TERRA EROTICA. ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО В ОБРАЗЕ ПЕТЕРБУРГА

Feb 12, 2020 17:17


TERRA EROTICA. ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО В ОБРАЗЕ ПЕТЕРБУРГА
Женский принцип в древних религиях и культурах, собственно, так же, как и мужской, глубоко уходит в тысячелетия человеческой истории. Этот принцип, как и мужской, отвечает за плодородие, и всё, что связано с женщинами. Часто представлен в виде символов, богинь (Афродита, Флора), их аватарами и аспектами (Ктеис в Греции, Йони в индуизме). В широком значении олицетворяет и всё пустое внутри, воспринимающее, вогнутое.

В целом, если смотреть на развитие города, то надо осознать, что облик Петербурга формировался в основном мужчинами - архитекторами, инженерами, скульпторами. Именно мужская творческая энергия оплодотворяла архитектурное тело Северной Пальмиры.  Практически бОльшая часть скульптурного убранства Эрмитажа, Летнего сада, дворцов и других построек города просто пронизаны эротизмом, поклонением женской красоте. Всё это, конечно, благодаря здоровому мужскому интересу творцов и заказчиков.

 
 

Женские символы
    Женскими символами или образами можно считать все мягкие, углубленные, округлённые формы. Собственно, круг, овал - это и есть универсальное женское начало. Это могут быть дворы и курдонёры, ротонды и циркумференции (крыло-корпус с дугообразным планом, примыкающий к главному зданию), венки и кольца, завитки и волюты (архитектурный элемент в виде спиралевидного завитка); окна и двери, люнеты (полукруглые ниши над дверями или окнами) и люкарны в виде круглых и овальных оконных проёмов; лестничные пролёты, люки, тоннели.
 
 

Также в скульптурном убранстве можно вспомнить многочисленных кариатид и русалок, кувшины, символизирующие женское лоно; вазы, виолончели и скрипки с их женственными изгибами. Особое изобилие наблюдается в изображении раковин и морских гребешков, наводнивших город, растений, особенно цветов, символизирующих красоту, обычно женскую.

В анимализме - самочки реальных и фантастических существ из камня, металла и дерева - львицы, лошади, курицы, лисицы… Среди мифологических существ - древнегреческие сфинксы в женском обличье.

Женственными округлыми изгибами обладают многочисленные лиры в убранстве города. Кстати, в Элладе утончённая арфа с её нежными звуками считалась «женским» инструментом, в противовес более «мужской» лире, которую использовали на публичных мероприятиях.



Интересно, что во времена Екатерины II в Петербурге появились крупномасштабная мода на округлое - с использованием условной дуги была сформирована Дворцовая площадь (архитектор А. Квасов, 1760-е-70); строились некоторые дома знатных горожан; дом садового мастера (дом В. Гульда в Таврическом саду, архитектор  Ф. И. Волков,  1793) с его игрой дуг полуротонды и циркумференции верхнего яруса; полукруглая застройка Семёновской площади; стали как грибы расти ротонды.


  Луна, левая сторона, озёра, пруды также отвечают за женское начало.



Богиня-мать
    Как известно, Эрмитаж - крупнейшее собрание мира в области эротического искусства.  Однако в рамках темы нас интересует нечто архетипическое. В коллекции величайшего музея представлены древнейшие памятники с территории Евразии от эпохи палеолита и неолита до эпохи железа - здесь мы можем приобщится к чистым женским формам - в виде статуэток из стоянок древних людей. Одна из таких статуэток из первобытной стоянки на Дону - палеолитическая «Венера» c роскошными формами груди и живота, вероятно, представляющая собой Мать-богиню и символизирующая плодородие.

Афродита
    Афродита (Венера) - наравне с Матерью-богиней - базовый принцип женского начала. Она - не только богиня красоты и любви, он также богиня плодородия, вечной весны и жизни, браков и родов и часто представляет слабый пол вообще. Её знак -  Зеркало Венеры (♀) стал символом женщин. И, конечно, образ Афродиты - один из самых излюбленных в искусстве.
    Известно, что «белых дьяволиц», как называли православные традиционалисты античные статуи, скидывали с пьедесталов и закапывали в землю. Пётр - первый во всём, он один из первых на Руси осознал художественные достоинства Эллады и Рима.
Одним из самых канонических образов стала Афродита Анадиомена (др.-греч. «выходящая из моря»), рождающаяся из пены морской. Иногда её изображали в виде «Афродиты-купальщицы» с накидкой-полотенцем в руках. Этим образам соответствует Афродита Книдская, Венера Таврическая и т.д.

