TERRA EROTICA

Feb 14, 2020 16:56


TERRA EROTICA. МУЖСКОЕ НАЧАЛО В ОБРАЗЕ ПЕТЕРБУРГА (часть I)
    В архитектуре мужские образы - вертикали, небоскрёбы, колонны, столбы, башни, шпили, трубы, острые углы.
    В  скульптуре - мускулистые герои, монументальные боги и полубоги, памятники и изображения, посвящённые выдающимся представителям мужского пола - деятелям и творцам; памятники мужским профессиям - военным, рабочим, пожарникам, спортсменам; оружие, трофеи, доспехи, знамёна, фасции, орудия труда; дверные ручки; грибы.



В орнаменте - характерные мужские образы (например, пальметты) и символы.
В анимализме - самцы различных животных - львы, быки, жеребцы, кобели, коты, павлины, козлы, медведи, рыбы, змеи.
Мистические существа - египетские сфинксы, драконы, грифоны, чудовища.
Малые архитектурные формы - многочисленные фонтаны, тумбы для афиш, фонари, обелиски, высокие колёсоотбойные тумбы, верстовые столбы.
   Сюда же можно отнести лифты (двигающиеся в замкнутом лестничном пространстве), ледорезы (торчащие из воды), флюгера (особенно петушки); электростанции, поезда (особенно входящие в туннели), корабли и катера (особенно военные, бороздящие водные пространства, входящие в раскрытые пролёты мостов), самолёты, дирижабли, любой шумный и быстрый транспорт; милитаристские и строительные организации; военные парады; солнце, освещение, вечный огонь, сигареты, ветра, правая сторона…

   
 


«Мужские» камни
Материал, из которого создавался город - в основном, как мы помним, твёрдый - камень и кирпич. Пётр вообще запретил строить каменные дома везде, кроме Петербурга. Таким образом, мужская столица стала сильно отличаться от женской, более мягкой, деревянной тогда остальной России.  Кстати, вспомним, что буквально первоначальное название города-крепости «Санктпитербурх» (Сан(к)т-Питер-Бурх) с голландско-латино-греческого можно перевести как «город святого камня» или «святой город камня».
При исследовании этой темы надо всё время помнить, что всё это разделение условно и относительно. Камень может выступать как в «женской», так и в «мужской ипостаси». Рустованный, грубо отёсанный финский гранит, имитирующий скалу - конечно, это дело мужских рук. Нежный, гладко отполированный мрамор напомнит нам ласковое прикосновение богини.  Вообще к «мужским» можно отнести яркие, высокотвёрдые камни теплых оттенков. Это гранит, нефрит, рубин, берилл, оникс, агат, гранат, сердолик, гелиотроп, пирит, янтарь. На «пол» камней влияет и форма, и фактура (остроконечная, грубая - мужские; округлые, мягкие - женские).

Фаллический культ
  Фаллический культ был представлен в разных цивилизациях в самых различных формах ещё с эпохи палеолита.  Периодическое возрождение и умирание в природе, особенно связанное с земледельческим периодом и размножением домашних животных, имело важнейшее значение для древних людей, от этого зависело выживание рода и племени. Именно поэтому тогда произошло мистическое перенесение представлений о значении репродуктивных органов на природу и мироздание. Особое место в культе многих народов занял фаллос - изображение эрегированного пениса, символизирующего мужское плодородие и начало новой жизни. В Индии, например, до сих пор фаллос-лингам в качестве ритуальной скульптуры изображается в виде вертикального ствола с закруглённой вершиной, часто поднимающегося из Йони - основания в виде круга.

  

  На полянах и площадях устанавливались столбообразные каменные конструкции, вокруг которых совершался культ. Постепенно символическое значение подобных сооружений расширялось, форма менялась и позже они утратили свою первоначальную коннотацию, выражая теперь более «модифицированное» типичное мужское начало -   силу, власть и триумф. За фаллические символы можно принять вытянутые обычно вверх архитектурные или скульптурные элементы - столб, колонну, обелиск, стелу, меч, копьё, жезл и т.д.
Карл Юнг говорил об «античной склонности видеть в символе фаллоса квинтэссенцию жизни и плодородия» и о том, что «фаллос есть источник жизни и либидо, великий создатель и чудотворец, в качестве чего он и пользовался повсеместно почитанием».
Наиболее известным примером этого культа в античности являлись гермы. Это - промежуточная форма между скульптурой и архитектурой, которая представляла собой четырехгранный столб, увенчанный изваянием человеческой головы или бюста; часто внизу приделывался детородный орган, который с веками «нивелировался».

