TERRA EROTICA. АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА (часть II, продолжение)
Конструктивизм
Именно в этот период появилось понятие «горизонтальной архитектуры» (т.е. противоположная мужской «вертикальной»), с её преобладающими горизонталями ленточных окон и корпусов. Причём часто эти горизонтали противопоставлялись чётко выраженному «мужскому началу» - мощным вертикалям в виде башен пожарных частей, промышленных и административных зданий.
Сталинский неоклассицизм и беренсианство
В эпоху строительства советской империи требовалась соответствующая ей имперская архитектура - то есть классицизм. Но «строгого классицизма» в стране «победившего социализма» и затем «победившего народа» (со своим фактически императором) было мало - требовалась настоящая мощь военизированного, триумфального зодчества древнеримской империи и палладианства, что привело к созданию неоампира. Создаются полноценные культовые «дворцово-храмовые» и парковые комплексы с многофигурными композициями и процессиями, которые посвящены кумирам, прославляемым ликующим народом, обильно увешанные знамёнами, эмблемами, скульптурами рабочих, матросов, солдат, лётчиков и даже самолётами и танками (комплекс на площади Челюскинцев-Папанинцев, Дом советов и так далее).
Другой пример классицизма особой «самцовости» - беренсианство. В эпоху неоклассицизма и модерна в Петербурге по проекту Петера (опять «камень»!) Беренса в предвоенные годы (1911-1913) было воздвигнуто здание Германского посольства. Уникальной особенностью этой постройки являются огромные, столбы-колонны из красного шведского гранита. Мышление заставило архитектора Германской империи представить не только монументальность главного представительного здания в столице России, но и снабдить её настоящим, даже преувеличенным мужским достоинством. Здесь «эрегированным» тёмно-красным колоннам словно стало тесно, и они выпрямились вверх во всю высоту здания. В довершение всего на аттике фасада были установлены «тевтонцы» - бронзовая группа обнажённых Диоскуров, ведущих жеребцов. Во времена советской империи эта идея так пришлась по душе элите города, что беренсианство стало ведущим лейтмотивом в архитектуре Ленинграда и Москвы.
Брутализм
1970-е годы принесли в Ленинград новые европейские веяния - после «женственного» хрущёвского периода город охватила кирпично-бетонная мощь нового направления в архитектуре - брутализма, с его крупномасштабными конструкциями и объёмами, смелыми решениями и точечными высотками. Здесь остро-выразительным языком провозглашалась новая эстетика «правды» жёстких «мужских материалов» - кирпича и бетона. Оголённые, как тогда казалось, до неприличности, краснокирпичные и бетонные твердыни поползли вверх, поражая современников и часто вызывая критику горожан. «Разгул» брутализма прошёл практически по всему строительству высотных зданий телефонных автоматических станций. В это время фактически формировалась бруталистская, мужская «небесная линия» города.
Самое высокое сооружение Петербурга
Долгое время, до 1962 года (когда построили телебашню), самым высоким доминантным сооружением Петербурга считался шпиль Петропавловского собора в Петропавловской крепости (122,5 м) (то есть преобладание императорского и духовного величия). Постепенно, как грибы стали подниматься другие небоскрёбы. На время написания этого повествования главным мужским символом можно считать самый высокий небоскрёб Петербурга - высотку Лахта-центра. Она абсолютно доминирует в окружающем пространстве Финского залива, противопоставляясь женскому символу - гигантской чаше стадиона на противоположном берегу. Автор не исследует данный вопрос глубоко, так как статья не относится к области политики и экономики.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/348959/348959_600.jpg)
Самые женские постройки - кругообразные («дома-кольца», Ротонда…)
В архитектоническом, композиционном смысле, круглые в плане постройки можно признать «женскими». В этом смысле выделяются несколько объектов.
Внешне прямоугольное в плане здание Академии художеств, построенное в стиле классицизм (1764-1788 гг, архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен) выделяется тем, что в основе композиции лежит вписанный в прямоугольник круг. И это, вероятно, самый большой в мире круглый двор.
В 1822 -27 гг. по проекту архитектора И. И. Шарлеманя на углу Фонтанки и Гороховой для купца Устинова во дворе была выстроена необычная постройка - круглый в плане корпус с внутренним кольцеобразным двориком.
Ещё одно примечательное здание с круглой в плане формой построено для тюрьмы на острове Новая Голландия архитектором А. Е. Штаубертом в 1830 году. Благодаря своей форме оно получило название «Бутылка», именно отсюда и появилось выражение «не лезь в бутылку».
В 1856 г. по проекту архитектура Е. И. Винтергальтера в доме Яковлевых - А. Ф. Евментьева на углу Фонтанки и Гороховой была построена интересная круглая в плане лестница, знаменитая "Ротонда".