В 1720 году в Летнем саду по приказу Петра была установлена первая статуя, положившая начало коллекции античной скульптуры. Это была копия II-III века до н. э. по греческому оригиналу Афродиты Книдской. Доставке «Венус» в Петербург предшествовали несколько лет переписки, а по пришествии богини ей устроили настоящий праздник. Современник в 1721 г. писал: «В средней галерее стоит мраморная статуя Венеры, которою царь до того дорожит, что приказывает ставить к ней для охранения часового. Она в самом деле превосходна, хотя и подпорчена немного от долгого лежания в земле». Статуя была названа впоследствии Венерой Таврической в честь того, что некоторое время она украшала собой сад Таврического дворца. Теперь она хранится в отделе Искусства античного мира Эрмитажа.


    Там же находится торс Афродиты Книдской, выполненный неизвестным римским скульптором в I веке н.э. по оригиналу IV в. до н.э. греческого скульптора Праксителя. Причём статуя трактована в более мягкой форме, чем в оригинале.  Здесь прекраснейшая из олимпийских богов готовится принять ванну, в которой она возвращала себе девственность. Резец времени и ваятеля оставили здесь чистую гармонию женской формы, убрав всё лишнее.




Известен и ещё один образ Афродиты - Венера Каллипига (с греч. «прекраснозадая»). У одного бедного крестьянина были две прелестные дочки, которые однажды поспорили, чья попа красивей. Они так разошлись, что даже решили провести соцопрос и вышли на улицу, где повстречали юношу из богатой семьи. Они перед ним заголились и он влюбился в старшую, поведав об этом позже младшему брату, который влюбился в младшую. После их свадьбы девушек прозвали «дивнозадыми» и они, получив наследство, построили храм в честь Афродиты, назвав её «Каллипигой». Неизвестный скульптор создал свою версию этой Каллипиги, реплики которой разошлись по всему миру, в Петербурге, например, они есть в Павловском парке, в Царском Селе и в Эрмитаже.






Флора
   Флора - древнеримская богиня цветов, расцвета, плодов и пробуждения весны. Аналоги богини существуют во многих мифологиях народов, которые живут земледелием с  сезонным циклом. Художники разных веков любили писать Флору в образе юной и прекрасной обнажённой девушки, утопающей в цветах.



Ника и Слава
    Ника - древнегреческая богиня, которая символизировала победу, и вообще всякий успешный результат.  Часто изображалась в виде девушки с крыльями, ласково кивающей головой победителю или парящей над ним и водружающей на его голову венок. Родственница Ники -крылатая, витающая над победителем Слава.
    Ещё одна известная античная скульптура богини - Ника Самофракийская, которая представляет собой одновременно монументальный и лёгкий образ женщины с огромными крыльями. Она стремительно двигается вперёд в развевающемся от ветра полупрозрачном хитоне со струящимися складками. Этот образ повлиял, например, на знаменитую скульптуру «Родина-мать». Ему же вторит мемориал «Партизанская слава» под Лугой (1973-75 гг, по проекту архитектора В. Б. Бухаева). Девушка-партизанка с автоматом на отлёте и развевающимся знаменем в руках, очевидно, вдохновляет солдат на атаку на врага. Интересно, что скульптура девушки в образе богини установлена на возвышении, словно перед поляной, окружённой фаллоподобными стелами, будто в ожидании культа, который будет служиться в её честь.

Один из уголков, где парящая Слава чествует победителей - настоящих самцов - у Адмиралтейства.


По проекту гениального скульптора Аникушина в 1996 г.  у Нахимовского училища была установлен великолепный «Памятник морякам и создателям флота России», изображающий очаровательную, полунагую девушку, очевидно, богиню Нику, в окружении «мужских» символов - вымпелов, якорей и военного парусника.

