Операция против порта Зонгулдак 6 ноября 1914 г. по турецким данным
Jun 15, 2022 00:05
Я уже поднимал несколько раз вопрос использования турецких данных при оценке результатов боевой деятельности Черноморского флота в Первой мировой войне: публиковал список потерь и ссылку на турецкую официальную историю Первой мировой войны на море, а также касался результатов обстрелов укреплений у Босфора. И вот довольно удачно я натолкнулся на турецкую статью, о Зонгулдакском районе в период 1914-1918 гг., в которой есть и глава, посвященная русским операциям, направленным против этого порта. А затем вышел еще на одну интересную статью.
К слову, кстати, как собственно выглядел порт Зонгулдака? Я нашел в сети три вот такие фотографии. На верхней хороши виден мощный мол, за которым от артиллерийского огня будут укрываться турецкие корабли. На нижнем этого мола нет, а он вроде бы был построен в 1906 г. (встречал такую информацию в одной группе в Facebook).
[Есть еще две такие, но...]Есть еще две такие, вроде бы из тех же краев, которые тоже были подписаны как Зонгулдак, но наверное это все-таки какой-то другой населенный пункт.
Вышедший 4 ноября 1914 г. из Севастополя русский флот в составе в составе дивизии линейных кораблей ("Евстафий", "Иоанн Златоуст", "Пантелеймон", "Три Святителя" и "Ростислав"), крейсеров ("Катул", "Память Меркурия" и "Алмаз"), а также минной дивизии в составе 9 миноносцев сначала прикрывал минную постановку у Босфора, а затем направился к Зонгулдаку.
Как говорится в книге "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 гг.", никаких точных сведений о расположении Зонгулдакских угольных сооружений не было. Погода была пасмурной, пошел дождь, мгла затянула берег. С расстояния 75-59 каб линкор "Ростислав" выпустил 26 253-мм снарядов, были видны пожары на берегу, но точные результаты огня были неизвестны. Чуть позже к берегу на 42 каб приблизился крейсер "Кагул" и выпустил по гавани и берегу 230 152-мм снарядов. Во время бомбардировки под берегом, в районе Зонгулдака, были замечены два парохода, из которых один был уничтожен миноносцами, другой расстрелян "Кагулом". Кроме того, еще немного позднее, мористее были обнаружены три парохода - "Безми Ален", "Митхад-Паша" и "Бахри Ахмет" с войсками и военными грузами, которые были потоплены огнем эскадры. Итого заявлено пять пароходов.
Крейсер "Кагул"
Действительно, все эти потери подтверждаются турецкими данными. Были потоплены два угольщика. Поскольку они отсутствуют в турецком перечне потерь торговых судов во время Первой мировой войны, скорее всего это были какие-то небольшие суда. По данным одной из турецких газет того времени в Козлу затонуло судно Nikba ("Никба"). Репортер другой газеты указал на потопление парохода Nikita ("Никита") или Nikna ("Никна") вместимостью 640 брт, но скорее всего речь об одном и том же судне. Кроме того был слегка поврежден пароход Beykoz ("Бейкоз"). О втором потопленном судне газетчики не писали.
Соглано телеграмме губернатора округа Болу в МВД на суше были разрушены пути узкоколейной железной дороги, предназначенной для перевозки угля (был дан приказ об их восстановлении в течение 24 часов), французская больница, школа и консульство. Повреждений угольных шахт и инфраструктуры угледобычи не было. Небольшие повреждения были также в порту Козлу и на находившемся там судне (в отличие от журналистов о его потоплении губернатор не сказал). При первых же выстрелах сбежал из города губернатор округа Зонгулдак, за что был отдан под суд. Погибших не было, но был ранен один солдат и один мирный житель или, по другим данным, четверо мирных жителей.
Также были потоплены три транспорта со следующими правильными названиями: Mithatpaşa ("Митхатпаша"), Bahr-i Ahmer ("Бахри Ахмер") и Bezm-i Alem ("Безми Алем"). Этот отряд судов безо всякой охраны вышел из Стамбула в 22:00 5 ноября и направлялся в Трабзон или Самсун. Приказом на переход была предписана дистанции 10 миль между кораблями. Соблюдая светомаскировку они двигались в сторону Зонгулдака. На "Безми Алем" был груз пшеницы, бобов, а также два самолета, бомбы и авиационная рота. Другие два транспорта везли одежду, обувь и военное снаряжение. Из-за плохого качества угля скорость ограничивалась 5-6 уз. Утром с судов со стороны берега были замечены пять-шесть дымов, но именно из-за того, что они шли от берега, их приняли за турецкий флот. Даже услышав выстрелы, моряки с судов посчитали, что идет бой между русским и турецким флотом. Первыми под огонь попали "Бахри Ахмер" и "Безми Алем". Получая повреждения они стали разворачиваться в сторону Эрегли. Судя по всему они не соблюдали предписанный интервал, а как раз третий транспорт - "Митхатпаша" шел концевым и на некотором удалении. Он тоже начал поворачивать, после попаданий люди стали выпрыгивать за борт и по свидетельствам моряка с "Митхатпаши" в итоге корабль был добит торпедой. На судах было 220 членов экипажей, часть из которых утонула. 17 человек спаслись и доплыли до берега, а 120 попали в плен (часть была потом отправлена в Сибирь). Потеря трех крупных транспортов вызвала конфликт между командованием флота и главнокомандованием турецкой армии.
Немного о потопленных транспортах. "Безми Алем", построен в Глазго в 1888 г. как грузопассажирское судно. Длина 118,1 м, ширина 13,4 м, осадка 9,8 м, вместимость 4527 брт, паровая машина мощностью 3000 л.с., скорость 13 уз. В Турции с 1906 г.
"Безми Алем"
"Бахри Ахмер" построен в 1893 г. в Ньюкасле. Длина 108,9 м, ширина 12,7 м, осадка 7,8 м, вместимость 3724 брт, паровая машина мощностью 2200 л.с., скорость 11,5 уз. В Турции с 1911 г.
"Бахри Ахмер"
"Митхатпаша" построен в 1900 г. в Ньюкасле. Длина 112,8 м, ширина 14,1 м, осадка 6,7 м, вместимость 4455 брт, паровая машина мощностью 4800 л.с., скорость предположительно 15 уз. В Турции с 1911 г.