский экскурсовод и историк Александр Молочников
«Спасибо за текст! Вдохновляет на создание новых, авторских экскурсий. И позволяет по-новому взглянуть на окружающий мир, на нашу петербургскую действительность. И захотелось поближе познакомится с гением места в женском обличии. Будем ждать продолжения проекта.»

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫСлово «эротика» происходит от имени древнегреческого бога Эрота. Она многолика и многозначна. Здесь мы рассматриваем эротику как некое «облагороженное явление, как духовное влечение инстинкта продолжения рода», которая «в искусстве служит воплощением одухотворённости сексуальных отношений» и представляется в виде архетипического мужского и женского начала в архитектурно-скульптурном облике Петербурга.
    Начнём с того, что надо вспомнить, что такое мужское и женское начало. Представления многих философских мировых систем о первопричине постоянной изменчивости, эволюции в природе основываются на концепции некоторого взаимодействия противоположных сил. Эти понятия полярных начал можно увидеть, например, в китайской философии - инь-ян, в индийской - Пуруша и Пракрити, единство и борьба противоположностей в материалистической диалектике.
    Концепция инь-ян была открыта в Китае несколько тысячелетий назад, и постепенно стала восприниматься так: инь - нечто неактивное, холодное, тёмное, мягкое, округлённое и женское, а ян - активное, светлое, твёрдое, острое, теплое и мужское. Пара инь-ян довольно часто встречается как в виде символов и украшений на телах горожан, так и в оформлении города.
    Символ здесь подразумевает условное обозначение каких-либо понятий, идей и явлений, связанных с обликом города. При этом никому не навязывается предложенная трактовка петербургских образов и символов как единственно-возможная. Для каждой личности трактовки могут быть различными, здесь открывается ресурс как для выявления неизвестных ранее символов, так и для расширения своих представлений о вариациях толкований уже известных.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ЭРОТИКИ В РОССИИ И ПЕТЕРБУРГЕТак с чего же начался Петербург? Вспомним, что собой представляло пространство, которое увидел перед собой Пётр в начале освоения этих территорий. Холодную Неву, сырые болота, мягкую землю и глину с разбросанными кое-где деревеньками. Конечно же, если воспринимать всё относительно, это типичное женское начало. И вот представьте, как этот богатырь, герой, истинный мужской образ, «поднял Россию на дыбы», воткнул в мягкую землю всю каменную мощь нового строительства, зачав сначала крепость, а потом и целый город, определив развитие своего отпрыска на столетия вперёд. Понять это - очень важно, ведь это отличает возникновение Петербурга от большинства других городов, построенных не по бешеной воле государя-мужчины, а возникающих постепенно, иногда в течении веков.

Культура совершенного нагого тела, развитая в античности, была предана забвению в мире на долгие века. Преобладание церкви в допетровской Руси привело к достаточно пуританскому облику русских городов. Немыслимо было представить городской уголок, например, даже с «прикрытой» античной статуей. Про произведения великих скульпторов античности и ренессанса почти и слыхом не слыхивали. Пётр, вдохновлённый более свободными европейскими идеями, со всей своей сублимированной сексуальной мощью вонзил шпили в небо Петербурга, выбросил струи фонтанов в Летнем саду и Петергофе, с огромными усилиями и финансовыми тратами привёз статуи обнажённых богинь и поменял домостроевские традиции и нравы горожан.  И, конечно, реакционные силы обрушились на «антихриста» Петра не только за его реформы, но и за то, что «в царских палатах и садах повсюду выставлены «нагие языческие боги».