Музы
    Музы (др.-греч.- «мыслящие») - богини в эллинской мифологии, покровительствующие искусствам и наукам, дочери Зевса и Мнемосины. В классическом варианте их - девять, каждая отвечает за свою сферу: Каллиопа - муза эпоса, Клио - истории, Эрато - любовной поэзии и мимики, Эвтерпа - лирической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнов, Терпсихора - танцев, Талия - комедии и Урания - астрономии. Обычно они обитали на горе Геликон, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена или на горе Парнас с источником Касталия. Музам полагался свой храм (мусейон, от этого слова и произошел "музей"). В современном переносном значении муза - это та девушка, женщина, которая вдохновляет мужчин на творчество и играет одну из важнейших ролей, на которую способна женщина.
    Петербург (с Царским Селом) можно по праву назвать и «Городом муз» в самом широком смысле. Пересчитать всех муз, изображённых в камне в Петербурге - практически невозможно, настолько они любимы архитекторами и скульпторами. Изваяния муз можно встретить в Летнем саду (например, Терпсихора и Евтерпа); обобщённая муза танцев и трагедии - посреди трёх аллегорических фигур на углу Миллионной ул. и Мраморного пер. дома И. Ф. Громова (архитектор К. К. Рахау).



Нимфы
    Нимфы (с др.-греч. «невеста») - в античности - наиболее популярные божества природы, изображались в виде прекрасных полностью или наполовину обнажённых девушек и олицетворяли различные явления природы, за которые отвечали определённые типы нимф. Люди верили в их реальное существование, и они везде находили их присутствие. В журчании ручья им слышался шёпот наяды, в отзвуках гор им чудилась нимфа Эхо, в шелесте лесов - дриада, в плеске волн - нереиды.
    Петербург - город нимф, особенно много этих удивительных созданий приютилось в Летнем саду.
    В облике Адмиралтейства можно найти немало античных персонажей, среди них, по обе стороны от центральной арки - "Нимфы, несущие небесную сферу" (скульптор Ф. Ф. Щедрин, 1813).



Времена года
На углу проспекта Энгельса и улицы Шостаковича есть примечательная скульптурная группа «Времена года», представляющая собой фонтан, вокруг которого устроили свой парящий музыкальный танец чувственные нимфы в полупрозрачных одеяниях, символизирующих весну, лето, осень и зиму (скульптор К. Гарапач, 2014).
В Галерее Гонзаго в Павловском дворце были установлены подлинные итальянские статуи XVIII века: «Зима», «Весна», «Осень» и «Лето», сохранились все, кроме аллегории «Лето».



Даная
    Даная в древнегреческой мифологии - дочь аргосского царя Акрисия, которому было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, поэтому он жестоко засадил девицу в темницу. Всевидящий Зевс прознал про красоту узницы и проник к ней в виде золотого дождя, оплодотворил Данаю и у неё родился сын Персей. Трактовка образа Данаи весьма разнообразна, и, в том числе, на этом примере, со времён Ренессанса, художники сделали женскую наготу «официально приемлемой» в искусстве.
    В Петербурге самая знаменитая Даная находится в Эрмитаже. На Тульской улице, 6 находится её менее известное довольно абстрактное гранитное воплощение, установленное в 1995 г., скульптор В. Винниченко.

Luxuria
    Аллегорическое изображение девушки под именем Luxuria (ит. - сладострастие), как одного из семи смертных грехов было обычным для средневекового искусства. В эпоху Возрождения трактовка образа трансформировалась в не такое назидательное «наслаждение», погоню за чувственными удовольствиями и даже в образ любви и Венеры. Атрибутами её являлись кролики и голуби, куропатки и крокодилы. В Летнем саду можно увидеть такую фигуру (неизвестный итальянский скульптор, начало XVIII в), изображающую женщину, которая грудью кормит голубя (символ любви) и наступает ножкой на крокодила (символ страсти). Статуя полностью соответствовала замыслу Петера о Летнем саде как месте для проведения весёлых балов-маскарадов и празднеств.


