ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ПЕТЕРБУРГА И ПРИГОРОДОВ

Mar 27, 2020 14:00


ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ПЕТЕРБУРГА И ПРИГОРОДОВСОДЕРЖАНИЕ
  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. УТРАЧЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
  3. СОХРАНИВШИЕСЯ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В ПЕТЕРБУРГЕ
  4. СОХРАНИВШИЕСЯ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА СЕВЕРНЫХ ОКРЕСТНОСТЕЙ ПЕТЕРБУРГА
  5. СОХРАНИВШИЕСЯ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА ЮЖНЫХ ОКРЕСТНОСТЕЙ ПЕТЕРБУРГА
    Многие думают, что Петербург всегда был построен из камня, но ведь своё «каменное величие» Петербург приобрёл не сразу. В тяжёлых условиях войны со шведами, в желании Петра скорейшего выхода к Балтийскому морю, Петропавловская крепость, город Петербург и форт Кроншлот строились на скорую руку, из подручного материала. Конечно, это было, в первую очередь, дерево. Весь камень и кирпич шли тогда на самое главное - Петропавловскую крепость и Адмиралтейские верфи, на мощение улиц.

Можно сказать, что в первое десятилетие существования города он был преимущественно деревянным, и чтобы придать постройкам более внушительный вид, их расписывали под мрамор (как Петропавловскую церковь) и кирпич (например, Домик Петра).
    Указы Петра в 1714 г. о запрете строить деревянные дома на набережной Невы, о запрете на каменное строительство в России вне Петербурга и об обязанности имущих сословий строить в камне на свои средства только в новом городе сильно повлиял на формирование «каменного облика» Северной столицы. «Я застала Петербург деревянным, я оставлю его каменным» - сказала Екатерина II в конце своего царствования, но это уже другая история.
    Однако, деревянное строительство продолжалось, со второй половины XIX века нарастает бум строительства доходных домов, особенно на окраинах Петербурга (которые теперь включены в территорию города), где архитекторы строили дома преимущественно из дерева.
    Время, периодические пожары и требования градостроительства стимулировали рост каменной архитектуры, и теперь мы иного и не представляем.
    Однако время не щадит дерево. Особенно повлияла на уничтожение деревянного зодчества Великая Отечественная война (такие дома легко возгорались и разбирались на дрова) и неумение ценить это удивительно хрупкое наследие. Любопытно, что на окраинах администрация Ленинграда приказывала разбирать все деревянные постройки на дрова в первую очередь, так как были огромные проблемы с топливным снабжением.
    Но, к счастью, есть немало мест, где чудом сохранились эти трогательные малоэтажные деревянные постройки. По разным подсчётам, теперь в Петербурге осталось не так много - по подсчётам КГИОПа в 2017 году деревянных домов на территории Петербурга осталось 271. Из них почти половина находилась в удовлетворительном состоянии, 6% - в процессе реставрации, пятая честь в неудовлетворительном, в аварийном - 6%, в руинах 7%. С каждым годом их становится меньше и меньше.

УТРАЧЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
    Сама Петропавловская крепость строилась земляной, но внутри стен возводили ряды деревянных домов, деревянные были Петропавловская церковь и крепостные ворота (Петровские).
Также на территории крепости была построена первая деревянная лютеранская церковь города (в 1704 или 1705 г.) обер-комендантом Санкт-Петербурга Романом Брюсом, она носила имя святой Анны (позже была перенесена).



Вначале строительство города шло стихийно, из дерева строились избы для офицеров, склады, бани, вспомогательные сооружения. Деревянным было первое крупное жилое здание Петербурга - Домик Петра I. Затем были деревянная церковь (Троицкий собор), причалы, торговые ряды (первый Гостиный двор) и биржа. Первая австерия (ресторация, питейный дом, гостиница и клуб, 1703 г.) с галереями также была из дерева.
    На строительстве Петербурге трудилось тысячи рабочих людей, которые были присланы из разных городов России - каменщики, плотники, кирпичники, пильщики, слесари и столяры. Для них также ставились избы и делались огороды.
     В 1712 г. царский двор переехал из Москвы в Петербург, и в городе и окрестностях началось массовое дворцовое строительство. Для Екатерины I в Екатерингофе был построен деревянный дворец (1711 г.) как загородная резиденция. (Кстати, позже, по проекту архитектора О. Монферрана в парке в разных стилях были построены деревянные павильоны). Рядом возвели усадьбы Анненгоф с деревянными дворцами (1710-е) для старшей дочери Петра I Анны Петровны и Елизаветгоф, для младшей дочери Елизаветы. Неподалёку на соседнем острове построили деревянный царский Подзорный дворец.

