Через прожитые школы, хорошие и плохие, государственные и частные, общеобразовательные и музыкальные, я прошла большой путь ломки своего к ним отношения. Нет, никакого просветления, я просто научилась молчать на эти темы, игнорировать колхозы, ничего ни от кого не ждать, вежливо здороваться и всегда говорить спасибо.
Обычно этого достаточно.
Но несколько дней назад мне начали звонить учителя и родители из музыкальной школы и просить встать между молотом и наковальней. История банальная, директор против учителя, учителя против директора, одеяло трещит, учитель включил жертву, дети страдают за справедливость, у родителей появились темы для общения. Меня попросили вмешаться в конфликт, потому что мой сын в этой школе - выпускник на хорошем счету. У меня много работы, сборы в разные школы, куча подвисших дел, времени нет, и вообще я не хочу, поэтому, конечно же, я согласилась и пошла к директору на переговоры.
Встреча прошла прекрасно. Беседа свелась к взаимному хамству, усмешкам, оскорблениям и угрозам. Батлы гнойных рэперов проходят более дружелюбно. Я посчитала это провалом, плюнула и пошла дальше заниматься своими делами.
Но всем наоборот понравилось, и мне стали звонить и просить пойти с жалобой в комитет культуры. Я прикинула, что если в школе искусств так разговаривают, то в комитете культуры, наверно, говном кидаются. А я еще помню, как в администрации консерватории Римского-Корсакова, где я была по вопросам, не относящимся к искусству, я испытала культурный шок от количества мата и криков в их кабинетах. Так я узнала, что культура и образование - вещи страшные и беспощадные. А я малокультурный и слабообразованный человек. Поэтому я решила никуда не ходить больше.
Тем более что и директор школы на следующий день передумал быть идиотом все портить, перестал хамить, пришел на собрание и сказал, что у него все будет хорошо, сделают они детей в школе культурными и образованными, и долго рассказывал про новые ништяки и пряники. Я не стала его слушать до конца, все равно жизнь все сделает по-своему, и ушла думать про другого сына и его новую школу.
С другим сыном все намного проще, никаких иллюзий, все прозрачно и понятно. И, главное, никуда не надо жаловаться. Все сами на тебя пожалуются.
Понимая, что этот сын в школе не задержится, я решила добавить антуража в его юность, и перевела его в школу в центре города. Вокруг старые дворы, набережная Фонтанки, Невский проспект, "Ленин с лошадью" (так я, как и многие еще тупенькие, но уже с промытыми мозгами детишки в детстве видела клодтовских коней на Аничковом мосту). Все это окружение по моему плану непременно добавит в его жизненный репертуар мыслей и содержания. Здесь даже бомжи в подворотнях - спившиеся художники и поэты, здесь даже социальное дно - произведение искусства. Так я размышляла, пока вчера шла с сыном на торжественную линейку в новую школу.
Маленький двор старого дворцового здания школы плотно забился людьми с цветами. Сын ушел к старшеклассникам. Я прижалась к стенке дома и видела мало из-за толпы. В ожидании начала торжества я наблюдала, как красивая молодая женщина фотографирует своего ребенка. Ее большой зад обтянут мини-платьем, красивые загорелые ноги в туфлях на высоченных каблуках с платформой, руки с длинными яркими ногтями цепко вертят большой смартфон, она наклоняется, отлавливая ракурс, и от ее полуголой шоколадной груди разлетаются в разные стороны шум волн, крик чаек, запах моря, мартини и турецких духов. Она никак не может сделать идеальный кадр, командует ребенку улыбаться лучше, наклоняется ниже, пятится назад, утыкается задравшимся задом в лицо чужому ребенку, практически уже села ему на голову. Ребенок замер. Отец ребенка замер еще раньше. Но такой уж день, праздник знаний.