Кариатиды и канефоры
Кариатида (от греч. каштановая, или карийская) - статуя в виде женской фигуры, используемая вместо колонны, пилястры или пилона в качестве опоры какой-нибудь конструкции сооружения.
Однажды пелопоннесский город Карий вступил в сговор с персами - врагами Эллады. За это они тяжело поплатились - греки перебили мужчин-карийцев, а карийских женщин («кариатид» по-гречески) - взяли в рабство, проведя их в триумфальном шествии. В честь оного события скульпторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения верхней части сооружений, «дабы потомство помнило о наказании карийцев».
Есть и другая версия. Известно, что карийские девушки на праздниках в честь богини Артемиды танцевали с корзинами с тростником на головах, словно они были танцующими растениями, образ чего так запал в душу архитекторов и скульпторов, что они запечатлели это в своих постройках. Таких девушек назвали канефоры (др.-греч. «несущие корзины») и их тщательно отбирали из девственниц знатного происхождения. Чтобы девушкам было не одиноко, позднее архитекторы разбавили их общество атлантами.



Интересный пример прямо симфонии кариатид стала скульптура дачи Белосельских-Белозерских на Крестовском острове, построенной по проекту Штакеншнейдера в 1847 году (воссоздана в 2006 году).










Пара кариатид поддерживают эркер башни доходного дома  К. Е. Ершова на набережной Мартынова, 16, построенного в 1917 году в стиле модерн.




Интересное содружество кариатид можно наблюдать на фасаде Литейного дома Зинаиды Юсуповой. Полуобнажённые девы, поддерживающие антаблемент над порталом, едва прикрыты накидками, игриво открывающими их соски (фигуры выполнены из бременского песчаника в мастерской Трискорни).



Утерянная невинность. Девушка с кувшином
    Образ девушки с разбитым кувшином - одна из тем художников-символистов. Кувшин в этом случае означает утраченную невинность. В Царском Селе находится скульптурная версия этой сценки - «Девушка с кувшином» («Молочница»), по проекту испанца А. А. Бетанкура, скульптор - П. П. Соколов. Одним из известных поэтических воплощений этого символа была басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком», знакомая создателям композиции.
 


Беременность
    В 1881 г. по проекту архитектора В. А. Фомичёва для В. Ф. Краевского (ныне переулок Ульяны Громовой) было построено не совсем обычное здание - ризалиты вроде обычного эклектического фасада здесь подпирают кариатиды с округлившимися животиками (кстати, в интерьере тоже). Причём у одной настолько, что она вынужденно вытянула руки чтобы поддержать свой живот. Дом символически обильно украшен фруктами, и кстати, видимо, некоторые кариатиды уже разрешились от бремени, так как внутри можно увидеть малышей (в орнаменте). Краевского считали «отцом русской атлетики», его лозунгом было «Занятие с отягощениями - есть средство от всех болезней, развитие красивого и гармоничного тела».


Женщины-воительницы
    Изображения самых разных женщин с оружием во многих культурах, как и основные древнейшие женские божества (Богиня-Мать) имели важнейшее значение для эмансипации и самосознания женщин в истории человечества. В Петербурге мы можем видеть невероятно большой количество живописных и скульптурных произведений, изображающих женщин с оружием.  К сожалению, процесс этот настолько понравился представительницам некогда слабого пола, что теперь он принял необратимый характер - женщины постепенно вытесняют представителей сильного пола с исторически типичных мужских позиций. Хотя мы отвлеклись от темы… Итак, мужчины, осторожно!
    Афина Паллада (Минерва)- в древнегреческой и римской мифологии богиня мудрости, военной стратегии и тактики, обычно её представляют с мужскими атрибутами - в доспехах, с копьём и щитом, змеёй и совой (на фасадах Академии художеств, Музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица и т.д.) Неожиданно Афина появляется в образе прекрасной обнажённой девушки - аллегории философии во дворе нового корпуса Российской национальной библиотеки (скульпторы А. А. Мурзин и Б. А. Свинин, 2003 г).
Артемида (в Древнем Риме - Диана) - вечно юная богиня охоты и плодородия. Обычно изображалась с луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, часто в сопровождении лани и нимф.