Особняк С. Н. Чаева знаменит не только своим замечательным обликом в стиле модерн, (архитектор В. П. Апышков, 1907, позже достроен), но и своим внушительным круглым в плане вестибюлем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klenovy/12581484/349230/349230_600.jpg)
Дворы-колодцы
Одним из символов Петербурга считаются дворы-колодцы. В них мало света, часто высокая влажность из-за отсутствия ветра - все дамские признаки.
«Андрогинизм» в архитектуре
Одновременное присутствие «мужских» и «женских» признаков в архитектуре Петербурга - распространённое явление. Выдаются в этом смысле павильоны Аничкова дворца с их камерностью и «женским» ионическим ордером и внушительными фигурами древнерусских витязей с мечами (1818 г., К.И. Росси).
По проекту того же Росси также был выполнен Кухонный корпус на Елагином острове (1818-1822). Оригинальное, полукруглое в плане здание выполнено без окон, чем напоминает крепость, твердыню (мужское начало), что противопоставляется изнеженным каменным фигурам в основном античных богинь и героинь, а также богов в виде прекрасных юношей.
Выделяются и произведения конструктивизма - Кировский райсовет (Н. Троцкий) с его вертикалью башни и горизонталями ленточных окон, "Круглая баня" в Лесном (А. С. Никольский) с отчётливой трубой и цилиндром корпуса.
Разводные мосты
Петербург - город островов и рек. Только в черте города находится около 90 рек (и их рукавов), протоков и каналов. Поэтому мосты для Петербурга имели первостепенное значение. Однако до середины XIX века мосты были в основном наплавные (понтонные, плашкоутные), которые страдали от наводнений, волн, ледоходов, ветров и самой воды, и часто требовали ремонта. Для пропуска кораблей секции моста отводили в сторону, освобождая путь. Даже после устройства первых постоянных мостов на Большой Неве их крыло поворачивалось в горизонтальной плоскости.
Видимо, первые вертикально разводные мосты появились при Екатерине Великой - семь типовых каменных трёхпролётных мостов через Фонтанку, из них уцелели только Екатерининский (позже Чернышёв, теперь Ломоносова) и Старо-Калинкин. Архитектура мостов неумолимо напоминает индийские храмы, с четырьмя башенками на каждом. Кстати, вспомним, что эта эпоха - мода на восточные мотивы и то, что культура Индии - одна из фаллоцентрических, так что здесь было бы вполне уместно вспомнить про храмовый комплекс Кхаджурахо. И действительно, приглядевшись, на мосту Ломоносова можно увидеть украшения с характерной тематикой - гранитными обелисками, с водружёнными на них фонарями с уникальными существами - морскими крылатыми единорогами с золочёными рожками, лапками и хвостами. Причём хвосты украшены настоящими мужскими орудиями - трезубцами. Мосты ощетинились мощными остриями ледорезов. Это было действительно эффективно и эффектно, когда один за другим по Фонтанке на цепях поднимались крылья мостов. К сожалению, теперь эти мосты не разводятся.
Постепенно вертикально-подъёмная система стала настолько популярна, что мосты на Большой Неве, возведённые позже - Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Биржевой, стали подлинной симфонией архитектуры, инженерии и воды и превратились в символы города. Белой ночью, их медленно вздымающиеся гиганты-крылья могут загипнотизировать не только гостя города, но и самого искушённого ценителя.
Но всё не так просто - символы, как и сны и подсознание - часто имеют взаимоперетекающие образы. Как бывают женоподобные мужчины, так и наоборот. Мосты - сложный образ, если их рассматривать как отдельные элементы в вертикальном состоянии крыльев, они - мужские. Если такой мост рассматривать целостно, то можно увидеть другой образ - открытое отверстие моста - принимающее женское лоно, с втекающим в него потоком Невы, который можно рассматривать как мужское начало.
Стрелка Васильевского острова
Стрелка Васильевского острова - знаковое место Петербурга. Географическое расположение этого мыса, мощно врезающегося в полноводную Неву и рассекающего её на два рукава - Большую и Малую Неву, позволяет судить об этом месте как одном из самых мужских и впечатляющих. Именно поэтому здесь решили устроить один из важнейших деловых, торговых центров страны - Биржу. Архитектор Тома-де-Томон в античном духе построил здесь доминантный центр - здание Биржи в виде древнегреческого храма, с дорическими колоннами, напоминающего храм Посейдона, установив на главном (восточном) фронтоне статую бога Нептуна (Посейдона). Здание защищают Ростральные колонны как символ морского могущества империи. Колонны украшены мужскими символами - носами и рострами (таранами) кораблей, а также божествами моря (рек) и коммерции.
В СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