Османский офицерский корпус в войне 1877-1878 гг. // Часть II - резервные и временные подразделения

Jan 19, 2023 09:24


Оглавление публикации:
Часть I - формирование
Часть II - резервные и временные подразделения

Часть III - стратегическое командование Часть IV - оперативное командование

3. Резервисты

После Крымской войны, в то время как европейские армии, особенно русская, претерпели большие изменения, организационная структура османской армии осталась неизменной. Поскольку личный состав был в значительной степени неграмотен, невозможно было создать институциональную структуру, которая бы обеспечила передачу военного опыта в письменной форме. Обучение продолжало основываться на устной передаче опыта путем непосредственного обучения командирами в частях. Помимо необразованности, обучению и передаче опыта мешало отсутствие действенной системы наказаний и поощрений. Это также свидетельствовало о том, что военное руководство не придавало большого значения боевому опыту и успехам. Боевые успехи офицеров и войск часто не учитывались. Командиры, отправленные на войну и ставшие виновниками поражений по своей некомпетентности или небрежности, благодаря протекции и связям смогли вернуться на свои прежние должности не будучи наказанными.


В то время как существовали большие проблемы со пополнением офицерами даже существующих регулярных частей, после решения о создании обученного мобилизационного резерва (Redif) в 1834 г., потребность в подготовленных офицерах достигла неуправляемых размеров. Резервные части Редиф (Redif-i Asakir-i Mansure) явились важным шагом на пути к всеобщей воинской повинности. Теперь значительная часть мусульманского населения была обязана предоставить воинов в армию. Те, кто был призван на военную службу, уходили или в регулярную армию (низами) или в резервную (редиф), что определялось жеребьевкой в их родном городе. Солдаты регулярной армии должны были проходить военную службу в регулярных армейских частях в течение четырех-шести лет, в то время как солдаты резерва должны были получить базовую военную подготовку в мирное время, а затем проходить регулярную переподготовку. Во время войны они немедленно присоединялись к своим войскам и усиливали регулярную армию. Планировалось получить офицеров для резервных подразделений за счет местных ресурсов, как это практиковалось в различных европейских странах, особенно в Пруссии. Поскольку финансирование резервистов производилось эялетами (провинциями), то было решено, что офицеры будут выбираться из детей местной знати (аянов). Предполагалось, что таким образом будет удовлетворена потребность в офицерах и обеспечена заинтересованность местной знати. На практике оказалось, что местная власть стала таким образом приобретать слишком большой вес, и тогда от такого способа комплектования отказались в пользу назначения в резервные части регулярных офицеров. Естественно, из-за их общей нехватки, к резервистам назначалось мало офицеров, а сами части резервистов стали своеобразной ссылкой, куда отправляли неудачных, некомпетентных или проблемных офицеров, от которых регулярная армия хотела избавиться.

Во время большой реформы 1869 г. военный министр Хусейн Авни-паша проигнорировал все эти проблемы. Как и многие османские реформаторы до него, он предпочел количество качеству, увеличив срок службы с 12 до 20 лет и введя в резерве новую категорию - ополчение (мустахфиз), в которой полагалось служить восемь лет. Несмотря на то, что в новом законе большое значение придавалось именно количеству, полноценной переписи не проводилось. Хотя прежние призывные районы не претерпели изменений, количество полков, которые они должны были выставить, было увеличено вдвое. Теоретически помимо квоты для регулярной армии, каждый регион должен был предоставить два резервных батальона первого класса (redif mukaddem), два резервных батальона второго класса (redif sani) и два батальона ополченцев (müstahfız). При этом, вопреки логике создания резервных войск, вместо того, чтобы распределять демобилизованных из регулярных войск солдат по резервным батальонам, военное командование решило сосредотачивать их в совершенно отдельных резервных батальонах (kısm-ı evvel). Такой шаг показывал, что военные не слишком полагались на солдат резерва. В итоге нужные показатели численности резерва были достигнуты - для участия в войне 1877-1878 гг. было мобилизовано 343 000 резервиста. Однако уровень их подготовки и боевого духа был настолько разным, что современникам трудно было дать им единую оценку.

4. Временные отряды

Закон 1869 г. явился результатом неохотных усилий по созданию крупной массовой армии, которая должна была принять на себя основную тяжесть войны на два фронта против самого опасного врага - России. Однако, вопреки ожиданиям османских военных реформаторов, армия в период с 1869 по 1877 год почти непрерывно использовалась для обеспечения внутренней безопасности и других задач общественного порядка, а не готовилась противостоять России. С одной стороны, османское правительство вводило в действие новые законы и постановления, обеспечивала обучение, закупку оружия и снаряжения для подготовки армии к войне с русскими. А с другой стороны, воинские подразделения разделялись на части и использовались в низкоинтенсивных, но кровопролитных войнах и конфликтах, таких как подавление восстаний, противопартизанские операции и борьба с бандитизмом вдали от их основных мест службы. Результатом этого явилась практика "временных отрядов", которые представляли собой временные сводные подразделения, создававшиеся из различных находившихся "под рукой" военных частей, которые чаще всего назывались именем командира. Зачастую временные отряды становились постоянными, и после подавления одного восстания, перебрасывались для подавления другого.

Таким образом, большинство батальонов проводили больше времени в этих так называемых "временных отрядах", чем в своих полках или бригадах. Военная организация уровнем выше батальона оставалась зачастую только на бумаге. Постоянно руководя "временными отрядами", командиры уровнем выше батальонного, ни на командном, ни на штабном уровне часто не получали практического опыта руководства своими соединениями, а также не имели нужной сплоченности с ними. Например, известный командующий обороной Плевны Осман Нури-паша больше времени проводил в противопартизанских операциях, чем в классических боевых действиях. После непродолжительной службы в качестве штабного офицера во время Крымской войны он сражался с повстанцами, бандитами или разными племенами почти во всех уголках империи от Ливана до Крита и от Йемена до Балкан. Точно таким же образом выглядели послужные списки большинства высокопоставленных османских офицеров того времени.

Доходило до того, что правительство использовало вооруженные силы для выполнения всех видов правоохранительных функций, включая сбор налогов. За исключением некоторых элитных частей, все регулярные части должны были выделять значительную часть своего времени на такого рода невоенные задачи. Особенно характерно это было для 4-й, 5-й и 6-й армий, в зонах ответственности которых было особенно много бандитизма и межплеменных конфликтов. Подобные правоохранительные обязанности не только отрицательно сказывались на военных качествах задействованных подразделений, но и представляли возможности для личного обогащения и коррупции в среде офицеров.

(Продолжение следует)

Вторая половина XIX в, Турция, Сухопутные войска, Военная история

Previous post Next post
Up