Исаакиевская церковь
    В 1710 году у Адмиралтейства из чертёжного амбара создали первое здание Исаакиевской церкви - деревянное (именно в этом здании 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна).

Первый Зимний дворец
    В 1708 году на территории нынешнего Эрмитажного театра, Пётр I строит деревянный «Зимний дом» - двухэтажные палаты с высоким крыльцом и черепичной крышей.

Среднерогатский дворец
    У Средней Рогатки (сторожевой будки), на пересечении дорог - из Петербурга в Москву и из Петербурга в Саарскую мызу в 1714 г. (примерно на месте современной площади Победы) был построен деревянный путевой дворец (Среднерогатский дворец), предназначенный для отдыха царской семьи. В 1743 г. здание сломали и в 1748 г начали строить новый большой деревянный дворец (второй) по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли.

Первый Итальянский дворец
    В 1712 г. своей супруге, Екатерине I, Пётр подарил большой участок в тогдашнем пригороде Петербурга, между Фонтанкой и современным Лиговским проспектом (тогда ещё не разделённый Литейным проспектом). По проекту неизвестного архитектора на берегу Фонтанки был построен деревянный дворец, получивший название Итальянский. Название дворца, построенного по подобию итальянских увеселительных домов, дало название обширным садам, получившим название «Итальянские», и улицам Итальянской и Большой Итальянской (ныне Жуковского).  В 1725 - 1726 гг. вместо обветшавшего деревянного по проекту М.Г. Земцова построен каменный дворец (разобран в начале XIX века, на его месте возведён Екатерининский институт, здание которого мы видим сегодня).

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны
    По рекомендации Бирона архитектор Франческо Бартоломео Растрелли становится обер-архитектором двора императрицы Анны Иоанновны. В XVIII в. на части территории Третьего Летнего сада (где сейчас располагается Михайловский замок), в 1741-1745 гг. по проекту и под руководством Растрелли в стиле барокко был сооружен деревянный Летний дворец «на каменных погребах» - сначала как дворец правительницы Анны Леопольдовны, затем, после переворота, императрицы Елизаветы Петровны.
    Елизавета любила Летний дворец и с наступлением весны торжественно переезжала из зимней резиденции сюда, в последних числах сентября с теми же пышными церемониями возвращалась обратно. 20 сентября 1754 г. именно в этом дворце родился будущий император Павел I.

Дворец на Петровском острове
    В 1760-х по заказу императрицы Екатерины II на Петровском острове (Петровская коса, 2), вероятно, по проекту А. Ринальди был построен деревянный дворец в переходном стиле от барокко к классицизму. Дворец стоял на большой круглой площади в парке с регулярной планировкой.

Дача  А. Н. Воронихина
    Деревянное здание построено на Каменноостровском пр., 62 в стиле классицизм в 1807 г. по собственному проекту архитектора А. Н. Воронихина. Утрачено в 1980. На этом месте по похожему проекту, так сказать, здание восстановили в 2009 г. из железобетона.

Нарвские триумфальные ворота
    Для встречи российских войск, возвращавшихся с победой из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, решили устроить торжественную встречу. Первые Нарвские триумфальные ворота были построены в 1814 г. по проекту арх. Джакомо Кваренги не на месте нынешних, а у начала Петергофской дороги у Обводного канала. Готовились поспешно, ворота были поставлены за один месяц и Кваренги решил их в виде деревянной однопролетной арки с фигурами воинов в нишах и колесницей Славы. Именно через эту, кваренгиевскую арку российские войска в 1814 году прошли, возвращаясь из Заграничного похода 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября. Однако, за десять лет конструкции обветшали и в 1827-1834  гг по проекту архитектора В. П.  Стасова были построены новые, нынешние ворота.