Египетский вариант герм мы можем наблюдать в роскошных Египетских воротах в Царском Селе (архитектор А. Менелас, скульптор В. И. Демут-Малиновский).

А на павильоне Оранжерея Елагина острова мы можем увидеть прямо россыпь герм, созданных архитектором Росси и скульптором Пименовым по римскому образцу. Достаточно много стилизованных герм существует в виде атлантов и кариатид на фасадах зданий.


  В Эрмитаже (раздел «Искусство Античного мира») представлен глиняный, с вкраплениями слюды, рельеф с прекрасно орнаментированным животными и растениями фаллосом из Малой Азии, сделан в II - III вв.


  Одним из возможных развитий проявлений фаллического культа в разных религиях можно считать поклонение идолам (истуканам), визуализирующих божества. Такие идолы часто представляли собой вытянутые вверх статуи из камня или бревна с высеченными на них ликами. Идолы в Петербурге широко представлены как в различных музеях, также есть их копии и имитации на различных открытых площадках.


    В парке 300-летия Петербурга в 2017 г. устроена поляна с пятью каменными (из вулканических пород) идолами «Дольхарбан» (с корейского - «каменный дед») - дар Петербургу от Республики Корея. В Корее считается, что они охраняют покой и благополучие людей.


Мужской половой орган
  В отличие от фаллоса, изображение неэрегированного пениса в искусстве получило гораздо большее распространение. Часто это срамное место прикрывалось фиговым листком или другим предметом, однако люди привыкли, и в чистом виде этот предмет можно увидеть в самых неожиданных местах - рядом с церквями, школами и т.д.
  Интересно и его «литературное» воплощение, наиболее часто встречающееся в виде слова их трёх букв - «х-й». Конечно, чаще всего оно встречается на заборах и туалетах, но слово можно встретить и как исторический артефакт. Например, городская легенда о якобы мести или шутки скульптора Клодта при изготовлении конного памятника Николаю I на Исаакиевской площади подтвердилась реставраторами при  восстановлении скульптуры в 2021 году. На шее императора действительно отчеканено слово «х-й», буквально символизирующее мужское достоинство.



Власть
  Присутствие символов власти столицы империи обязательно для архитектуры любой цивилизации. Особенностью Петербурга являются памятники полным величия самодержцам, гарцующими на жеребцах, с жезлами и скипетрами - монументы Петру I, Александру I, Николаю I, Александру III, советским вождям.
Вот, скажем, Медный всадник - здесь скульптор, гениальный Фальконе представил его в виде римского императора, покрытого «героическим одеянием», его голову украшает лавровый венок - символ победителя! Пётр царственно выпрямил руку, указывая нам направление.

 




Брутальность
  Брутальные, первобытные формы довольно нетипичны для такого одухотворённого города, как Петербург. Однако великое искусство не имеет границ и именно в этом городе были созданы лучшие в мире образцы брутальности.
В том же Медном всаднике, вспомним, было много разных идей, которые должны были воплотиться в скульптуре. Здесь Фальконе, всю жизнь мечтавший создать какой-нибудь по-настоящему грандиозный проект, а не истончённые эротические статуэтки для альковов маркизы де Помпадур, противопоставил царя-цивилизатора «варварскому началу», с которым ему пришлось столкнуться и подчеркнув, собственно, само брутальное начало Петра. Фальконе изваял настолько невероятное и свободное для той эпохи произведение, не вписывающееся ни в нормы господствующего тогда классицизма, ни в нормы барокко, что, вероятно, и был выслан Екатериной из России, так и не дождавшись открытия памятника. Он усадил царя не на богатое седло, а на шкуру дикого медведя. Коня представил в виде вздыбленного, откровенного жеребца с напряженными мускулами, набухшими венами, развевающимися космами гривы и раздутыми ноздрями, давящего нещадно копытами врага в виде гигантского змея. Памятник скульптор водрузил на «дикую скалу» - грандиозный Гром-камень, что довершает брутальность композиции. По замыслу всё это должно было означать победу цивилизации, разума и воли над дикой природой и варварством. Интересен факт, что, когда узнали, что Фальконе отполировал «Гром-камень», это вызвало возмущение критиков. Д. Андреев писал об этом памятнике, «где в простертой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Петр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрестками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению».