      

Беллона (bellum - «война») - другая древнеримская богиня войны, часто изображалась с мечом, щитом или с факелом. Жрецы богини, которых называли фанатиками, в исступлении раздирали друг друга, принося Беллоне в жертву свою кровь и предсказывали будущее. В Летнем саду находится интересная версия этой богини. Итальянский скульптор А. Тальяпьетра (около 1718 г) изобразил её в сюрреалистическом смешении с Персеем, в тот момент, когда она наступает на отрубленную голову Медузы Горгоны, причём Беллона держит факел, напоминающий фаллос (автор опущенным факелом и отрубленной головой чудовища аллегорически указал на окончание войны).

    

Юдифь - иудейская героиня, спасшая свой город после того, как войска ассирийцев осадили его. Она соблазнила вражеского полководца Олоферна, и, когда он уснул, отрубила ему голову. Юдифь была «красива видом и весьма привлекательна взором», в искусстве обычно сочетала тему эротизма и смерти. «Юдифь» - редкий в России образ, ей посвящена великолепная картина Джорджоне в Эрмитаже.

Амазонки - легендарные женщины из мифов Эллады, которые терпеть не могли мужчин, а для воспроизводства населения совокуплялись с иноплеменниками. Причём от родившихся мальчиков избавлялись разными способами, а девочек оставляли себе.  Слово «амазонка», вероятно, происходит от древнегреческого «безгрудая», видимо, от того, что по одной из версий они для удобства стрельбы из лука девочкам выжигали одну грудь. В Колонистском парке Петергофа находится копия «Амазонки, сражающейся с барсом» (середина XIX вв) прусского скульптора А. Кисса, запечатлевающего момент яростного нападения зверя на коня с восседающей на нём полунагой свирепой амазонкой с занесённым копьём (и с обеими грудями). В Эрмитаже представлена скульптура Эмиля Вольфа «Амазонки» (1847 г.), изображающая одногрудую амазонку, поддерживающую раненую товарку.



Фемида в древнегреческой мифологии (Юстиция - в древнеримской) - богиня правосудия, часто встречается в убранстве Петербурга. Начиная со Средневековья изображалась обычно в виде статной женщины с обнажённой грудью, с весами, мечом и с повязкой на глазах. Весы означали точное взвешивание поступков человека, повязка - беспристрастность, а меч - воздаяние за грехи.



    Медуза Горгона, по одной из версий, вначале была в общем-то симпатичной девушкой с красивыми волосами. Однако из-за неясных пертурбаций Афина превратила её волосы в змей. Медуза на всех обиделась и стала всех превращать в камень, после чего ею стали пугать непослушных древнегреческих детей. Однако Персей в честном поединке «Голову с шеи сорвал» и освободил Элладу от такой напасти. Медуза - один из популярнейших мотивов в скульптурном убранстве Петербурга. Медузу можно считать символом поверженной мужчиной излишне агрессивной женщины.

Валькирии, согласно скандинавской мифологии, девы-воительницы, которые летают над полем битвы и решают, кому из убитых воинов попасть в рай - Вальхаллу. Изображаются в доспехах, шлемах, со щитами и копьями. Так как они - не античный персонаж, в облике города встречаются нечасто. Самое известное место, куда прилетают эти девы в Петербурге - Дом компании "Зингер" (архитектор Ю. П. Сюзор, 1902-1904).


    Воинская доблесть представлена в Екатерининском парке Царского Села в виде полуобнажённой в шлеме, которая опирается на щит - аллегория победы России над Швецией, так как на щите нанесены доминирующий орёл (играет за Россию) и лев (Швеция), скульптор А. Тарсиа.



Правительница
В сущности, в истории человечества женщина, облекаемая властью, облекалась и в типично мужские регалии. В Египте и Месопотамии фараоны и цари женского пола одевали мужскую одежду. Например, женщина-фараон Хатшепсут надевала накладную бороду («официально» фараон был воплощением Хора, и он мог быть только мужчиной), а ассирийской царице Семирамиде вообще приписывают изобретение штанов. Также правительницы, дабы не терять властной респектабельности, берут в руку скипетр. Кстати, «Семирамидой Севера» Вольтер называл  российскую императрицу Екатерину Великую, изображения со скипетром которой встречаются в Петербурге повсеместно.