Началось все как обычно. Длинные речи в паршивый микрофон. Все рады, надеются, хотят, верят, знают, будет трудно, но недолго интересно. Единственное отличие от прошлых школ - длинный перечень известных лиц, закончивших эту школу:
- все вы знаете, что нашу школу закончили такие выдающиеся люди, как известный писатель Говлатов, гениальный поэт Цветик, величайшая поэтэсса Стихоплетова, без преувеличений великий писатель Прозаиков, непревзойденный артист и писатель Гайкин, такие поэты и писатели как Плодовитый, Острослов, Правдоруб, Рифмоскладова и, конечно, не будем забывать товарища Бдыщева.
Это заинтересовало и обнадежило. Напрасно. Пригласили "на сцену" выступить 11-классников, ничего нельзя было видеть за спинами, но после паузы в микрофон закартавил прыщавый голос юноши:
Вот и осень золотая
Здравствуй школа дорогая
Хватит веселиться
Пришла пора учиться
Его поддержал басовитый голос старшеклассницы, перескочив на другой стиль высокой поэзии:
Здравствуй школа, здравствуй школа!
Как мы рады быть здесь снова!
Школа нам родимый дом
Счастье нам учиться в нем
Текст здесь и далее не точный, но близкий по смыслу и стилю, на деле было все хуже. В голове у меня застонали чьи-то голоса, это поэт Цветик зарыдал, поэтэсса Стихоплетова закурила и пустила мне в мозг колечки дыма "дура, лучше бы ты пошла в комитет культуры...", Прозаиков сплюнул: "слушайте, ну, я тут учился всего два года и часто болел", Говлатов мрачно заметил: "Да ладно вам ныть, подумаешь, школьная линейка, мое имя у них в столовой намарано "здесь говлатов жрал", а на стене в сортирах намазано "здесь говлатов...".
Наверно, школьные учителя литературы и русского языка на время линейки сидят связанные с кляпом во рту в школьной раздевалке. Я не верю, что они стоят там рядом и слушают это все с улыбкой:
"...а сейчас перед нами выступят наши первоклассники, они хоть и маленькие еще, но уже много знают, идите сюда, наши дорогие!".
После долгой заминки раздается треск, фонящий свист микрофона и бодренький детский голосочек аккуратно диктует без запиночки:
я вчера была тупица,
а сегодня ученица!
Пауза (видимо, передавали микрофон и подбадривали), и тихий стеснительный голос мальчика:
мы теперь не дураки,
мы теперь ученики!
Страшный скрип микрофона и дорвавшийся до славы звонкий голосище девчонки:
я в носу не ковыряю
алфавит я повторяю!
Они визжала на таких высоких частотах, что микрофон не выдерживал а из ушей пошла кровь и это было похоже на атаку.
Я написала сыну смс-ку "Толя, я уехала, дальше сам". И пошла дворами прочь. В спину летели пули:
...все ведут сюда дороги
....дорогие педагоги
Я прибавила шагу. Эхом рикошетило по стенам:
надо детям не робеть
у доски считать уметь...
А по пути в одной из дворовых арок молодая мать орала на пацанчика-младшеклассника:
- я сказала быстро! домой! передеваться! не понял?! какая линейка?! посмотри на себя!
И мне вдруг так захотелось дать пинка по жопе этому пацану. Это было бы очень логично в данном жанре, в этой подворотне, рядом с этой линейкой, доведенной до криков матерью и миропознанием пацана. Отличная короткометражка бы получилась. Но я пронеслась мимо. Я недостаточно культурна для этого ответственного шага передачи жизненного опыта.
Позвонила своей маме и дурашливым голосом прокричала:
- Мама, еду я домой, буду кофе пить с тобой!
- понятно, пойду ставить чайник
- чаю мне не наливай, лучше кофе доставай!
- оооох, все ясно, так может водки?
- водка это хорошо, но ждут дела меня ишо!
-ну, с 1 сентября, дочка...
- угу, спасибо
но понятно, откуда наши будущие классики-поэты появляются
"про молодых питерских поэтов"