Также любопытно, что зрачки Петра и коня сделаны в виде сердечек (конечно, для формирования блика).
Другой интересный пример брутальности - петербургские атланты, которые представляют собой фигуры в виде полуобнажённых силачей, поддерживающих разные архитектурные части. Поражают внимание, наверное, каждого, кто приближается к этим мощным созданиям - колоссы Нового Эрмитажа. Здесь на мускулистых юношей по дикой моде накинуты набедренные повязки из медвежьих шкур, а головы их украшены венками из пшеничных колосьев.







Также изумят атланты-варвары у входа в доходный дом С. Ф. Англареса в Сапёрном переулке (1880-1881 гг, архитектор П.П. Дейнека). Внешне обычный дом в стиле эклектики наполнен обычными для Петербурга кариатидами, драконами, львиными и кошачьими масками. Но дом бросается в глаза в первую очередь своими мощными стражами - свирепыми атлантами, облачёнными в львиные шкуры. Один из стражей даже замахивается на какого-то непрошенного посетителя страшным кулаком.


  В бронзовых композициях Аничкова моста скульптор Клодт исследует тему, начатую Фальконе в Медном всаднике - укрощение человеком дикой природы. На первом этапе этого укрощения мы видим, как обнажённый, мускулистый возничий вступает в нешуточный поединок с неукрощённым, ещё неподкованным жеребцом. В одной из композиций возничий даже повержен конём.


Солнце
  Во многих культурах Солнце - Отец мира, а Луна - Мать. Солнце символизировало как созидательную, оплодотворяющую силу, так и власть. Солярные культы играли важнейшее значение в древнеегипетской религии - мы знаем таких солнечных богов, как Ра, Гор, Амон, Хепри-скарабей, катающий по небосводу Солнце. Фараон Эхнатон вообще в прежде политеическом Египте насаждает единобожие и вводит культ Атона, олицетворяющего солнце. Зимнее солнцестояние (когда высота Солнца над горизонтом минимальна), отмечалось практически во всех мировых культурах и имело важное мистическое и астрологическое значение, связанное с культом плодородия. Праздник летнего солнцестояния (самый длинный день года), также широко празднуется, у славян, например, этот день известен как Иван Купала. В Индии поклонялись богу солнца Сурье -  носителю света, целителю и небесному стражу. В древнегреческой и древнеримской мифологиях Аполлон, «златокудрый и сребролукий» бог света (отсюда его второе прозвище - Феб, «сияющий»), знаменитый покровитель искусств и муз, красавец-мужчина, олицетворял Солнце. Популярно и другое солнечное божество Эллады - Гелиос, который в поздние времена отождествлялся с Фебом-Аполлоном. Оба они любили путешествовать по небу на своих солнечных колесницах. В славянских культурах Солнце олицетворяли Даждь бог, Хорс, Ярило.

Хотя в Петербурге солнца не всегда хватает, зато его образ вполне хорошо представлен в каменном убранстве города. Образ солнца и солнечных лучей, символизирующий божественное сияние, представлен во многих храмах (например, в Исаакиевском, Казанском, Никольском соборах).









«Всевидящее око» («лучезарная дельта») - эзотерический символ в христианстве, популяризированный в масонстве. Этот знак изображается как глаз, вписанный в треугольник с исходящими солнечными лучами и находится на фасадах многих петербургских храмов (например, на Никольском, Казанском соборах).


Зевс, Юпитер
  Отец богов, Зевс (в Древнем Риме - Юпитер) был настоящим воплощением необузданного правителя и мужчины. Он соблазнял и оплодотворял понравившихся ему девушек самыми изощрёнными способами - то обратившись прекрасным лебедем, перепёлом или белым быком, то воздушным облаком или золотым дождём. Перечислить всех детей этого ловеласа не представляется возможным.
Помимо его главного образа, восседающего на троне в Эрмитаже, Зевс представлен в виде быка, похищающего Европу и в виде Громовержца, поражающего чудовище, на барельефах Летнего дворца и др.

К СОДЕРЖАНИЮ
ПРОДОЛЖЕНИЕ

sun, atlas, око, eroticism, Всевидящее, Исаакий, hermitage, isaac's, Зевс, brutal, брутальность, kazan, эротика, Исаакиевский, idol, Никольский, казанский, horse, jupiter, isaac, male, zeus, anichkov, all-seeing-eye-of-god, Юпитер, eye-of-providence

Previous post Next post
Up