По музеям и не только

Aug 25, 2019 18:24

Иногда удивляешься, насколько интересная судьба у некоторых экземпляров Ми-24.
На сей раз информационную пробежку начнём с выставок военной техники в бывшей Владычицы Морей.

Первый из них успел неудачно поучаствовать в перепилах:



Происхождением он с учебного аэродрома бывшего рижского авиаинженерного училища.
Его собрат по несчастью - Ми-24Д з/н 3532461715415, так же проданный чухонцами во времена дерибана советского наследия в 1993 году:





Даже нашлось его фото с курсантами:



В последние годы находится на авиабазе Dunsfold и принимает участие в выставках техники «Wings and Wheels», в 2014 году его перекрасили, как венгерский борт 335:



С какой целью не ведомо. Таким же он был и в 2018 году:



Полной уверенности нет, что эта та же самая машина, но какие-то реконструкторы «United Defence Force» выложили эти снимки:





Третий рижский вертолёт в мелкобритании на долго не задержался и был продан частникам в США. Опытный экземпляр Ми-24К з/н 3532424810853 в «El Mirage Field Adelanto», штат Калифорния:





В самой же Чухонии через некоторое время очухались и стали лепить всевозможные милитарные музеи (дабы привлечь туристов в свои Богом забытые края). По такому случаю в 2014 году был куплен венгерский Ми-24Д (б/н 115):



Сейчас он экспонируется на аэродроме «Tukums»:





Про остальные музейные вертолёты армий ВНР и ГДР стоит написать отдельную статью, ибо материала очень много.

Ещё один бывший советский вертолёт Ми-24В (з/н 3532422810014) находится в «Grenzmuseum Schifflersgrund» в западногерманской Тюрингии:



В прошлой жизни имел бортовой номер 01:



судя по свежему пятну краски под цифрами, его перед продажей перемаркировали:



Ещё один советский вертолёт Ми-24В (з/н 3532424015870) имеется в американском «Russell Military Museum», штат Иллинойс:



Пишут, что он происхождением из ДОСААФ:



Честно говоря, для машины 1980 года выпуска он выглядит несколько странно. Смущают устройства выброса ложных тепловых целей по бокам корпуса в кожухах-обтекателях (такие ставили с 1987 года) и отсутствие даже площадки под установку лампу СОЭП «Липа» (ими были оборудованы все строевые вертолёты):



Скорее всего, это какой-то бывший учебный экземпляр, собранный из бог весть чего.

Кроме собственно советских вертолётов, в Старом и Новом Свете присутствуют и геликоптеры азиатского происхождения. Несмотря на грандиозную шумиху в прессе о грандиозных трофеях, в ходе иракской войны 1991 года коалиция сумела захватить всего два экземпляра Ми-25.

Время и место не известны:



А это его же притянули на аэродром в Саудовской Аравии 18 марта 1991 года:





Пытаются оживлять:



Второй борт (явно брошенный в неисправном состоянии) был взят в плен 4 марта 1991 года:





Его уже куда-то притянули на подвесах:



Через много лета оба эти вертолёта попали в экспозиции. Авиабаза «Nellis» в штате Невада:





Второй же попал к младшему партнёру по коалиции. Сейчас он присутствует на задворках авиабазы рояльских ВВС «Spadeadam»:





Таким он выглядел некоторое время назад:



Третий оставшийся в живых иракский Ми-25 до недавнего времени находился в иранском «Military Museum Saadabad Palace»:



При оккупации Ирака в 2003 году никаких «крокодилов» пиндосы уже не нашли (а очень хотели). К тому времени их уже не осталось:





Китайская Народная Республика всегда очень хотела приобщиться к клубу владельцев Ми-24. Есть снимок, предположительно 80-х годов из Пакистана, где их генералы осматривают машину:



Однако, для них дело тоже ограничилось музейными экспонатами, полученными контрабандным путём. Первый находится в военном музее:



Поговаривают, что этот Ми-24В бывший из погранвойск СССР, полученный (скорее выкупленный) в Казахстане:



Два других Ми-24Д находятся на недействующем авианосце - развлекательном центре:



Оба в ужасном состоянии:









Ввиду отсутствия даже площадок под лампы СОЭП «Липа» это явно учебные машины. И, скорее всего, куплены в Киргизии, с учебного аэродрома «Фрунзе-1» бывших центральных курсов обучения иностранных пилотов.

С крайними вертолётами этого обзора приключилась настоящая детективная история. Интерпретации разных сторон несколько отличаются друг от друга, так, что только факты. В марте 1997 году самолёт Ан-124 приземлился на базе австралийских ВВС «Tindal». Из него выгрузили по две единицы Ми-8 и Ми-24:



Как оказалось, техника была закуплена правительством Папуа - Новой Гвинеи для участия в войне с сепаратистами с острова Бугенвиль. Эта достаточно грязная война велась, в том числе, и с привлечением ЧВК - «Sandline International». Разумеется, экипажи должны быть от наёмников.
Для примера, эта ЧВК использовала Ми-24 в Сьерра-Лионе:





Правительство Австралии тогда вовсю хотело прекращения боевых действий. По моему мнению, именно оно ввело таким образом оружейное эмбарго. Власти Папуа - Новой Гвинеи сообщили, что в Восточной Европе было приобретено 6 вертолётов за 24 миллиона бабасиков.

Фактически же машины были конфискованы и остались в Тиндале на долгие годы:





Самое интересное - это были геликоптеры модификации Ми-24Р(ХР) - разведчики радиационной и химической обстановки, за границы СССР такие не поставлялись!

Таким образом, круг подозреваемых значительно сузился. Пробежавшись по отчётам ООН выяснил и фактического поставщика - Республика Беларусь. Именно у них в реестре есть запись - «1997 - Papua New Guinea - 2 - MI-24P».

Правда, они, с целью замести следы, умышленно замаскировали модификацию, указав пушечный вариант Ми-24П. Судя по фото, машины были поставлены «как есть» - ещё в советском камуфляже «трилистник». Известны так же и заводские номера техники:

3534624311120 и 3534624311109.

В 2011 году тушки вертолётов ещё были на месте дислокации:



Previous post Next post
Up