Вокзал в Павловске. Так откуда же взялось слово "вокзал"?
    В 1838 г. у конечной остановки Царскосельской железной дороги по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера был возведён деревянный павильон Курзал - "Воксал".
Именно павловский Вокзал дал современное значение зданию железнодорожной станции. Название происходит от популярного в те времена в Лондоне увеселительного сада Воксхолл-Гарденз (Vauxhall Gardens). В свою очередь Vauxhal восходит к главе наёмного войска короля Джона (Иоанна) Безземельного нормандцу Фальку де Бреоте (Falkes de Breauté), который владел в том месте на Темзе особняком под названием Faulke's Hall (Дом Фокса или Фоксшале) или Foxhall.
    Автор проекта железной дороги Франц фон Герстнер предполагал, что появление «нового Тиволи» привлечёт пассажиров к путешествиям за город. Для популяризации железной дороге в Вокзале устроили ресторан, гостиницу и музыкальный зал, причём концерты для публики и вход в Павловский парк были бесплатными. Первоначально музыка в вокзале звучала фоном во время обедов, на балах и танцах, однако вскоре начали выступать профессиональные коллективы. Вокзал сгорел в 1844 г. и был быстро восстановлен по первоначальному проекту.
    Павловский вокзал стал первым постоянным концертным учреждением России, в котором выступали симфонические оркестры. С 1856 года в течение десяти сезонов выступал Иоганн Штраус (сын), дирижировали здесь А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А. К. Лядов, выступали Л. В. Собинов, Н. Н. и М. И. Фигнеры, С. С. Прокофьев, пел Ф. И. Шаляпин и другие.
    Во время Великой Отечественной войны здание вокзала было уничтожено.

Летний театр при Павловском вокзале
    Деревянное здание Летнего театра построено при Музыкальном Вокзале по проекту арх. Н. Л. Бенуа. Рассчитывалось на вместимость до тысячи человек. На сцене театра выступали Ермолова, Савина, В. Самойлова, Давыдов, Варламов, Шаляпин и др.
    Во время Великой Отечественной войны здание вокзала было уничтожено.

Вилла Родэ
    В 1908 г., недалеко от нынешнего Метро Чёрная речка, на месте, где ранее находилась дача Голицыной, управляющим Крестовским садом А.С. Родэ был открыт загородный комплекс «Вилла Родэ». Здесь располагался большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали известные артисты (Н. В. Дулькевич, А. И. Мозжухин и др.). Этому ресторану посвящены строки А. А. Блока «Я послал тебе чёрную розу в бокале…». В ресторане любил бывать и Григорий Распутин.

Дача Д. М. Цвета
    В 1910 г. по проекту архитектора Ф. Ф. фон Постельса в Сестрорецке, на набережные реки Сестры, 51А, было построено одно из самых замечательных деревянных зданий в стиле модерн.  Был внесён в реестр объектов культурного наследия, в 2009 г. сгорел.

"Золотая рыбка"
    Утрачено в 2000-х годах и ещё одно сказочное деревянное здание эпохи модерна, построенное по проекту фон Постельса в 1910-1911 годах - его собственный особняк на Каменном острове. Таинственная атмосфера Островов не однажды порождала мистические уголки.  Приверженность архитектора пластицизму подарила Петербургу прекрасный образец зооморфного (или, даже, ихтиоморфного) зодчества - стены деревянного дома с необычными формами были покрыты гонтом - тонкими резными дощечками, похожими на чешую, поэтому сказочное сооружение в городском фольклоре получило название «Золотая рыбка".

Арки победы
    К исторической встрече Гвардейского Ленинградского корпуса, которая состоялась 8 июля 1945 г.,   по созданным ещё во время войны проектам Д. С. Гольдгора и И. И. Фомина на пр. Обуховской обороны, В.А. Каменского в Автово на пр. Стачек и А.И. Гегелло на Пулковском шоссе (тогда Международном проспекте), были установлены три временные деревянные арки. Они были украшены  барельефами, лепными гирляндами и надписями, прославляющими героев-победителей.

Ресторан "Олень" в Зеленогорске
    Удивительный образец органической архитектуры был создан в 1967 г. по проекту архитекторов М. И. Евдокимова и А. П. Изоитко. Облицованное камнем и деревом здание и окружающие постройки романтично раскинулись на холме и вторят суровому северному ландшафту. Мощные скамьи и столы были сделаны из толстых досок, у камина устроен "уголок охотника", со стульями-пнями. Благодаря большой стеклянной стене посетители ресторана могли почувствовать себя в гармонии с окружающей природой. Здание снесено в 2007 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
В МЕНЮ

зодчество, architecture, wooden, несохранившиеся, petersburg, Петербург, деревянная

Previous post Next post
Up