При Петре I, собственно, произошла первая «сексуальная революция» в высшем обществе России. В попытке приблизить дворянство к европейскому пути, Пётр значительно изменил домостроевские традиции полового поведения. Например, он велел присутствовать жёнам и дочерям знати на придворных приёмах и ассамблеях (раньше они, конечно, сидели по домам).  Исчезало явление разделения дома на «женскую» и «мужскую» половины. Женщины и девушки должны были носить новые, сшитые по европейским образцам, платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, что, поначалу, конечно, вызывало шок у недавно лишённых Петром своего бородатого достоинства бояр. Очень быстро это вошло в моду, и девицы уже сами стали заказывать модные наряды из-за границы.      Раскрепощению женщин способствовало не только появление такой свободы, улучшилась и их образованность, они научились танцевать, говорить на иностранных языках и многому другому. Также был издан закон, утверждавший обручение минимум за шесть недель до свадьбы, в этот период между обручением и браком и жених и невеста имели право прервать свои отношения! Были запрещены таинства, если партнеры не венчались по доброй воле.
    Другое мощное влияние, которое испытали на себе скульпторы Петербурга - искусство ренессанса и барокко. После долгого «асексуального» периода в искусстве Средневековья эпоха Возрождения заново «открыла» красоту человеческого тела. Именно в это время на изображение обнажённых тел мужчин и женщин католической церковью было снято табу, хотя вопрос оставался по-прежнему спорным. Однажды Микеланджело, узнав о распоряжении папы прикрыть гениталии в самой главной христианской церкви, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Не менее важное влияние оказали придворные западноевропейские мастера рококо с их пасторальным, альковным и часто эротическим духом.
    В столице России, в период правления «дщери Петровой» - императрицы Елизаветы Петровны, архитектура барокко приняла изощрённый и даже эмоциональный облик, обогащённый вереницами обнажённых могучих атлантов и пышных кариатид. После Петра Первого это была новая, мощная волна эротического искусства.


Екатерина Вторая поддерживала имидж России как великой и просвещённой державы. Она создала крупнейшую в мире коллекцию изобразительного искусства, позднее составившую основу собрания императорского Эрмитажа и Царскосельской резиденции. Среди мастеров эротики были картины Рубенса («Персей и Андромеда»), Ватто («Затруднительное предложение») и др. Она же пригласила в Петербург для создания памятника Петру I и великого Фальконе, скульптора, ваявшего свои произведения в грациозной эротической манере и работавшего по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV.

Вплоть до 1917 г. в публичных местах наблюдался относительный эротический либерализм, прошедший цензуру. Октябрьская революция принесла и вторую «сексуальную революцию» в вопросах пола. В первые годы Советской власти получили распространение такие явления, как «Теория стакана воды» и теория «крылатого Эроса», общества «Долой стыд» и «Долой невинность!».
    Такое свободомыслие продолжалось, пока на сцену не вышел социалистический реализм с его частичным запретом на изображение обнажённого тела на городских улицах. Поэтому скульпторы достигали максимальной чувственности с помощью лепки форм, облечённых в тонкие, часто «тающие» одежды. При изображении обнаженной натуры допускались нагие и полунагие спортсмены, «купальщицы», танцовщицы, как символ спортивного и здорового образа жизни советского человека. Наиболее яркий мастер этого искусства в Ленинграде тех суровых лет - скульптор Елена Янсон-Манизер, которая достигала в своих работах на тему балета, спорта и гимнастики необычайной откровенности - «Танцовщица» - памятник Г. Улановой (1935-36 г.), «Дискоболка», «Девушка, идущая по буму» (все для ЦПКиО им. Кирова).




В послевоенные годы советская цензура ужесточилась под флагом «секса у нас нет».  Установленные морально-этические нормы не позволяли шокировать зрителя показом обнаженных прелестей и часто предвоенные образцы «одевались» в спортивные трусы и майки, показывать обнажённую натуру на публичных выставках было практически невозможно.
Ренессанс эротического искусства и третья «сексуальная революция» пришли во времена Перестройки, когда на улицы и в музеи города как из запасников, так и новосозданная, хлынула обнажённая натура.

Вообще - история табуирования полового вопроса в России - как в искусстве, так и в обществе - история свободы слова и культуры. Реакционные структуры делали многое для пресекновения в обществе всего «противного вере и нравственности», пытаясь запрещать не только изображения нагого тела, но и многие научные и литературные труды по астрономии, биологии, медицине, истории, философии.

В СОДЕРЖАНИЕ
Продолжение

эстетика, метафизика, архитектура, metaphysics, history, культура, история, нагота, architecture, Петербург, petersburg, скульптура, sculpture, art, искусство, nude

Previous post Next post
Up