Материнство
    Многие считают, что материнская любовь - самая сильная. Мать, наверное, во всех культурах символизировала жизнь, рождение, плодородие, вечность и родительскую любовь. Одно из представлений материнства - христианская Богородица с Младенцем на руках, их образы мы можем видеть практически везде. Менее представлены «светские» образы этого явления, например, скульптура «Материнство» на Тульской улице (скульптор Е. Ротанов, 1995 г).  Вырубленная из гранита фигура обнажённой женщины, которая одной рукой придерживает ребёнка, припавшего к её груди, а другой рукой укрывает от напастей мира. Женщина явно напоминает древний образ Матери-богини.
Здание Ортопедического института в Александровском парке, построенное в 1905 году по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера, украшено прекрасным майоликовым образом Богоматери с младенцем, созданным по эскизу К. С. Петрова-Водкина в 1904 году в духе эпохи модерна.



Мама с сосущим грудь младенцем представлена в скульптурном убранстве доходного дома генерал-майора Н. П. Демидова (Большой пр. ВО, 50), построенного по проекту архитекторов Вл. А. Косякова и Г. А. Косякова в 1910-1911 гг. в стиле модерн.



Женщины, девушки
   Женщины, вдохновлявшие мужчин на творчество с первобытных времён - одна из самых популярных тем в искусстве. Образы обнажённых женщин и девушек - иногда самая распространённая линия в творчестве многих художников и скульпторов (А. Майоль, О. Ренуар…) В Петербурге прекрасных представительниц каменного и бронзового мира можно увидеть довольно часто, и часто вовсе без всякого мифологического подтекста.
    В Муринском парке в 1985 г. была установлена статуя «Девушка», вырубленная из гранита в 1965 г. скульптором А. Н. Черницким. Статуя представляет довольно чувственную, крепких, даже первобытных форм нагую фигуру.  Рядом расположена его же композиция «Восходящее солнце» (1962 г.), представляющая фигуру полулежащей девушки, словно очнувшейся ото сна в лучах солнца.
   



Танцовщицы
    Танец - неотъемлемая часть эротического искусства, а покровительница танца Терпсихора - один из популярнейших образов в искусстве. В Петербурге можно встретить довольно много изображений танцовщиц, включая Терпсихору в Летнем саду.


    В творчестве скульптора Елены Янсон-Манизер излюбленной линией была тема танца. В своей «Танцовщице» (памятник восходящей тогда молодой звезде балета Галине Улановой), скульптор представляет полуобнажённую балерину в виде парящей полуокружности. Скульптура была установлена в парке ЦПКиО им. Кирова, 1936 г, ныне во дворе Вагановского училища.

Циркачки
К сожалению, в античности не было специальной музы, посвящённой цирку. Поэтому, украшая цирк Чинизелли на Фонтанке, в гости привели «смежных» муз - Мельпомену, Эвтерпу, Эрато и Талию (комедии). Полуобнажённые фигуры Мельпомены, Эвтерпы и Эрато поместили на самоё почётное место - прямо посреди арочных окон второго яруса. А в 2001 году перед главным входом в цирк, на тротуаре была установлена скульптура "Цирк приехал" в виде катящийся на моноколесе акробатки с обнажённой грудью (скульптор А. Аветисян).






«Женские» растения
    «Женские» растения как живая часть садов и парков и орнамента Петербурга носят более мягкий, по сравнению с «мужскими», характер - мягкие лиственные деревья - берёза, яблоня, осина, ива, рябина («но нельзя рябине ("девушке") к дубу ("мужчине") перебраться»); многие цветы.



В СОДЕРЖАНИЕ
ПРОДОЛЖЕНИЕ

миф, siren, архитектура, луна, myth, aphrodite, энциклопедия, сирин, райская, фольклор, mermaid, themis, petersburg, скульптура, artemis, танцовщица, Фемида, danae, воительница, gamayun, sirin, griffin, encyclopaedia, женщина, goddess, valkyrie, русалка, грифон, folklore, предание, горгулья, russian, богиня, Петербург, Афродита, птица, Алконост, Сирена, сказочная, gargoyle, moon, alkonost, мифические, феминизм, maternity

Previous post Next post
Up